ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-732/2023 от 09.11.2023 Режевской городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0049-01-2023-000892-78

Дело № 2а-732/2023

Мотивированное решение изготовлено 09 ноября 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2023 года город Реж

Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Старковой Е.Н., при секретаре Дрягилевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Режевского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Режевской городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанностей, указав следующее. Режевской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия по исполнению законодательства о гражданской обороне, требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечении безопасности мест массового пребывания людей на территории Режевского городского округа. В ходе проверки установлено, что в населенных пунктах д.Сохарево, д. Першино, д.Голендухино, д.Соколово, д.Фирсово, пос. Костоусова, д.Воронино, д.Колташи, с. Октябрьское, Режевского района отсутствует система оповещения.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных, городских округов относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы, местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно п.3 Приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (Далее Приказ) оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В силу п. 4,7 Приказа система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее-РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации. Согласно вышеуказанным нормам законодательства орган местного самоуправления ответственен за экстренное оповещение населения, однако фактически, в населенных пунктах на территории Режевского городского округа муниципальная система оповещения не создана.

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Главным распорядителем бюджетных средств на территории Режевского городского округа является администрация Режевского городского округа.

В настоящее время администрация Режевского городского округа не обеспечивает оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, данное обстоятельство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья, граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

На основании изложенного, просит суд обязать Администрацию Режевского городского округа установить систему оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории населенных пунктов д. Сохарево, д. Першино, д. Голендухино, д. Соколово, д. Фирсово, пос. Костоусово, д. Воронино, д. Колташи, с. Октябрьское Режевского района Свердловской области в срок до 28.03.2024 г.

Определением Режевского городского суда Свердловской области от 02.11.2023 г. производство по административному делу 2а-732/2023 по исковому заявлению Режевского городского прокурора обратившегося в интересах неопределенного круга лиц в части установления системы оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории населенных пунктов д. Сохарево Режевского района Свердловской области в срок до 28.03.2024 г.- прекращено, в связи с принятием судом отказа истца Режевского городского прокурора от требований в данной части.

В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Шастова М.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям указанным в нем.

Представитель административного ответчика Администрации Режевского городского округа Дзюина А.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в отзыве на иск, при удовлетворении судом требований просила продлить срок исполнения обязанности.

Представители заинтересованных лиц - Территориальное Управление по с.Черемисское Администрации Режевского городского округа, Территориальное Управление по пос. Озерный Администрации Режевского городского округа, Территориальное Управление по с.Липовское Администрации Режевского городского округа, Территориальное Управление по с.Глинское Администрации Режевского городского округа, Территориальное Управление по с.Арамашка Администрации Режевского городского округа, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направив ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, отзывы на иск в которых просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица ОНД и ПР Режевского городского округа, Артемовского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.

Поскольку на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к разрешению и рассмотрению административного дела, то суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных, городских округов относятся: - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Согласно ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы, местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно п.3 Приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (Далее Приказ) оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В силу п. 4,7 Приказа система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения. Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.8-5 4.1 ст. 11 Закона Свердловской области от 27.12.2004 г. №221-03 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» в соответствии с федеральным законом органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения от чрезвычайных ситуациях.

Согласно вышеуказанным нормам законодательства орган местного самоуправления ответственен за экстренное оповещение населения, однако фактически, в населенных пунктах на территории Режевского городского округа муниципальная система оповещения не создана.

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Главным распорядителем бюджетных средств на территории Режевского городского округа является администрация Режевского городского округа.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, также пояснениями представителя ответчика, что в населенных пунктах д. Першино, д.Голендухино, д.Соколово, д.Фирсово, пос. Костоусова, д.Воронино, д.Колташи, с. Октябрьское, Режевского района Свердловской области отсутствует система оповещения.

05.05.2023 г. Режевским городским прокурором в адрес Главы Режевского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечении безопасности мест массового пребывания людей на территории Режевского городского округа. (л.д

Факт выявленных недостатков стороной административного ответчика не оспаривался. Доказательств, опровергающих доводы прокурора, ответчики суду не представили.

С учетом изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Режевского городского прокурора в полном объеме, с возложением обязанности на Администрацию Режевского городского округа (ИНН 6628003011) установить систему оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории населенных пунктов д. Першино, д. Голендухино, д. Соколово, д. Фирсово, пос. Костоусова, д.Воронино, д. Колташи, с. Октябрьское Режевского района Свердловской области в срок до 28.03.2024 г.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Режевского городского прокурора – удовлетворить.

Обязать Администрацию Режевского городского округа (ИНН 6628003011) установить систему оповещения населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории населенных пунктов д. Першино, д. Голендухино, д. Соколово, д. Фирсово, пос. Костоусова, д.Воронино, д. Колташи, с. Октябрьское Режевского района Свердловской области в срок до 28.03.2024 г.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Е.Н. Старкова