РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2021 года г.Ахтубинск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкарупиной Т.П., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, прокурора Мулдашевой А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-734/2021 по административное исковое заявление главы МО «Батаевский сельсовет» ФИО1 к Администрации МО «Ахтубинский район» о признании недействующим нормативного правового акта, заинтересованное лицо Совет депутатов МО «Ахтубинский район»,
установил:
Глава МО «Батаевский сельсовет» ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Ахтубинский район» о признании недействующим нормативного правового акта.
В обоснование административного иска указал, что Администрацией МО «Ахтубинский район» 19 декабря 2019 года принято постановление N 942 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки,
находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена». Постановление опубликовано на официальном сайте МО «Ахтубинский район» и в газете «Ахтубинская правда» 23.12.2019 года. Администрация МО «Батаевский сельсовет» является субъектом отношений регулируемых постановлением N 942, так как является казенным учреждением публичного образования МО «Батаевский сельсовет», территориально расположенного на территории муниципального района. Полагает, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы жителей МО «Батаевский сельсовет». Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 года N 284-П «О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки на территории Астраханской области. Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками. Указывает, что данное положение не является передачей полномочий субъекта Федерации, поскольку в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3 «Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями» установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Полагает, что установление ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, может быть установлена администрацией муниципального района только в пределах ее полномочий, или при наделении ее государственными полномочиями, переданными в соответствии статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ. Также указал, что в соответствии с пунктом 4.1 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. В этом случае, в соответствии с пунктом 5 статьи 20, органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Таким образом, исполнение полномочий по установлению ставки арендной платы земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не переданных в соответствии со статьей 19 ФЗ N 131-ФЗ, является исключительным полномочием представительного органа местного самоуправления муниципального района, которым является Совет МО «Ахтубинский район». Помимо того, указал, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку в случае установления представительным органом местного самоуправления муниципального района ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, размер ставки не может превышать размер установленный Правительством Российской Федерации в
Постановлении от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". В связи с тем, что администрацией МО «Ахтубинский район» издан нормативный правовой акт с превышением полномочий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582, в настоящее время нарушены права неопределенного круга лиц, путем необоснованного увеличения общей суммы арендной платы. Просит суд признать недействующим Постановление администрации МО «Ахтубинский район» от 19 декабря 2019 года N 942 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена» недействующим с момента его издания.
В судебном заседании административный истец глава МО «Батаевский сельсовет» ФИО1 настаивал на удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Ахтубинский район» по доверенности ФИО4 административные исковые требования не признала, поскольку согласно пп. 2 п.3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено указанным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в" отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 года N 284-п установлен порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, годовой размер арендной платы определяется по формуле: АП = С х КС, где АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; С - ставка арендной платы за земельный участок, выраженная в процентах; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб. Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, определяются в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками. Исходя из положений абзаца 3 пп. 2.1 п.2 Постановления N 284 администрации МО «Ахтубинский район» полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не передавались, а лишь наделена функцией по установлению отдельного коэффициента, базовой ставки арендной платы, в связи с чем, просила суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Совета МО «Ахтубинский район» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила в иске отказать.
Выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО4, Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Ахтубинский район» по доверенности ФИО3, заключение прокурора Мулдашевой А.Х., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).
В силу п. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено, что 19 декабря 2019 года администрацией Муниципального образования «Ахтубинский район» вынесено постановление № 942 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена».
23 декабря 2019 года вышеуказанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации МО «Ахтубинский район» и в газете «Ахтубинская правда».
Указанным постановлением установлены базовые ставки арендной платы за год за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена.
Административный истец, не согласившись с нормативным правовым актом муниципального образования МО «Ахтубинский район», просит признать его недействующим, поскольку оно вынесено не уполномоченным органом, базовые ставки арендной платы завышены, что привело к значительному увеличению размера арендной платы, экономически не обосновано, что привело к возложению на арендаторов земельных участков на территории МО «Батаевский сельсовет» обязанности по оплате арендной платы в завышенном размере и без учета характеристик земельных участков, которые находились в их пользовании.
Суд, проанализировав федеральное и областное законодательство, регулирующее правоотношения в рассматриваемой сфере, приходит к выводу об обоснованности требований административного истца, об отсутствии у административного ответчика полномочий на приятие постановления администрации МО «Ахтубинский район» от 19.12.2019 № 942 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена» суд находит заслуживающими внимания, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01 марта 2015 года, предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 года N 284-П "О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками.
Территория муниципального образования "Батаевский сельсовет" входит в состав территории муниципального района "Ахтубинский район" Астраханской области.
В силу пункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей с 01 марта 2015 года) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливаются органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальные образования после введения в действие правил землепользования и застройки должны принимать правовые акты, устанавливающие размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к компетенции и полномочиям Совета подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Устава муниципального образования " Ахтубинский район".
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации установил, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2 части 8 статьи 213).
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (абзацы десятый и одиннадцатый пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Следовательно, вопрос о наличии у административного ответчика компетенции на принятие оспариваемого приказа подлежит разрешению при рассмотрении административного иска по существу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Положениями названного Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрена двухуровневая система местного самоуправления применительно к существованию таких муниципальных образований как городское, сельское поселение и муниципальный район.
Так, в понятийном аппарате, закрепленном в ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ определено в частности, что муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения предусмотрены ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены ст. 17 названного Федерального закона.
В ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Исключительные полномочия представительного органа муниципального образования установлены ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу положений ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе: устав муниципального образования (принятие которого в соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Совет муниципального образования "Ахтубинский район", в силу статьи 20 Устава муниципального образования, принятого 23 июня 2016 года, является представительным органом муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 20 Устава муниципального образования, принятого 23 июня 2016 года, совет осуществляет нормотворческую деятельность путем принятия нормативных актов и других решений, обязательных для всех органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории района (независимо от формы собственности), должностных лиц и граждан.
Статьей 27 Устава определены полномочия представительного органа муниципального образования "Ахтубинский район» - совета.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 27 Устава в исключительной компетенции Совета находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которых федеральный законодатель, относя к вопросам местного значения вопрос владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, при этом разграничивает компетенцию представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, согласно которого в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35); иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).
Предусмотренное статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления самостоятельно от имени муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, но принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, что предполагает строгое следование закону.
Решением Совета муниципального образования "Ахтубинский район" от 28.05.2015 N 89 (ред. от 15.10.2015) "Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования "Ахтубинский район" утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования "Ахтубинский район» (далее- Положение).
Положение является муниципальным правовым актом МО "Ахтубинский район", определяющим компетенцию и порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления МО "Ахтубинский район" в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО «Ахтубинский район».
Как следует из п. 2.1 ст. 2 Положения правомочия собственника имущества от имени МО "Ахтубинский район" в пределах определяемых настоящим Положением осуществляют: Совет МО "Ахтубинский район"; глава МО "Ахтубинский район".
В соответствии с п. 2.2 ч. 2 Положения к правомочиям Совета МО "Ахтубинский район" в сфере управления и распоряжения имуществом относится в том числе, принятие муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий; а также, делегирование отдельных полномочий МО "Ахтубинский район" в сфере управления и распоряжения имуществом.
Согласно п. 2.3 указанного Положения к правомочиям главы МО «Ахтубинский район» с сфере управления и распоряжения имуществом относится организация и координация процесса управления и распоряжения имуществом, принятие муниципальных правовых актов, направленных на реализацию решений Совета МО «Ахтубинский район».
В судебном заседании установлено и следует из объяснений представителя заинтересованного лица Совета МО «Ахтубинский район» ФИО3, что нормативные правовые акты делегирующие полномочия Совета МО «Ахтубинский район» главе администрации «Ахтубинский район» по принятию муниципальных правовых актов, в частности принятия постановления администрации МО «Ахтубинский район» от 19 декабря 2019 года № 942 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена» не издавались. Указанные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика.
Таким образом, на основании вышеизложенного, принятие постановления об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район» государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к исключительной компетенции Совета муниципального образования «Ахтубинский район».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то суд полагает возможным признать его действующим с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статей 175 - 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «Ахтубинский район» о признании недействующим нормативного правового акта, удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации МО «Ахтубинский район» от 19 декабря 2019 года № 942 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО «Ахтубинский район», государственная собственность на которые не разграничена».
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации МО «Ахтубинский район», Совета депутатов МО «Ахтубинский район», в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, а также на Интернет-сайтах администрации МО «Ахтубинский район, Совета депутатов МО «Ахтубинский район».
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере.
Судья: Ю.С. Лубянкина