Дело № 2а-736/2020
11RS0004-01-2020-000610-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
при секретаре Бачу Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июля 2020 года в г. Печоре административное дело по административному исковому заявлению Мамарасулова **** к администрации муниципального района «Печора» о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности рассмотреть заявление о разрешении на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Мамарасулов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации МР «Печора», возложении обязанности рассмотреть заявление о разрешении на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства. В обоснование иска указал, что является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **** – части здания торгового центра, назначение: нежилое, одноэтажное, общей площадью 206,1 кв.м., находящегося по адресу: ****. Принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 1 213,5 кв.м. с кадастровым номером ****. Согласно выписке ЕГРН кадастровый номер присвоен **.**.**, местоположение установлено относительно ориентира «здание торгового центра», расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ****, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под часть здания торгового центра. В особых отметках оговорено, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка отсутствует. Площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Земельный участок принадлежит на праве собственности административному ответчику. До 2010 года между истцом и ответчиком действовал договор аренды на данный земельный участок. Со времени формирования земельного участка с кадастровым номером ****, его первоначальные границы значительно изменились - внутри участка с выходом за его границы были выделены и переданы в собственность граждан несколько новых земель. В настоящее время по адресу торгового центра **** кроме принадлежащей истцу части торгового центра площадью 206,1 кв.м. с кадастровым номером **** на праве собственности зарегистрировано следующее недвижимое имущество: объекты капитального строительства: нежилое помещение **** кв.м., кадастровый №..., в собственности с **.**.**; нежилое помещение **** кв.м., кадастровый №..., в собственности с **.**.**; нежилое здание, часть здания – промтоварного магазина, **** кв.м., кадастровый №...; нежилое здание, часть здания торгового центра, **** кв.м., кадастровый №..., в собственности с **.**.**; земельные участки: фактически не существующий земельный участок, которые с 2007 года по 2010 год был передан истцу в аренду: **** кв.м., кадастровый №...; **** кв.м., кадастровый №..., приобретен в собственность **.**.**; **** кв.м., кадастровый №..., приобретен в собственность **.**.**; S = 418,0 кв.м., кадастровый №..., приобретен в собственность **.**.**. Кроме того, по адресу: **** зарегистрированы два земельных участка, находящиеся под торговым центром и ранее входившие в состав исходного земельного участка с кадастровым номером ****, но зарегистрирован в ****», которое имеет общую стену с принадлежащим истцу помещением (частью здания торгового центра) и находится в одном с ним здании торгового центра, **** кв.м., кадастровый №..., приобретен в собственность **.**.**; **** кв.м., кадастровый №..., приобретен в общую долевую собственность **.**.**, **.**.** гг. Истец указывает, что на публичной кадастровой карте России отчетливо видно расположение указанных выше земельных участков. На ней отсутствует земельный участок с кадастровым номером ****, а площадь земельного участка под принадлежащей истцу на праве собственности частью торгового центра, оставшаяся после межевания указанных выше земельных участков, в несколько раз меньше площади исходного участка с кадастровым номером ****. С целью установления площади оставшегося земельного участка, проведения кадастровых работ и дальнейшего приобретения его в собственность истец обратился в администрацию МР «Печора» за разрешением на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером ****, расположенного в территориальной зоне О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) в части: уменьшения минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом территориальной зоны, с 600 кв.м. до 450 кв.м. и уменьшения минимальной ширины земельного участка, установленной градостроительным регламентом территориальной зоны с 20 кв.м. до 10 кв.м. ( по факту оставшейся площади земельного участка). Постановлением №... от **.**.** административным ответчиком было отказано истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: **** (без указания дома в связи с отсутствием оснований, определенных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в представленной схеме земельного участка уменьшение площади за счет сокращения прилегающей территории благоустройства нецелесообразно ввиду отсутствия подъездного пути к входной группе помещения). Истец считает основания отказа необоснованными и незаконными, нарушающими его право на уточнение границ используемого им земельного участка. В связи с указанными обстоятельствами, истец просит признать незаконным Постановление №... от **.**.** и.о. главы муниципального района ФИО4; возложить на ответчика обязанность отменить Постановление №... от **.**.**; возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление о разрешении на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером ****, расположенного в территориальной зоне О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) в части : уменьшения минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом территориальной зоны, с 600 кв. м. до 450 кв.м и уменьшения минимальной ширины земельного участка, установленной градостроительным регламентом территориальной зоны с 20 кв.м. до 10 кв.м. в установленном законом порядке.
Дело рассматривается в отсутствие административного истца, представителей заинтересованных лиц ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Коми, КУМС МР «Печора», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного ответчика Канев В.В., действующий на основании доверенности, требования административного истца не признал.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление
Из системного толкования приведенных норм следует, что законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В судебном заседании было установлено:
Мамарасулов М.А. является собственником нежилого помещения части здания торгового центра, площадью 206,1 кв. м., по адресу: **** расположенном на земельном участке площадью 1213,5 кв. м. с кадастровым номером **** по вышеуказанному адресу. Договор аренды земельного участка, площадью 1213,5 кв.м., заключался сторонами на период с **.**.** по **.**.**. В последующем договоры аренды между администрацией МР «Печора и Мамарасуловым М.А. указанного земельного участка не заключались.
Спорный земельный участок площадью 1213,5 кв. м. с кадастровым номером **** расположен в границах города республиканского значения Печора с подчиненной ему территорией и относятся к категории земель - земли населенных пунктов. Государственная собственность на вышеуказанный земельный участок не разграничена.
В октябре 2019 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно: уменьшения минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом территориальной зоны, с 1213,5 кв.м. до 450 кв.м.
Постановлением администрации МО МР «Печора» №... от 20 декабря 2019 года Мамарасулову М.А. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства расположенного по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером ****, расположенного в территориальной зоне О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), в части уменьшения минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом территориальной зоны отказано по основаниям: в связи с отсутствием оснований, определенных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в представленной схеме земельного участка уменьшение площади за счет сокращения прилегающей территории благоустройства нецелесообразно ввиду отсутствия подъездного пути к входной группе помещения.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности рассмотреть заявление о разрешении на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 N 346 в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГрК РФ утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения.
К процедурам, связанным с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения согласно п. 11 Исчерпывающего перечня N 346 относится предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в силу ч. 1 ст. 38 ГрК РФ включают в себя:
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
- минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Наряду с указанными в п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 1.2 ст. 38 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 38 ГрК РФ в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Частью 8 ст. 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, в силу ч. 1 ст. 40 ГрК РФ вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Исходя из вышеперечисленных норм закона следует, что разрешение на отклонение от параметров разрешенного строительства предоставляется только правообладателям земельных участков.
Поскольку материалами дела установлено, что Мамарасулов М.А. не является правообладателем спорного земельного участка (на спорный земельный участок не оформлено право собственности истца, право аренды или иное вещное право), суд приходит к выводу, что административным ответчиком правомерно отказано административному истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, нарушений прав и законных интересов административного истца судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Мамарасулова М.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,186 КАС РФ РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Мамарасулова **** к администрации муниципального района «Печора» о признании незаконным постановления и.о. главы муниципального района «Печора» №... от **.**.**, возложении обязанности отменить постановление и.о. главы муниципального района «Печора» №... от **.**.**, возложении обязанности рассмотреть заявление о разрешении на отклонение от предельных норм параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: **** оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.Г. Порохина