ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-736/2016 от 22.09.2016 Тюльганского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 сентября 2016г. п. Тюльган

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Власовой Н.Н.,

при секретаре Рыбчук Е.В.,

с участием:

представителя административного истца- старшего помощника прокурора

прокуратуры Тюльганского района Оренбургской области Маненковой Е.В.,

представителя административного ответчика

ГКУ «Тюльганское лесничество» ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры к ГКУ «Тюльганское лесничество» признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с вышеназванным административным иском, указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ «Тюльганское лесничество».

Установлено, что, в нарушение требования федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Тюльганское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом- патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не ежедневно, не по всем маршрутам, зачастую, начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.

Просит суд признать незаконным бездействие ГКУ «Тюльганское лесничество» по надлежащему осуществлению в мае- июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; обязать ГКУ «Тюльганское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование лесов в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды от 23. 06. 2014 года №276.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Маненкова Е.В.в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1 против иска возражал. Поддержал письменный отзыв. Показал, что истец делает выводы по двум машинам, не учитывая еще одну машину лесничества, на которой не работает ГЛОНАСС, машины арендаторов, казаков, полиции. Главное достижение цели приказа № 276,чтобы не было пожаров, что и было достигнуто.

Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения, и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах и осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров который включает в себя наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных авиационных или космических средств; разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (шт. "б" п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с уставом ГКУ «Тюльганское лесничество» (утвержден приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 09.12.2013 г. № 274) Учреждение является некоммерческой организацией. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством.

Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.

Для достижения этих целей Учреждение, в установленном законодательством РФ и данным уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за ним, выполняет, в частности, следующие виды деятельности: контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере лесных отношений; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; контроль за соблюдением гражданами правил противопожарной и санитарной безопасности в лесах, ограничением пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах; контроль за соблюдением требований и условий проектов освоения лесов, договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений лесного законодательства.


Приказом Минприроды России от 23.06.2014 N276 утвержден Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (далее - Порядок), согласно которому мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах.

Согласно пунктам 7-9, указанного выше, «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров»

Наземное патрулирование лесов осуществляется:

1) при I классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

2) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее одного раза в период с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

3) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее двух раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее трех раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;

5) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, - круглосуточно.

Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам наземного патрулирования лесов, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества.

Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:

1) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в 10, 13, 16, 19 часов;

2) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;

3) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;

4) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

В соответствии с «Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ«Тюльганское лесничество» на 2016 год», в целях обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их развитием, предусмотрено наземное патрулирование с 09.00 до 21.00 часов по 20 маршрутам в Ташлинском, Тугустемирском, Алмалинском участковых лесничествах.

По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах Тюльганского района:

-5-12, 18-24 и 27 мая 2016 года, а также 7-8,12-15,18-24 июня 2016 года и 1-6 июля 2016 г. установился 3 класс пожарной опасности,

-13-14, 25-31 мая 2016 года и 1-4 июня 2016 года- 4 класс пожарной опасности.

Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области данным навигационных приборов ГЛОНАСС:

- 2-13, 16-28, 30-31 мая 2016 года с 06.00-15.19 часов до 11.12-05.59 часов (патрулирование 1, 14-15, 29 мая 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 15,3 км до 187,5 км;

- 1-12, 14-18, 20-30 июня 2016 года с 09.51-19.06 часов до 14.43-21.54 часов (патрулирование 13 и 19 июня 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 16,8 км до 195,7 ;

- 1, 3-12 июля с 09.40-16.28 часов до 17.59-04.37 часов (2 июля 2016 года патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 17 км до 143,7км;

- 1, 4-6, 10-21, 23-27, 29-31 мая 2016 года с 07.28-18.13 часов до 15.07-04.50 часов (2-3,7-9, 22 и 28 мая 2016 г. патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 3,7 км до 200, 8 км;

-1-3, 5-8, 12 июля 2016 года с 09.40-16.28 часов до 17.59-21.27 часов (4 и 9 июля 2016 года патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 17,0 км до 143,7 км.

В соответствии с актом от 8 июля 2016года, составленным Оренбургским природоохранным прокурором ФИО6 подписанным руководителем ГКУ «Тюльганское лесничество», проведена документарная проверка ГКУ «Тюльганское лесничество». В результате проверки выявлено, что патрулирование всех 20 маршрутов, утвержденных для наземного патрулирования, по несколько раз в день не производится. Вывод проверки подтвержден данными навигационных приборов ГЛОНАС, установленных на автомобилях лесничества, зафиксированный в письменном виде.

Доводы административного ответчика о том, что в соответствии с соглашениями заключенными с отделом полиции, казаками и арендаторами, они в полном объеме выполняют наземное патрулирование, не опровергают выводов проверки, проведенной административным истцом.

Судом установлено, что, в нарушение требования федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Тюльганское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом: патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не ежедневно, не по всем маршрутам, зачастую, начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования законны, обоснованы, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры к ГКУ «Тюльганское лесничество» об обязании выполнить определенные действия, признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГКУ «Тюльганское лесничество» по надлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Обязать ГКУ «Тюльганское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование лесов в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды от 23.06.2014 года №276.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Власова

Решение в окончательной форме принято 22 сентября 2016 года

Судья Н.Н. Власова