Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2019 года <адрес>
Калужский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Калининой Н.Н.,
при секретаре Алексашкиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Роспотребнадзора по <адрес>, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО2 о признании незаконным бездействия, понуждении к осуществлению процессуальных действий,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным иском к Управлению Роспотребнадзора по <адрес>, просил признать незаконным бездействие ответчика, обязать осуществить возложенные на него изложенные на него законом процессуальные действия.
В обоснование требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ им, как потребителем, было подано административному ответчику заявление о привлечении продавца к административной ответственности за нарушение требований статей 8, 9 «Закона о защите прав потребителей». ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ Управления Роспотребнадзора по <адрес> на его обращение, в котором истцу предложено письменно обратиться к продавцу. При этом, по мнению административного истца, ответчиком не было принято процессуального решения по его обращению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО2
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, указав что по результатам рассмотрения его обращения, административным ответчиком должно было быть вынесено либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснив что при рассмотрении заявления истца ответчик руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ.
Административный ответчик заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела судом извещалась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по <адрес> поступило заявление ФИО1 о проведении проверки и привлечения лиц, виновных в нарушении прав потребителей, к административной ответственности в соответствии со ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Поводом к обращению послужило неразмещение в нарушение требований статей 8, 9 Федерального закона «О защите прав потребителей» в интернет-магазине Play Market информации об изготовителе, исполнителе, продавце, месте нахождения и т.д. в отношении приложения для операционной системы Black Diamond от Abu Moo.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение ФИО1 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО2 дан ответ за № о том, что согласно п. «в» ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ для проведения проверки по изложенным заявителем обстоятельствам, с указанными требованиями заявителю первоначально необходимо обратиться в адрес продавца (исполнителя).
Установленные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.2 чт.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон №) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся, в том числе организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона № одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
Как предусмотрено частью 1 ст. 10 Федерального закона № предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с частью 2 ст.10 Федерального закона № основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров;
2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно пункту 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 764 (далее – Административный регламент) предметом государственного контроля (надзора) является деятельность или действия (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых индивидуальных предпринимателей, проверяемых граждан (далее - лица, подлежащие проверке) требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
На основании пункта 34 Административного регламента в случае, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер должностные лица Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении такой проверки.
Пунктами 5, 5.12 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 322 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В соответствии с пунктами 4.14, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденной Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 28 письменное обращение, поступившее в Роспотребнадзор, территориальный орган, подведомственное учреждение или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения. Ответ на обращение, подписанный руководителем Роспотребнадзора или его заместителем, руководителем территориального органа, подведомственного учреждения Роспотребнадзора или его заместителем либо уполномоченным на то лицом, направляется в соответствующее структурное подразделение, ответственное за организацию работы с обращениями для присвоения ему исходящего регистрационного номера.
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в Роспотребнадзор (его территориальный орган, подведомственное учреждение) или соответствующему должностному лицу (пункт 4.21 инструкции).
На основании изложенного, оценив установленные фактические обстоятельства дела и приведенные доводы сторон, суд приходит к выводу, что обращение административного истца в Управление Роспотребнадзора по <адрес> рассмотрено административным ответчиком в соответствии с требованиями приведенных положений законодательства, в установленный срок, по результатам обращения заявителю дан ответ со ссылкой на требования правовых норм, подлежащие применению в рассматриваемой ситуации. Каких-либо допущенных ответчиком нарушений прав заявителя при рассмотрении его обращения судом не установлено. Основанных на доказательствах доводов об их наличии истцом суду не приведено.
При этом административным ответчиком обоснованно учтено, что в обращении истца отсутствовали сведения о причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, о возникновении чрезвычайных ситуаций, что может послужить основанием для проведения ответчиком внеплановой проверки по обращению граждан без их предварительного обращения за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к соответствующему юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, доказательств обращения истца за защитой своего права в указанном порядке, истцом ответчику не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу что предусмотренная законом совокупность условий, влекущая удовлетворение требований административного истца, по делу отсутствует.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Роспотребнадзора по <адрес>, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>ФИО2 о признании незаконным бездействия, понуждении к осуществлению процессуальных действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Калинина
Мотивированное решение составлено 17.09.2019