дело № 2а-732/2020
УИД 03RS0033-01-2020-001020-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 08 октября 2020 года
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Басырова Р.Р., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-732/2020 по административному иску Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие в сфере организации и осуществления органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, обязании разработать программу профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и размещения её на сайте,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан Смольянинов В.Н. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие в сфере организации и осуществления органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, обязании разработать программу профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указав в обоснование иска, что в январе 2020 года в ходе проведения мониторинга сайта администрации сельского поселения выявлено, что в нарушение п. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статей 4, 10, 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не опубликована на официальном сайте программа профилактики нарушений на текущий 2020 год о мероприятиях по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. 29.01.2020 главе сельского поселения внесено представление, однако до настоящего времени меры по фактическому устранению выявленных нарушений не приняты.
Административный истец Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан Смольянинов В.Н. в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела без его участия в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Глава сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО1 в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражает, требования административного иска признала полностью.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 17.1 указанного Федерального закона органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 4 ст. 8.2 Закона № 294 Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Требования к размещению органом муниципального контроля программы профилактики нарушений утверждены в разделе II данного постановления.
Программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года. Разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с настоящим документом и актами об организации профилактической работы (пункт 3).
Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года (пункт 5).
Программа профилактики нарушений состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года (пункт 6).
В плане мероприятий по профилактике нарушений содержится указание на мероприятия по профилактике нарушений, сроки (периодичность) их проведения, при необходимости место реализации, ответственные подразделения и (или) ответственные должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля для проведения следующих основных мероприятий по профилактике нарушений (пункт 9).
В программе профилактики нарушений указываются подразделения и (или) должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, уполномоченные на выдачу при получении органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2. Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» либо в соответствии с положениями иных федеральных законов. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может носить плановый характер (пункт 10).
На официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений (пункт 12).
Как следует из письменных материалов дела, по итогам проведенного мониторинга официальных сайтов органов власти заместителем межрайонного прокурора Чураевым И.И. составлена справка от 29.01.2020 (л.д. 9-11).
29.01.2020 главе сельского поселения прокуратурой внесено представление об устранений нарушений законодательства при осуществлении муниципального контроля с требованием о разработке и размещению на сайте программы по профилактике нарушений (л.д. 12).
Из ответа главы сельского поселения исх. № 18 от 28.02.2020 следует, что представление прокуратуры рассмотрено, принято постановление об утверждении программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в рамках осуществления муниципального контроля на 2020 год, постановление размещено на сайте администрации, указанные документы приложены к ответу (л.д. 13).
Вместе с тем, судом установлено, что выявленные прокуратурой нарушения не устранены административным ответчиком по настоящее время.
Размещенное на сайте сельского поселения постановление об утверждении программы и приложенный к нему документ, не является фактически программой, о составлении которой требует прокуратура, поскольку составленный сельским поселением документ не отвечает требованиям, изложенным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».
Так, составленная и размещенная на сайте сельского поселения программа профилактики нарушений, не отвечает требованиям пунктов 6-12 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, т.к. в документе отсутствуют: аналитическая часть программы с отражением видов и обзоров по каждому виду осуществляемого муниципального контроля, требованиями, установленные муниципальными правовыми актами, количество подконтрольных субъектов, данные о проведенных мероприятиях по контролю, информация о мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах, анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба, основанные на описании подконтрольной среды цели и задачи программы; план мероприятий по профилактике нарушений на один год и проект плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, включающие в себя обязательные сведения, указанные в пунктах 8-9 указанного Постановления Правительства РФ; отчетные показатели на один год и проект отчетных показателей на последующие 2 года.
В составленном сельском поселении документы не установлены отчетные показатели.
Вышеизложенные, а также иные недостатки в документе сельского поселения, в совокупности не позволяют считать изготовленный сельским поселении документ программой, а выявленные нарушения прокуратуры устраненными.
Каких-либо достоверных доказательств обратного представителем административного ответчика суду представлено не было, в том числе в письменном ходатайстве, направленном в суд.
Более того, в своем ходатайстве административный ответчик требования прокурора признал в полном объеме, выразил своё согласие на рассмотрение дела в упрощенном порядке.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что бездействие административного ответчика по исполнению требований прокурора нарушает общие принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в частности, в сфере профилактики нарушений и получении ими информационной поддержки, в связи с чем, заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В данном случае, с учетом требований разумности, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей по созданию на официальном сайте раздела (подраздела), и размещения в нем информации о реализации мероприятий, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к администрации сельского поселения Николаевский муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия выразившееся в не разработке и не опубликовании на официальном сайте программы профилактики нарушений на текущий 2020 год о планируемых мероприятиях по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выразившееся в не разработке и не опубликовании на официальном сайте программы профилактики нарушений на текущий 2020 год о мероприятиях по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Обязать администрацию сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в течение 30 дней с момента вступления данного решения в законную силу разработать и разместить на своём сайте программу на 2020 год о мероприятиях по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, разработанную в соответствии с требованиями Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Басыров Р.Р.