ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-737/20 от 12.02.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2020 года г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-737/2020 по административному исковому заявлению администрации города Иркутска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых производств УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация города Иркутска обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых производств УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области с требованием освободить администрацию г. Иркутска от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тюриной О.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ., возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес> по делу .

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. (вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу на администрацию города Иркутска возложена обязанность предоставить ФИО2, ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, размером общей площади жилого помещения не менее 16,1 кв.м., в черте <адрес>, вне очереди. Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского Областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения, данное судебное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации города Иркутска, взыскатель - ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ. судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по <адрес>Тюриной О.С., рассмотрев материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. -ИП, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес> по делу , вступившему в законную силу, предмет исполнения: обязать администрацию города Иркутска предоставить ФИО2, ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, размером общей площади жилого помещения не менее 16,1 кв.м., в черте <адрес>, вне очереди, в отношении должника администрации города Иркутска, в пользу взыскателя ФИО2, установив, что администрация г. Иркутска в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнила требования исполнительного документа, постановила взыскать с администрации <адрес> исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Администрация города Иркутска не исполнила указанное выше решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в предусмотренный частью 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок в виду следующих объективных причин. Расселение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется на основании муниципальной программы «Жилище на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. . Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп принята региональная адресная программа <адрес> «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах». Многоквартирный <адрес>, в котором ФИО2, ФИО4 занимают жилое помещение , включен в указанную региональную адресную программу <адрес> «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп. В соответствии с механизмами реализации указанной программы планируемый срок переселения граждан из аварийного дома - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Формирование муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, что предполагает соблюдение муниципальным заказчиком процедур, установленных данным законом. Таким образом, администрацией города Иркутска предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., однако, в пятидневный срок исполнить решение суда не представлялось возможным в виду указанных выше объективных причин. В этой связи вины администрации города Иркутска в неисполнении требования исполнительного документа в пятидневный срок нет и, как следствие, отсутствуют основания для взыскания исполнительского сбора. Кроме того, судебный пристав-исполнитель не принял во внимание отсутствие реальной возможности предоставления жилого помещения в пятидневный срок ввиду значительных временных затрат на процедуру его приобретения, установленную законом. Данная правовая позиция отражена в апелляционном определении СК по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ Между тем, администрацией города Иркутска заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений (квартир) от ДД.ММ.ГГГГ., идентификационный код закупки: на приобретение жилых помещений, в соответствии с характеристиками, предусмотренными Приложением к настоящему контракту в целях исполнения судебных решений, вступивших в законную силу в 2016-2017 годах, обязывающих муниципалитет предоставить жилые помещения во внеочередном порядке и дальнейшего его предоставления указанным гражданам, в том числе, ФИО2, ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией города Иркутска подписан передаточный акт о приеме-передаче вышеуказанных жилых помещений (квартир). В настоящее время необходимый пакет документов направлен в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации права муниципальной собственности. После соблюдения всех процедур, установленных законом, ФИО2, ФИО4 будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что все стороны уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства -ИП ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).

В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4, к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, требования истцов удовлетворены. Суд решил: возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить ФИО2, ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, площадью не менее 16,1 кв.м. в черте <адрес> вне очереди.ДД.ММ.ГГГГ. решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в силу.

ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонным отделом судебных приставов УФССП России по Иркутской области на основании исполнительного листа ФС , выданного Кировским районным судом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации <адрес>, взыскатель – ФИО2 Предметом исполнения в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. является: возложить на администрацию г. Иркутска обязанность предоставить ФИО2, ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, площадью не менее 16,1 кв.м. в черте <адрес> вне очереди. Срок для добровольного исполнения указан 5 дней (п. 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлены требования об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. и предупреждение об уголовной ответственности по 315 УК РФ ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем назначались новые сроки исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. с администрации г. Иркутска взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ администрацией г. Иркутска не исполнен в срок до 19.03.2018г. без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Формирование муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, что предполагает соблюдение муниципальным заказчиком процедур, установленных данным законом.

В подтверждение своих доводов об отсутствии умысла злостного неисполнения решения суда Администрацией г. Иркутска суду представлены следующие доказательства.

Так, расселение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется на основании муниципальной программы «Жилище на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. .

Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп принята региональная адресная программа <адрес> «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах».

Как следует из представленных административным истцом документов, многоквартирный <адрес>, в котором ФИО2, ФИО4 занимают жилое помещение , включен в указанную региональную адресную программу <адрес> «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп. В соответствии с механизмами реализации указанной программы планируемый срок переселения граждан из аварийного дома - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, администрацией города Иркутска заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений (квартир) от ДД.ММ.ГГГГ., идентификационный код закупки на приобретение жилых помещений, в соответствии с характеристиками, предусмотренными Приложением к настоящему контракту в целях исполнения судебных решений, вступивших в законную силу в 2016-2017 годах, обязывающих муниципалитет предоставить жилые помещения во внеочередном порядке и дальнейшего его предоставления указанным гражданам, в том числе, ФИО2, ФИО4.

Суд учитывает, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. №376-О-П федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2019 года № 270-пп принята региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах».

Расселение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется на основании муниципальной программы «Жилище на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

Данной программой предусмотрено проведение мероприятий по расселению домов, включенных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (далее – реестр на снос) или в реестр многоквартирных домов жилищного фонда г. Иркутска, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции.

В соответствии с Подпрограммой мероприятия по расселению многоквартирных домов, включенных в реестр на снос производятся в зависимости от необходимости развития городских территорий в соответствии с градостроительной концепцией застройки районов города Иркутска, исходя из потребности осуществления строительства объектов капитального строительства местного значения.

Процедура реализации муниципальной программы занимает длительный период времени, в связи с чем, суд также учитывает документы, представленные административным истцом, свидетельствующие об отсутствии бездействия по исполнению судебного акта.

Таким образом, принимая во внимание, что финансирование программы по расселению многоквартирных домов, включенных в реестр на снос, осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений муниципального жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Администрации г. Иркутска - удовлетворить.

Освободить Администрацию г. Иркутска от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тюриной О.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ., возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес> по делу .

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 12.02.2020. Н.Н. Исакова