ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-736/2016 от 28.09.2016 Акбулакского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2016 года п.Акбулак

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Панченко В.М., при секретаре Мамажоновой Ю.Н., с участием представителя административного истца, старшего помощника прокурора Акбулакского района Граховской Е.Ю., представителя административного ответчика, администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Акбулакского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области об обязании принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Акбулакского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области об обязании принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, указывая в обоснование, что прокуратурой района при проведении проверки эффективности осуществления муниципального контроля в сфере сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения органами местного самоуправления, выявлены следующие нарушения закона в деятельности муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

При проведении проверки установлено, что администрацией МО Акбулакский поссовет полномочия по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения не реализованы, поскольку порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог не определен, фактически мероприятия по контролю не проводятся.

Постановлением главы МО Акбулакский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-п, только утвержден административный регламент администрации МО Акбулакский поссовет по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО Акбулакский поссовет.

Не осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог препятствует надлежащей реализации в муниципальном образовании вопросов местного значения в области дорожной деятельности, препятствует своевременному предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований федерального законодательства в указанной сфере и может явиться причиной нарушения прав граждан - участников дорожного движения.

Вышеуказанные нарушения законодательства о муниципальном контроле, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, со стороны должностных лиц администрации поссовета стали возможными ввиду ненадлежащего осуществления возложенных обязанностей, свидетельствуют о ненадлежащем контроле за деятельностью подчиненных работников, следствием чего могут быть нарушены права граждан и субъектов предпринимательства.

Просит обязать администрацию муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Акбулакского района Граховская Е.Ю., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства изложенные в заявлении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Суптеля С.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Признание иска административным ответчиком не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, в связи с чем с уд принимает признание иска административным ответчиком.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что при проведении проверки прокуратурой района в сфере сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения органа местного самоуправления, выявлены нарушения закона в деятельности муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района в области обеспечение безопасности дорожного движения в пределах муниципального поселения.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.195 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст. 1 указанного закона, задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.12.195 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно ст.5 закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе и посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и его задачами является проверка соблюдения требований технических условий по размещению объектов,
предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и других объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог местного значения; проверка соблюдения пользователями автомобильных дорог, лицами, осуществляющими деятельность в пределах полос отвода и придорожных полос, правил использования полос отвода и придорожных полос, а также обязанностей при использовании автомобильных дорог местного значения в части недопущения повреждения автомобильных дорог и их элементов; проверка соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам местного значения, включая периоды временного ограничения движения транспортных средств.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Закон № 257-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 13.1 Закона № 257-ФЗ, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 6 Закона № 131-ФЗ, определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности, определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.

В ходе проверки установлено, что администрацией МО Акбулакский поссовет полномочия по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения не реализованы, поскольку порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог не определен, фактически мероприятия по контролю не проводятся.

Из постановления главы МО Акбулакский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-п, следует, что утвержден административный регламент администрации МО Акбулакский поссовет по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО Акбулакский поссовет.

Однако, не осуществляется муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог, что препятствует своевременному предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований федерального законодательства в указанной сфере и может явиться причиной нарушения прав граждан - участников дорожного движения.

Вышеуказанные нарушения законодательства о муниципальном контроле, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, со стороны должностных лиц администрации поссовета стали возможными ввиду ненадлежащего осуществления возложенных обязанностей, свидетельствуют о ненадлежащем контроле за деятельностью подчиненных работников, следствием чего могут быть нарушены права граждан и субъектов предпринимательства.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и руководствуясь ст.ст 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокуратуры Акбулакского района к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Акбулакский поссовет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять нормативно – правовой акт, регулирующий порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог в черте муниципального поселения п.Акбулак Акбулакского района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Акбулакский районный суд в течении одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2016 года.

Судья: