Дело № 2а-733/2020
УИД 79RS0006-01-2020-001626-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 23 декабря 2020 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Доценко О.А.
с участием
административного истца ФИО1
представителя
административного истца ФИО2
представителя
административного ответчика ФИО3
заинтересованного лица ФИО4
представителя
заинтересованного лица ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании незаконным нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
03.12.2020 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявле6нием к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании незаконным нормативно-правового акта. Свои требования мотивировал тем, что приказом Комитета тарифов и цена правительства ЕАО от 26.11.2020г. № 34/5-П отменены приказы Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 09.12.2019г. № 29/2-П об установлении тарифа на водоснабжение и водоотведения для ООО «ЕКС» на 2020 год и от 21.10.2020г. № 21/4-П об установлении тарифа на водоснабжение и водоотведение для ООО «ЕКС» на 2021 год. Дополнительно 26.11.2020г. при видеоконференцсвязи с Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО по установлению тарифа на тепловую энергию на 2021 год для ООО «Южное ЖКХ», руководителем Комитета ФИО5 было разъяснено ФИО4, что применение тарифа ООО «ЕКС» при расчетах с населением для ООО «Сервис Строй» будет незаконно и является основанием для привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, после видеоконференцсвязи ФИО4 издается постановление № 540 от 26.11.2020г., в соответствии с которым она до утверждения тарифа ООО «Сервис Строй» на водоснабжение и водоотведение разрешает применять тариф, утвержденный приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 09.12.2019г. № 29/2-П на 2020 год для ООО «ЕКС». При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. К полномочиям органов местного самоуправления разрешение применения тарифов, установленных для других юридических лиц, не отнесено. Постановление № 540 от 26.11.2020г. является нормативно-правовым актом, поскольку устанавливает правила, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц и затрагивает его права, поскольку он проживает в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и пользуется услугами водоснабжения и водоотведения. Применение при расчетах за указанные услуги тарифа, который утратил свою силу, с разрешения неуполномоченного органа местного самоуправления, нарушает его права, поскольку в соответствии с незаконным нормативно-правовым актом, ему будет производиться начисление и взимание оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения. Просит суд признать незаконным постановление главы администрации Смидовичского городского поселения № 540 от 26.11.2020г.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный акт вынесен в нарушение норм действующего законодательства, кроме того, нарушает его права как потребителя услуг по водоснабжению и водоотведению, поскольку на основании постановления № 540 от 26.11.2020г. должны применяться тарифы, которые утратили свою силу. В ходе рассмотрения дела было установлено, что в журнале регистрации постановлений отсутствуют две страницы, которые, по его мнению, были удалены для переоформления журнала и удаления записи о регистрации оспариваемого нормативного акта. Вместе с тем, согласно протоколов осмотра доказательств установлено обстоятельство опубликования оспариваемого нормативного акта на официальном сайте администрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административные исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный акт был размещен на официальном сайте администрации МО «Смидовичское городское поселение», и постановление вступило в законную силу со дня его официального опубликования, наличие подписи главы администрации МО «Смидовичское городское поселение» ФИО4 в данном нормативном акте не имеет юридического значения. Более того, отсутствие подписи главы администрации в данном постановлении также свидетельствует о его недействительности. Оспариваемое постановление нарушает права истца как потребителя услуг по водоотведению и водоснабжению.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Смидовичское городское поселение» ФИО3 с административными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный акт отсутствует на официальном сайте администрации Смидовичского городского поселения. Кроме того, отсутствуют сведения о его регистрации в журнале регистрации постановлений администрации поселения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО6 административные исковые требования посчитала обоснованными. Суду пояснила, что комитетом тарифов и цен правительства ЕАО тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для ООО «Сервис Строй» не устанавливались. Вместе с тем, данное общество имеет право применять только тарифы, установленные для данной ресурсоснабжающей организации органом регулирования, а не иными органами, оно не является правопреемником предыдущей ресурсоснабжающей организации. Применение неустановленных в законном порядке тарифов является нарушением установленного порядка регулирования цен (тарифов), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО4 с административными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что оспариваемое постановление она не подписывала, оно ошибочно было размещено на сайте администрации Смидовичского городского поселения специалистом. Впоследствии, когда ей стало об этом известно, она дала указание удалить данное постановление с сайта администрации.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что ей на регистрацию постановление от 26 ноября 2020 года № 540 не передавали, она убирала из журнала регистрации постановлений два листа, какие и когда именно, она указать не может.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что в ноябре 2020 года на совещании в администрации Смидовичского городского поселения главой администрации ФИО4 обсуждался о применении тарифов для ООО «Сервис Строй», которые ранее были установлены для ООО «Единые коммунальные системы». 27.11.2020г. она сделала скриншот с сайта администрации МО «Смидовичское городское поселение» о размещении постановления от 26 ноября 2020 года № 540.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании при обозрении протоколов осмотра доказательств от 22 декабря 2020 года и от 23 декабря 2020 года пояснил, что из них следует, что на сайте администрации Смидовичского городского поселения размещалось постановление от 26 ноября 2020 года № 540 и его прочтение возможно в настоящее время.
Суд, заслушав пояснение административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заинтересованного лица, свидетелей, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 5.5 Постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении Положения о комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области» комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области в соответствии с действующим законодательством устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает: а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа; б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку (п. 5). В отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке (п. 34)
Материалами дела установлено, что на основании постановления администрации МО «Смидовичское городское поселение» ЕАО № 523 от 09.11.2020г. был заключен договор аренды по предоставлению муниципального имущества на водоснабжение и водоотведение с ООО «Сервис Строй» с 09.11.2020г.
Постановлением администрации МО «Смидовичское городское поселение» № 540 от 26.11.2020г. были внесены дополнения в п. 2 постановления от 09.11.2020г. № 523 в следующем содержании: «До утверждения тарифа ООО «Сервис Строй» на водоснабжение и водоотведение разрешено применять тариф, утвержденный приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 09.12.2019г. № 29/2-П на 2020 год для ООО «Единые коммунальные системы».
Согласно Приказу Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 26.11.2020г. № 34/5-П признан утратившим силу с 09 ноября 2020 года, в том числе, приказ комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 09.12.2019г. № 29/2-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Единые коммунальные системы» на территории МО «Смидовичское городское поселение» на 2020 год.
В материалы дела представлено под номером 540 (под которым было вынесено оспариваемое постановление) постановление администрации МО «Смидовичское городское поселение» № 540 от 24.11.2020г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ФИО9». Кроме того, имеется выкопировка журнала № 02/01-19 регистрации постановлений администрации Смидовичского городского поселения, в котором отсутствует запись о регистрации оспариваемого постановления.
Судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что на официальном сайте администрации Смидовичского городского поселения действительно было размещено постановление, вынесенное главой администрации МО «Смидовичское городское поселение» ФИО4 от 26.11.2020г. № 540 «О внесении дополнений в постановление от 09.11.2020г. № 523» в части пункта 2. Из пояснений заинтересованного лица ФИО4 следует, что данное постановление ею не подписывалось, размещено на сайте администрации Смидовичского городского поселения было ошибочно. Вместе с тем, юридическое значение имеет факт официального опубликования данного нормативного акта, который находился в свободном доступе для неопределенного круга лиц на официальном сайте данного органа местного самоуправления.
Постановление, вынесенное главой администрации МО «Смидовичское городское поселение» ФИО4 от 26.11.2020г. № 540 «О внесении дополнений в постановление от 09.11.2020г. № 523» с учетом вышеприведенных норм законодательства формально незаконно и необоснованно в части того, что оно предусматривает, что до утверждения тарифа ООО «Сервис Строй» на водоснабжение и водоотведение разрешено применять тариф, утвержденный приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 09.12.2019г. № 29/2-П на 2020 год для ООО «Единые коммунальные системы». Тарифы в силу норм действующего законодательства устанавливаются органом регулирования непосредственно для каждой ресурсоснабжающей организации, а не для муниципальных образований. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются и рассчитываются Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО на основании представленных ресурсоснабжающими организациями документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов.
Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемое постановление фактически не применяется, в надлежащем образом подписанном и заверенном виде оно отсутствует. Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО в адрес генерального директора ООО «Сервис строй» ФИО10 направлено извещение о рассмотрении вопроса 28 декабря 2020 года об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Сервис строй» на территории МО «Смидовичское городское поселение» на 2021 год, а также об утверждении производственных программ в сферах водоснабжения и водоотведения на 2021 год; данной организацией счета на оплату коммунальных услуг потребителям на основании оспариваемого постановления не выставляются. Иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что фактически не установлены обстоятельства нарушения прав, свобод и иных законных интересов административного истца оспариваемым постановлением. Так, в материалы дела им не представлены доказательства того, что ООО «Сервис строй» применяются при расчетах за услуги водоснабжения и водоотведения тарифы, которые утратили силу, и что в связи с данным незаконным нормативным актом ему производится начисление и взимание платы за указанные коммунальные услуги.
Следовательно, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд не усматривает основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании незаконным нормативно-правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании незаконным нормативно-правового акта оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева
Мотивированное решение суда будет изготовлено 24.12.2020г. к 17-00 часам.