Дело №2а-733/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании уведомления незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. получила от ответчика уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ..., мотивированное нахождением земельного участка в 30-ти метровой защитной противопожарной зоне. ФИО1 считает, что у административного ответчика отсутствовали законные основания, предусмотренные частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, для выдачи такого уведомления. Согласно кадастровому плану земельного участка, размещенному на официальном сайте Росреестра, 30-ти метровая защитная противопожарная зона в районе земельного участка административного истца отсутствует. Ранее администрация Прионежского муниципального района РК выдавала разрешение на строительство на данном и смежном земельных участках без каких-либо ограничений. Все параметры планируемого к строительству жилого дома соответствуют требованиям законодательства, соответственно, отказ в разрешении строительства индивидуального жилого дома является незаконным. Считая свое право нарушенным, ссылаясь на положения статьи 12 Гражданского кодекса РФ, ФИО1 просит суд признать незаконным уведомление администрации Прионежского муниципального района РК от хх.хх.хх г.№ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №; обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление о начале строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №.
Административный истец в судебном заседании административный иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика администрации Прионежского муниципального района РК А., действующая на основании доверенности, иск не признала, заявив о вынесении уведомления в соответствии с положениями действующего законодательства, поддержав доводы, изложенные в возражениях на административный иск, указав, что земельный участок, планируемый ФИО1 к застройке, расположен в границах 30-ти метрового защитного противопожарного расстояния от земель лесного фонда. Ранее разрешение на строительство выдавалось иным органом в соответствии с действующим в то время законодательством, в отношении земельного участка с другим кадастровым номером.
Представитель заинтересованного лица ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По договору купли-продажи земельного участка от хх.хх.хх г. ФИО1 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., находящийся по адресу: ..., на землях населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства.
Вышеуказанный договор купли-продажи зарегистрирован в Управлении Росреестра по РК хх.хх.хх г., номер регистрации №.
В дальнейшем в результате раздела данного земельного участка были образованы два земельных участка: кадастровый номер №, площадью ... кв.м.; кадастровый номер №, площадью ... кв.м.
хх.хх.хх г. ФИО1 в адрес администрации Прионежского муниципального района РК было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
В ответ административный ответчик направил ФИО1 уведомление от хх.хх.хх г.№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, со ссылкой на положения пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункт 4.14 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
На основании статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 56 Земельного кодекса РФ регламентирует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Одним из основных принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, утвержденными Решением Совета Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г.№, с изменениями, внесенными Решением Совета Прионежского муниципального района РК от хх.хх.хх г.№, установлены градостроительное зонирование и градостроительные регламенты.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-2 «зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами». Один из основных видов разрешенного использования земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Из письменных материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером № граничит с земельным участком с кадастровым номером №, относящимся к землям лесного фонда.
Административный истец намерена осуществить строительство жилого дома на своем земельном участке на расстоянии 8,5 метров от земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый); нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (абзац пятнадцатый).
Согласно пункту 4.14 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит оспариваемое уведомление законным, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства на расстоянии 8,5 метров от земель лесного фонда, т.е. менее предусмотренного противопожарного расстояния от границы застройки сельского поселения до лесных насаждений в лесничествах.
Соответственно, отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о начале строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в иске к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании уведомления незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 20 декабря 2019 года.