ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-736/22 от 01.11.2022 Лыткаринского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-736/22

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лыткарино Московской области 26 октября 2022 года

Мотивированное решение составлено 01.11.2022г.

Лыткаринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи О.А. Антоновой, при секретаре Е.О. Лоик,

с участием помощника прокурора М.А. Харыбина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г.Лыткарино Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Потапову Александру Борисовичу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Лыткарино обратился в суд с настоящим иском, указывая что прокуратурой города Лыткарино проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлен сайт, находящийся в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты>/, на котором пользователям предоставляется возможность приобрести выписки ЕГРН дистанционным способом круглосуточно. При этом на сайте указан ассортимент и стоимость услуг.

Помощник прокурора, участвующий в деле, Харыбин М.А. в судебном заседании требования о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просил требования удовлетворить.

Административный ответчик Потапов А.Б. не явился, о слушании дела извещен.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу не явился, о слушании дела извещен.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, является государственной услугой, оказываемой исключительно Росреестром и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принятыми в его развитие подзаконными нормативно-правовыми актами.

Размещение предложения о предоставлении услуги по выдаче выписок из ЕГРН и т.п. вводит в заблуждение граждан, создавая у них ложное впечатление о предоставлении государственной услуги Росреестром или предоставлении ее посредником на законных основаниях.

По факту обращения к таким сайтам, потребитель получает зачастую недостоверные сведения по завышенным ценам, либо вовсе не получает желаемые сведения.

Завышение сайтами-двойниками цены получаемой услуги (по отношению к законодательно установленным ценам за оказание государственной услуги Росреестром) и является фактором, мотивирующим неустановленных лиц активно осуществлять свою деятельность на просторах «Интернета», поскольку именно самостоятельное определение в ценообразовании позволяет мошенникам обогащаться за счет обманутых граждан.

Последствиями нелегитимной деятельности сайтов-посредников является:

нарушение требований законодательства о правовом режиме доступа к сведениям ЕГРН;

создает предпосылки к мошеннической деятельности в сфере оборота недвижимости и затрудняет оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую правоохранительными органами;

приводит к негативным последствиям при реализации правоохранительными органами полномочий по защите соответствующих лиц, до принятия решения относительно применения в отношении них мер безопасности (Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»); нарушение правового режима защиты персональных данных.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ-149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Лыткарино проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлен сайт, находящийся в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> на котором пользователям предоставляется возможность приобрести выписки ЕГРН дистанционным способом круглосуточно. При этом на сайте указан ассортимент и стоимость услуг.

Так, согласно информации, размещенной на указанном сайте в сети «Интернет», есть возможность приобрести выписку об объекте недвижимости, выписку о переходе прав, кадастровый план территории, справку о кадастровой стоимости.

Согласно пункту 3 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

На основании изложенного следует, что размещаемая информация на сайтах-посредниках о предоставлении за плату неограниченному кругу лиц государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН нарушает баланс публичных и частных интересов в данной сфере, негативно влияет на репутацию Росреестра, нарушает требования закона о правовом режиме доступа к сведениям ЕГРН, нарушает правовой режим персональных данных, что помимо вышеназванных негативных последствий, влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц и нарушает публичные интересы государства.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 2 Федерального закона ФЗ-149 информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, Роскомнадзор по ЦФО, имея техническую возможность, должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к указанному Интернет-сайту.

Кроме того, вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требований для ведения и реализации такой деятельности.

В связи с изложенным, наличие на вышеуказанном Интернет-сайте информации о возможности приобретения выписки об объекте недвижимости, выписки о переходе прав, кадастровый план территории, справки о кадастровой стоимости нарушает законодательство Российской Федерации.

Таким образом, информация, содержащаяся на страницах вышеназванного сайта и распространяемая посредством сети «Интернет», в силу положений закона является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание названные положения действующего законодательства, суд находит требования административного истца о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179,180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административный иск Прокурора г.Лыткарино Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Потапову Александру Борисовичу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную по адресу: <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

О.А.Антонова