Дело № 2а-736/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Панковой С.В.
при секретаре Корнюшка Е.В.,
помощник судьи Высотская О.А.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора ЗАТО г. Северск ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-сайте: ***, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,
установил:
прокурор ЗАТО г. Северск (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную на Интернет - сайте: ***, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование указал, что прокуратурой ЗАТО г. Северск на основании информации Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Банк России) проведена проверка об осуществлении в сети Интернет компанией *** деятельности форекс-дилера. Надзорными мероприятиями установлено, что компания ***, используя сайт *** в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространяет информацию об осуществлении деятельности форекс-дилера на территории Российской Федерации. Как установлено в ход прокурорской проверки, в сети Интернет по адресу *** обнаружена информация о предоставлении услуг форекс-дилера юридическим лицом при отсутствии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и без вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров, тогда как в силу ст. Закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет – сайту ***, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора ЗАТО г. Северск ФИО1 требования административного иска поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, указав, что данный сайт по-прежнему функционирует и доступ к нему открыт для всех пользователей.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), получившее извещение о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора ЗАТО г. Северск по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО г. Северск на основании информации Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Банк России) проведена проверка об осуществлении в сети Интернет компанией *** деятельности форекс-дилера.
Надзорными мероприятиями установлено, что компания ***, используя сайт *** в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространяет информацию об осуществлении деятельности форекс-дилера на территории Российской Федерации.
Как установлено в ходе проверки, в сети Интернет по адресу *** обнаружена информация о предоставлении услуг форекс-дилера юридическим лицом при отсутствии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и без вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров, тогда как в силу ст. Закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.
Об указанных обстоятельствах старшим помощником прокурора ЗАТО г. Северск составлен акт проверки с приложением скриншотов страниц с указанного Интернет – сайта (л.д. 11, 12-14).
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно - телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закона № 39-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона. Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
В соответствии со статьёй 4.1 Закона № 39-Ф3 деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером. Форекс-дилер вправе осуществлять свою деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров, в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Слово «форекс», производные от него слова и сочетания с ним в фирменном наименовании могут использоваться только форекс-дилерами. Деятельность форекс-дилера по заключению указанных в пункте 1 настоящей статьи договоров является исключительной. Форекс-дилер не вправе совмещать свою деятельность с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с другой деятельностью. Форекс-дилер обязан иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этому форекс- дилеру.
Согласно статье 39 Закона № 39-Ф3 все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется двумя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг и лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра.
Статьей 51 Закона № 39-Ф3 установлено, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. За нарушения настоящего Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, и товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» форекс-дилер является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет – сайту ***, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Принимая во внимание, что прокурором ЗАТО г. Северск заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанном Интернет - сайте, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанного Интернет - сайта как такового или о запрете использования самого сайта: ***, удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администраторов этого сайта, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванном Интернет - сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информации о предоставлении услуг форекс-дилера юридическим лицом при отсутствии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и без вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров на Интернет - сайте ***, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора ЗАТО г. Северск обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 265.5, 175 - 180 КАС РФ суд
решил:
административный иск прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-сайте: ***, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет - сайте: ***, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий С.В. Панкова
УИД 70RS0009-01-2021-001247-31