Дело № 2а-733/2022
УИД 18RS0009-01-2022-000522-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Лопатиной К.В.,
с участием представителя административного истца Воткинского межрайонного прокурора – старшего помощника прокурора Бейтельшпахер О.В., представителя административного ответчика Администрации МО «Город Воткинск» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Воткинск», о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий по организации на территории МО «Город Воткинск» регулярных перевозок по регулируемым тарифам,
у с т а н о в и л:
Воткинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Город Воткинск» в котором, просит:
- признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Город Воткинск», выразившееся в непринятии мер по организации на территории муниципального образования «Город Воткинск» регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
- обязать Администрацию Муниципального образования «Город Воткинск» в срок до 01 декабря 2022 года организовать на территории муниципального образования «Город Воткинск» регулярные перевозки по регулируемым тарифам путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Требования мотивированы тем, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при организации регулярных перевозок пассажиров в Администрации Муниципального образования «город Воткинск».
Проверкой установлено, что Администрацией г. Воткинска не исполняются полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 220- ФЗ).
Постановлением Администрации г. Воткинска от 29.07.2019 г. № 1288 утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Город Воткинск» (далее - Документ). Раздел I Документа содержит перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Воткинска, состоящий из 17 позиций. Также он определяет, что все муниципальные маршруты регулярных перевозок являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (раздел II).
В соответствии с принятым решением Администрация города в порядке статьей 21-24 Закона № 220-ФЗ провела открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г. Воткинска. Вместе с тем, в нарушении ч.1 ст.14 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам органом местного самоуправления не установлены. Муниципальный контракт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220- ФЗ Администрацией г. Воткинска не заключен, меры в данном направлении длительное время не принимаются.
29.04.2020 г. Воткинским межрайонным прокурором в адрес главы Муниципального образования «Город Воткинск» было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, однако до настоящего времени никаких действенных мер для устранения нарушений законодательства при организации регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам не принято.
В соответствии с пп.7 п.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пунктам 16, 17, 18 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам; регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
На основании п.1 ст.11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 220-ФЗ наряду с указанными в ч. 1 ст. 14 настоящего закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
По смыслу данной нормы маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут устанавливаться в дополнение к маршрутам, осуществляющим перевозки по регулируемым тарифам. Более того, исходя из требований действующего законодательства, обеспечение надлежащего транспортного обслуживания, а также доступности транспортных услуг для населения является первостепенной задачей уполномоченного органа. Установление регулярных перевозок во внутри муниципальном сообщении по регулируемым тарифам обеспечивает доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных законом. Напротив, наличие в городе лишь муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения, поскольку отсутствие муниципального контракта с перевозчиком позволяет ему в любой момент данную деятельность прекратить, что нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность. Также возможность резкого и значительно увеличения стоимости проезда в общественном транспорте создает угрозу нарушения законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку размер платы за проезд перевозчиком устанавливается самостоятельно, что приводит к многочисленным обоснованным жалобам со стороны граждан, в том числе в органы прокуратуры.
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть лишь в дополнение к ним, а не вместо них.
Вышеуказанные нормы закона не предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора вида регулярных перевозок, а содержат императивную норму, предписывающую организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Вместе с тем, организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам является, в свою очередь, именно правом органов местного самоуправления.
При этом Администрацией г. Воткинска транспортное обслуживание населения муниципального образования посредством установления муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам не организовано, что ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения и нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность.
Указанное бездействие фактически свидетельствует о неисполнении Администрацией г. Воткинска возложенных на нее задач по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Как следует из ст. 48 Устава Муниципального образования «Город Воткинск» администрация г. Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск» наделенного настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании старший помощник Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Город Воткинск» - ФИО1 в судебном заседании возражала по заявленным требованиям.
Заинтересованное лицо Управление ЖКХ Администрации г. Воткинска, надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела в суд представителя не направило.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что постановлением Администрации г. Воткинска от 29.07.2019 года № 1288 утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Город Воткинск».
Из Документа планирования регулярных перевозок города Воткинска, (Приложение к постановлению Администрации г. Воткинска от 29.07.2019 года № 1288), следует, что Раздел I содержит перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Воткинска, состоящий из 17 позиций, также он определяет, что все муниципальные маршруты регулярных перевозок являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (раздел III).
29.04.2020 г. Воткинским межрайонным прокурором Главе МО «Город Воткинск» внесено представление об устранении нарушений закона, поскольку в нарушение ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ администрацией г. Воткинска муниципальные маршруты по регулируемым тарифам для осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории г. Воткинска нормативно-правовыми актами не утверждены, перевозки не организованы, конкурс на право их осуществления до настоящего времени не проведен.
Как следует из письма Администрации г. Воткинска № 2349/01-16 от 04.06.2020 года, направленному Воткинскому межрайонному прокурору, специалистами Администрации города проводится работа по подготовке нормативно-правовых актов необходимых для организации данного маршрута, вносятся необходимые изменения в существующую нормативную базу, регулирующую перевозки пассажиров и багажа на территории муниципального образования «Город Воткинск» (корректируется Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «Город Воткинск»). После внесения соответствующих изменений планируется подготовка и организация конкурсных процедур по проведению конкурса по регулируемому тарифу, с организацией движения автобусов по вышеуказанному маршруту в летний период 2021 г.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 16, 17, 18 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вид регулярных перевозок – регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам; регулярные перевозки по регулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наряду с указанными в ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Таким образом, из смысла приведенных положений ст. 14, ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что основным видом регулярных перевозок являются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, поскольку именно это вид регулярных перевозок способствует достижению целей обеспечения доступности транспортных услуг для населения.
При этом регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть лишь в дополнение к ним, а не вместо них.
Указанные нормы закона не предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора вида регулярных перевозок, а содержат императивную норму, предписывающую организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Вместе с тем, организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам является, в свою очередь, именно правом органов местного самоуправления.
При этом Администрацией г. Воткинска транспортное обслуживание населения муниципального образования посредством установления муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам администрацией не организовано, что ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения и нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность.
Указанное бездействие фактически свидетельствует о неисполнении Администрацией г. Воткинска возложенных на нее задач по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При изложенных обстоятельствах требования Воткинского межрайонного прокурора суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 9, ч. 10 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Воткинск», о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий по организации на территории МО «Город Воткинск» регулярных перевозок по регулируемым тарифам удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Воткинск», выразившееся в непринятии мер по организации на территории муниципального образования «Город Воткинск» регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» организовать на территории муниципального образования «Город Воткинск» регулярные перевозки по регулируемым тарифам путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в срок до 01 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть подано апелляционное представление.
Мотивированное решение судом составлено 07 апреля 2022 года.
Судья Е.В. Караневич