РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Никулкина О.В., при секретаре Петренко К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-734/2021 (2а-8891/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 2 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, установил: Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик является (-лся) собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, дата отчуждения – ДД.ММ.ГГГГ, а также транспортных средств: легкового автомобиля №, государственный регистрационный знак №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, легкового автомобиля №, государственный регистрационный знак №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, и яхты, катера, государственный регистрационный знак №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 32 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за соответствующий налоговый период. В нарушение ст. 45 НК РФ ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов. В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ответчика требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить недоимку по налогу, пени. Административным ответчиком указанные требования не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей <адрес> на основании заявления о выдаче судебного приказа вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени. Указанный судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в суд, административный истец просит взыскать с административного ответчика в пользу государства недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год – 36692 рубля; пени на сумму недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год – 164 рубля 51 копейку; недоимку по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год – 614 рублей; пени на сумму недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год – 2 рубля 75 копеек. Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Административный истец об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без его участия не просил. Административный ответчик до судебного заседания представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, представленные возражения поддерживает. В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1,6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено. С учетом изложенного суд считает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся сторон. Исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Такая процессуальная обязанность, по мнению суда, была исполнена. Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по делам о взыскании обязательных платежей и санкций являются следующие: - соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, - имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций. При этом суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Как следует из общего правила, предусмотренного ч. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодатель о налогах и сборах связывает возникновение о налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектом налогообложения, по смыслу ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством РФ. Данная позиция, в частности, отражена в определении КС РФ № 2391-0 от 24.12.2012. Налоговым периодом признается календарный год. Согласно ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ. Размер ставок, применяемых для исчисления транспортного налога на территории Самарской области установлен ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». В соответствии с ч. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является собственником транспортных средств: - легкового автомобиля №, государственный регистрационный знак №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ; - легкового автомобиля №, государственный регистрационный знак №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ. следовательно, административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Вместе с тем, обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком не была исполнена своевременно. При этом, указывая в качестве объекта налогообложения яхту, катер, государственный регистрационный знак №, дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, административный истец необоснованно указывает на обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком, поскольку ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство катер №, государственный регистрационный знак № снят с регистрационного учета, что подтверждается справкой ГИМС МЧС России по Самарской области (л.д. 27). Доводы административного истца, изложенные в представленном в материалы дела ответе на обращение ФИО1 о том, что данное транспортное средство не было включено в расчет транспортного налога, не находит своего подтверждения, поскольку согласно представленному в материалы дела налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) и требованию № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) катер включен в перечень транспортных средств, на которое начислена сумма налога в размере 19000 рублей. Таким образом, требование о взыскании недоимки по транспортному налогу подлежит частичному удовлетворению в размере 17692 рубля (36692- 19000). Далее, ст.ст. 400-401 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ. Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости или сходя из инвентаризационной стоимости, если субъектом Российской Федерации не принято иное решение. Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» определены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения. В соответствии с ч. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом В соответствии с положениями ст.ст. 408-409 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налогу уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3 ст. 409 НК РФ). Судом установлено, что административный ответчик являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, дата отчуждения – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, он являлся плательщиком налога на имущество физических лиц в спорный период. Вместе с тем, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц ФИО1 не была исполнена своевременно. Административным ответчиком, несмотря на то, что в установленные законом сроки в соответствии со ст. 45 НК РФ в его адрес направлялись налоговое уведомление (л.д. 7) и требование (л.д. 8), однако обязанность по уплате налога своевременно не исполнена. Согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 Налогового кодекса РФ). В связи с неуплатой ответчиком в установленный срок транспортного налога, налога на имущество физических лиц налоговым органом на сумму недоимки по налогам начислены пени в размере 783 рубля 90 копеек, 44 рубля 21 копейка – соответственно. Суд, проверив расчет пени, находит его математически верным, обоснованным. Основания для снижения размера ответственности ответчика за неуплату налогов суд не усматривает. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей <адрес> на основании заявления о выдаче судебного приказа Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени. Указанный судебный приказ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ответчика (л.д. 6). В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. При этом срок на первоначальное обращение в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) урегулирован пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, для случаев, когда сумма налога и пени, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате. Срок для добровольного исполнения в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о выдаче судебного приказа взыскатель обратился ДД.ММ.ГГГГ, который отменен ДД.ММ.ГГГГ. С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен. На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 738 рублей 93 копейки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 69-72, 399-409 НК РФ, ст.ст. 175-180, 286-290, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, решил: Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 2 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени – удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1 в пользу государства недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год – 17692 рубля; пени на сумму недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год – 164 рубля 51 копейку; недоимку по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год – 614 рублей; пени на сумму недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ год – 2 рубля 75 копеек, а всего – 18473 рубля 26 копеек. В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Тольятти в размере 738 рублей 93 копейки. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 19.01.2021. Судья О.В. Никулкина |