ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-737/18 от 23.07.2018 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-737/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Петровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Меркуловой А.Н., с участием административного истца – помощника прокурора Андреевой Э.М., представителей административных ответчиков Макаровой Д.П., Логуновой Е.А., представителя заинтересованного лица Семенова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) к администрации муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный район, администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и жителей поселка Красное Эхо Гусь-Хрустального района к администрации муниципального образования Красное Эхо (сельское поселение), администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что на территории муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) расположены общественные кладбища вблизи <адрес> и вблизи <адрес> используемые для захоронения умерших.

Кладбище вблизи <адрес>, площадью 10000 кв.м., находится на расстоянии 2,5 км, в восточном направлении от <адрес> в лесном массиве за границами населенного пункта. Кладбище действующее, эксплуатируется на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов.

Кладбище в <адрес>, площадью 10000 кв.м., расположено на расстоянии 2 км в западном направлении от <адрес> в лесном массиве. Часть кладбища, площадью 0,15 г располагается на территории Давыдовского участкового лесничества в лесном массиве в лесном квартале 56 лесотаксационного выдела 3.

Кладбища на территории муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) эксплуатируются на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов; земельные участки под размещение мест погребения, в соответствии с требованиями законодательства, не отведены.

Не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства и отсутствие определенных границ земельных участков, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, а также может привести к обезличиванию территории данных кладбищ.

ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой главе администрации сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не принято мер по надлежащему определению границ земельных участков, используемые под кладбища, в связи с чем просят суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования посёлок Красное эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный район, выразившееся в непринятии мер по отведению земельных участков для размещения кладбищ, расположенных в близи <адрес>, площадью 10000 кв.м. каждый, не проведении межевания занятых под кладбищами земельных участков, не установлению границ данных земельных участков на местности, не постановке на государственный кадастровый учет и отсутствии регистрации права собственности на земельные участки, используемые под размещение данных кладбищ. Обязать администрацию муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный района утвердить заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи посёлка <адрес> и в селе <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области в соответствующую категорию; провести общественные обсуждения и публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи посёлка <адрес> и в селе <адрес> в соответствующую категорию; обратиться в администрацию Владимирской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков используемых под кладбища вблизи <адрес>, в соответствующую категорию; обратиться в администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район с заявлением о предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством для размещения мест погребения вблизи посёлка <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области. Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район предоставить администрации муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) земельные участки под размещение мест погребения вблизи <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области в соответствии с земельным законодательством.

Помощник прокурора Андреева Э.М. в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков: администрации МО Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустального района - Макарова Д.П., администрации МО Гусь-Хрустальный район – Логунова Е.А. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме. Просили предоставить срок для исполнения решения суда 12 месяцев, так как кадастровые работы и оформление земельных участков требует длительных временных затрат.

Представитель заинтересованного лица КУ ГКУ ВО «Гусевское лесничество» Семенов В.В. в судебном заседании не возражал в удовлетворении административных исковых требований прокурора.

Заинтересованное лицо – представитель департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещены судом заблаговременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки, а также представить суду соответствующие доказательства.

Таким образом, учитывая надлежащее извещение представителя департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области о времени и месте судебного разбирательства, установленные для суда процессуальным законом сроки рассмотрения административных дел, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие заинтересованного лица, явка которого не признавалась судом обязательной.

Выслушав прокурора, представителей административных ответчиков Макарову Д.П. и Логунову Е.А., представителя заинтересованного лица Семенова В.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Часть 3 указанной статьи, предусматривает возможность закреплять законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные ч.1 ст. 14 Федерального Закона №131 -ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121 «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Владимирской области закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ). Настоящий Федеральный закон устанавливает санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.

Согласно ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

В соответствии с п. 2 ст. 15 вышеуказанного закона места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров (ч.4 и ч.5 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 6, п.п. 1, 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в других случаях предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный Закон 218-ФЗ) в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм указанного Закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления права на него.

При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно п.2.1 Положения о регулировании земельных отношений на территории Гусь-Хрустального района, утвержденного Решением Совета народных депутатов Гусь-Хрустального района от 23.12.2016 года №157 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов района от 18.12.2012 года №219 «Об утверждении положения о регулировании земельных отношений на территории Гусь-Хрустального района» (далее – Положение) органы местного самоуправления муниципального образования Гусь-Хрустальный район осуществляют владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Гусь-Хрустального района, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гусь-Хрустальный район, в том числе расположенными на межселенных территориях Гусь-Хрустального района.

В силу абз.1 п.2.4 Положения администрация района осуществляет предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Гусь-Хрустального района, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гусь-Хрустальный район, в том числе расположенных на межселенных территориях Гусь-Хрустального района.

Таким образом, вопрос о предоставлении земельного участка под размещение кладбищ в соответствии с вышеуказанным Положеним относится к полномочиям Администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район.В соответствии с п. 22 ст. 5 Устава муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустального района, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования п. Красное Эхо от 24.06.2005 № 105, закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Согласно п. 14 ст. 35 Устава в ведении администрации муниципального образования поселок Красное Эхо находится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Таким образом, к вопросам местного значения муниципального образования сельского поселения Красное Эхо относятся вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Установлено, что на территории муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) расположены общественные кладбища вблизи <адрес> и вблизи <адрес>, используемые для захоронения умерших. Кладбище вблизи <адрес>, площадью 10000 кв.м., находится на расстоянии 2,5 км, в восточном направлении от <адрес> в лесном массиве за границами населенного пункта. Кладбище действующее, эксплуатируется на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов. Кладбище в <адрес>, площадью 10000 кв.м., расположено на расстоянии 2 км в западном направлении от <адрес> в лесном массиве. Часть кладбища, площадью 0,15 г располагается на территории Давыдовского участкового лесничества в лесном массиве в лесном квартале 56 лесотаксационного выдела 3. Кладбища на территории муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) эксплуатируются на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов; земельные участки под размещение мест погребения, в соответствии с требованиями законодательства, не отведены. Вместе с тем, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства и отсутствие определенных границ земельных участков, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, а также может привести к обезличиванию территории данных кладбищ. В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч.1 и ч.2 ст. 94, п. 3 ч.1, ч.2 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют, в числе прочего особое историко-культурное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения, в составе которых выделяются земли военных и гражданских захоронений. Данные земли используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 85, ч.1, ч. 13 ст. 35 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к такой территориальной зоне, как зона специального назначения. В результате градостроительного зонирования могут определяться, в числе прочих зоны специального назначения, то есть зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Так, указанным классификатором предусмотрены такие виды разрешенного использования, как: - «ритуальная деятельность», которая предполагает размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений. Указанный вид разрешенного использования может быть установлен в отношении земельного участка только в случае, если он расположен в территориальной зоне, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривает такой вид разрешенного использования наряду с другими, с соблюдением предназначения той или иной территории.Таким образом, размещение недействующих военных и гражданских захоронений возможно только на землях историко-культурного назначения, относящихся к категории земель «земли особо охраняемых территорий» или в отношении действующих кладбищ, а также крематориев и мест захоронения; размещения соответствующих культовых сооружений на «землях населенных пунктов». При этом для каждой из указанных категорий земель подлежит установлению территориальная зона «зона специального назначения» с определением для недействующих военных и гражданских захоронений вида разрешенного использования «историко-культурная деятельность», а для действующих кладбищ, а также крематориев и мест захоронения; размещения соответствующих культовых сооружений вида разрешенного использования «ритуальная деятельность».В соответствии с ч. 2 ст. 7, ст. 8 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории. В случае необходимости изменения режима использования той или иной территории, предусмотрен механизм перевода земель из одной категории в другую. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона. Из анализа ч. 4 вышеуказанной статьи следует, что орган местного самоуправления, заинтересованный во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, путем направления в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. На основании п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 5, п.1 ч.2 ст. 10, п.п.2, 3 ч.1 ст. 11, п.2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: -установления или изменения границы населенного пункта; - размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Далее органу местного самоуправления сельского поселения необходимо направить соответствующее заявление, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 статьи и 4.1 Федерального закона №191-ФЗ, а также заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного администрации муниципального образования необходимо утвердить заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища в вблизи <адрес> и в <адрес>, в соответствующую категорию (действующее кладбище - «земли населенных пунктов», недействующее кладбище - «земли особо охраняемых территорий»); провести общественные обсуждения и публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков и перевода земельных участков, используемых под кладбища вблизи <адрес> и в <адрес>, в соответствующую категорию и обратиться с заявлением в администрацию <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи <адрес> и в <адрес>, в соответствующую категорию.

Непринятия мер по приведению кладбищ в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место незаконное бездействие административных ответчиков по непринятию указанных решений, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд учитывает, что заявленные требования не оспаривались и признаны административными ответчиками, чем реализовали свое право, предусмотренное ч. 3 ст. 46 КАС РФ.

Вместе с тем суд находит заслуживающим внимания довод представителя администрации МО посёлок Красное Эхо (сельское поселение) и представителя администрации МО Гусь-Хрустальный район о том, что для выполнения всех работ по приведению кладбищ в соответствие с требованиями земельного законодательства необходимо время, в связи с чем суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев, что не приведет к существенному нарушению интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) к администрации муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный район, администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный район, выразившееся в непринятии мер по отведению земельных участков для размещения кладбищ, расположенных в близи посёлка Первомайский и селе Губцево, площадью 10000 кв.м. каждый, не проведении межевания занятых под кладбищами земельных участков, не установлению границ данных земельных участков на местности, не постановке на государственный кадастровый учет и отсутствии регистрации права собственности на земельные участки, используемые под размещение данных кладбищ.

Обязать администрацию муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустальный района в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:

утвердить заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области в соответствующую категорию;

провести общественные обсуждения и публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков, используемых под кладбища вблизи <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области, в соответствующую категорию;

обратиться в администрацию Владимирской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков и переводе земельных участков используемых под кладбища вблизи <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области, в соответствующую категорию;

обратиться в администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район с заявлением о предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством для размещения мест погребения вблизи <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области.

Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, предоставить администрации муниципального образования посёлок Красное Эхо (сельское поселение) земельные участки под размещение мест погребения вблизи посёлка <адрес> Гусь-Хрустального района Владимирской области в соответствии с земельным законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Петрова

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июля 2018 года.