ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7352/2023 от 19.01.2024 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2023-011266-50

Дело № 2а-796/2024 (2а-7352/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 19.01.2024

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Ершова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Рагимове Т.Ш.,

с участием:

представителя административного истца Магомедовой Х.С. – Исмаилова М.З., действующего на основании доверенности 05АА3495899 от 13.11.2023

представителя административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений г. Махачкалы – Зайналбиевой Д.С., действующей на основании доверенности № 5117-37/24 от 10.01.2024,

представителя административного ответчика Администрации городского округа с внутригородским делением г. Махачкала – Кадиева Г.Р., действующего на основании доверенности № 51.01-01-26-5552/23 от 28.12.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магомедовой Хадижат Сурхаевны к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, Администрации городского округа с внутригородским делением г. Махачкала о признании незаконным действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Представитель административной истицы Магомедовой Х.М. по доверенности Джабраилов Г.Ш. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Махачкалы и Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы о признании незаконным действий (бездействий) администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» и Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 05.09.2023 по ненадлежащему рассмотрению заявления надлежащим образом и не оказанию муниципальной услуги по формированию придомовой территории для дальнейшего предоставления в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, а также обязании сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, в соответствующих размерах, с учетом требований земельного и жилищного законодательства, для предоставления в общую долевую собственность помещений МКД.

В обоснование административного иска указывается на то, что неоднократно административная истица обращалась в Администрацию г. Махачкалы с заявлением о формировании придомовой территории для дальнейшего предоставления в общую долевую собственность земельного участка по адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 30.05.2022, оставленного без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 24.11.2022, признан незаконным ответ Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 10.08.2021 на заявление от 15.07.2021 о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, на Администрацию <адрес> и Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Магомедовой Хадижат Сурхаевны и направить ответ заявительнице.

18.08.2023 административный истец на основании указанного решения обратился в Администрацию ГОсВД "город Махачкала" с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

На указанное заявление Управлением имущественных и земельных отношений г. Махачкалы выдано уведомление от 05.09.2023 №917-05-9589/2023, в котором отсутствует результат рассмотрения заявления об оказании муниципальной услуги, в письме лишь даётся общее представление о порядке формирования земельного участка под многоквартирным домом. Данный ответ административная истица считает незаконным, поскольку заявление по существу рассмотрено не было.

Заслушав представителей административного истца и административных ответчиков, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Магомедова Х.С. в суд не явилась, воспользовавшись правом, предоставленным ст. 54 КАС РФ.

С учётом сведений о надлежащем извещении на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, Магомедова Х.С. обратилась в Администрацию г. Махачкалы с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, на что получила уведомление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 05.09.2023 №9.17-05-9589/2023.

В данном заявлении указывается на то, что Администрацией г. Махачкалы проведены кадастровые работы и сформирован земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. Площадь предоставленного земельного участка составляет 1.829,8 кв. м. Заявитель полагает, что фактическая площадь, требуемая для использования многоквартирного дома, должна быть намного больше, так как при формировании земельного участка не учтена придомовая территория.

Таким образом, административным истцом ставился вопрос об изменении площади и границ земельного участка многоквартирного жилого дома, что относится к вопросам формирования такого рода земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Из обжалуемого ответа Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 05.09.2023 №9.17-05-9589/2023 следует, что необходимым условием формирования земельного участка под многоквартирным домом является наличие утвержденного проекта межевания территории.

В обжалуемом ответе также указывается, что определение границ придомовой территории многоквартирного дома путем межевых работ проводит кадастровый инженер, руководствуясь СНиП и Градостроительным регламентом. Однако, в адрес Управления сведения о границах придомовой территории многоквартирного дома не поступали.

При этом в обращении отсутствует какая-либо четкая позиция Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, указание на то, что заявителям следует обратиться в Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы за утверждение проекта межевания территории (получением такого утвержденного проекта). Данный вывод только косвенно усматривается из обжалуемого ответа, что не может быть расценено как результат рассмотрения письменного обращения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

П. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указывается, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Согласно ч. 13 ст. 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Так, согласно ч. 1 ст. 16 указанного ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 3 ст. 16 указанного ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 28.05.2010 N 12-П), поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 ГрК РФ).

Верховный Суд Российской Федерации указывал на то, что именно на уполномоченном органе государственной власти или местного самоуправления лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка (например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам от 14 ноября 2018 года N 5-КГ18-208).

Таким образом, административные ответчики не были вправе уклоняться от рассмотрения заявления по существу только на основании отсутствия проекта межевания территории либо отсутствия сведений о таком межевании.

Вывод суда о том, что заявление Магомедовой Х.С. о формировании земельного участка надлежащим образом не рассмотрено, направленный административной истице ответ признан незаконным, судебная коллегия считает обоснованным.

Административной истицей было заявлено требование об обязании сформировать земельный участок в новых границах.

По общему правилу суд не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия.

Спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 30.05.2023 постановлено:

"Административный иск Магомедовой Хадижат Сурхаевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Махачкалы, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления от 15.07.2021 о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

Признать незаконным ответ Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 10.08.2021 на заявление от 15.07.2021 о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию г. Махачкалы и Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы повторно рассмотреть заявление Магомедовой Хадижат Сурхаевны и направить ответ заявительнице.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать".

Таким образом, материалами дела подтверждается систематическое уклонение административного ответчика от рассмотрения по существу заявления о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на администрацию городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» и Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, в соответствующих размерах, с учетом требований земельного и жилищного законодательства, для предоставления в общую долевую собственность помещений МКД.

Принимая во внимание изложенное, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 и гл. 22 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Магомедовой Хадижат Сурхаевны к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, Администрации городского округа с внутригородским делением г. Махачкала о признании незаконным действий (бездействия) – удовлетворить.

Признать незаконными действие (бездействие) администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» и Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы от 05.09.2023 по ненадлежащему рассмотрению заявления надлежащим образом и не оказанию муниципальной услуги по формированию придомовой территории для дальнейшего предоставления в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» и Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, в соответствующих размерах, с учетом требований земельного и жилищного законодательства, для предоставления в общую долевую собственность помещений МКД.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд г. Махачкалы суд Республики Дагестан.

Председательствующий Д.В. Ершов