УИД: 56RS0018-01-2020-009805-16
2а-772/2021 (2а-7349/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года г.Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В,
при секретаре Казбулатовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга к Литвиновой Л. А. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л :
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга) обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением о взыскании с Литвиновой Л. А. задолженности по обязательным платежам.
В обоснование иска ссылается на тот факт, что Литвинова Л.А. является налогоплательщиком по налогу на доходы физических лиц. В установленные законодательством о налогах и сборах срок исчисленная ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга сумма налога на доходы физических лиц в размере 18 133 рублей, а также пени в размере 182 рублей 68 копеек не уплачена.
В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. До настоящего момента сумма налога и пени не уплачены.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Оренбурга от 13 сентября 2019 года отменен судебный приказ о взыскании с Литвиновой Л.А. недоимки и пени.
Просит взыскать с административного ответчика налог на доходы физических лиц в размере 18 133 рублей, а также пени в размере 182 рублей 68 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, извещались по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса РФ установлено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 4 части 1 и части 3 статьи 228 Налогового кодекса РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (часть 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса. ( статья 224 НК РФ).
Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Литвинова Л.А. в 2016 году получила доход от экономии на процентах по займу НО «Оренбургский областной фонд развития ипотечного жилищного кредитования» в размере 29 142 рубля 91 копейка, в 2017 году в размере 22 664 рубля 46 копеек, что подтверждается справками 2-НДФЛ.
В связи с изложенным ей исчислен налог в размере 35% от суммы дохода за 2016,2017 налоговые периоды в сумме 18 133 рубля.
О необходимости уплаты налогов Литвинова Л.А. была извещена налоговыми уведомлениями.
В установленные законом сроки ответчиком не была произведена полная уплата налога на доходы физических лиц, исчислена пеня в размере 182 рубля 68 копеек.
22 февраля 2019 года Литвиновой Л.А. направлено требование N об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 30 января 2019 года со сроком исполнения до 26 марта 2019 года.
25 июня 2019 года инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Литвиновой Л.А. недоимки по НДФЛ и пени за 2016,2017 годы.
Согласно судебному приказу N от 28.06.2019 года, выданному мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района г.Оренбурга, в пользу ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга с Литвиновой Л.А. взысканы: налог на имущество физических лиц в размере 66 рублей, налог на доходы физических лиц с доходов в размере 18 133 рублей, государственная пошлина в размере 367 рублей 63 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Оренбурга от 13 сентября 2019 года судебный приказ на основании поступивших возражений от Литвиновой Л.А. отменен.
16 сентября 2019 года копия определения об отмене судебного приказа направлена в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга.
Согласно отметке на определении 29 октября 2019 года копия определения получена инспекцией.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Установление в законе срока для защиты нарушенных прав интересов лица, начало его течения и последствия пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Административный истец направил административное исковое заявление в суд 25 ноября 2020 года.
Учитывая, что определение об отмене судебного приказа мировым судьей принято 13 сентября 2019 года, с момента получения копии определения ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга на момент подачи административного иска истек 6-месячный срок, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявление истцом пропущен без уважительных причин.
Исходя из положений части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что пропуск срока предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга к Литвиновой Л.А. о взыскании обязательных платежей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга к Литвиновой Л. А. о взыскании налога на доходы физических лиц в размере 18 133 рублей, а также пени в размере 182 рублей 68 копеек за 2016,2017 налоговый периоды отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись В.В. Линькова
Решение в окончательной форме составлено: 28 января 2021 года.
Судья: подпись В.В. Линькова