РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2022 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кочневой М.Б.
при секретаре судебного заседания Корж К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-737/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к некоммерческой организации «Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Минюста России по Ямало-Ненецкому автономному округу) обратилось в Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском к некоммерческой организации «Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование административных исковых требований указано, что распоряжением Управления Минюста России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.07.2015г организация внесена в государственный реестр юридических лиц и присвоен регистрационный номер №. Управлением в ходе контроля изучены правоустанавливающие документы организации, по результатам которого выявлены нарушения действующего законодательства РФ. В нарушение требований ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ответчик неоднократно не предоставлял сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, за 2022 год, а также не предоставлял сообщение о продолжении деятельности организации. По данному факту истцом составлен Акт № от 18.04.2022 г., направлено информационное письмо от 22 апреля 2022 года. Административный истец просил вынести решение о ликвидации некоммерческой организации «Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества», исключить из реестра юридических лиц.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, мнения по иску не предоставил.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяет Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В силу п.3 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений).
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (п.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Решением Администрации муниципального образования город Муравленко № от 25 ноября 1994 года было принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации «Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества». Как установлено в ходе судебного разбирательства, 19 декабря 2002 года Инспекцией МНС России по г.Муравленко ЯНАО вынесено решение № об осуществлении государственной регистрации юридического лица некоммерческой организации «Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества» (л.д.9).
Управлением Министерства Юстиции РФ по ЯНАО 22 мюля 2015 года организация внесена в государственный реестр казачьих обществ в РФ, присвоен реестровый номер №.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, являются предметом регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об общественных объединениях», настоящий Федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (ст.7 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
На основании ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительности места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (ч.2 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Управлением Минюста России по ЯНАО в ходе контроля изучены правоустанавливающие документы организации, по результатам которого выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
При этом, под казачьим обществом, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.12.2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Закон о казачестве), понимается форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация на основании пункта 3 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), создающаяся в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
В силу ч.3 статьи 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определяются Президентом Российской Федерации.
Между тем, Устав организации не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ.
По данному факту 12 октября 2021 года Управлением Минюста России по ЯНАО вынесено предупреждение № и установлен срок для устранения нарушений до 18 ноября 2021 года, 20 ноября 2021 года письмо вручено адресату. 22 ноября 2021 года Управлением Минюста России по ЯНАО направлено второе письмо с письменным предупреждением, 29 ноября 2021 года письмо вручено адресату. Информация об устранении нарушений в установленный срок административному истцу не поступала.
Кроме того, согласно п.3 статьи 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В 2022 году указанные сведения предоставлялись по форме № ОН 0001, ОН0002, утверждены приказом Минюста России № 185 от 30.09.2021года. В нарушение данных правовых норм организация не предоставила необходимую информацию. Данное обстоятельство никем не оспаривалось. По данному факту составлен акт о не предоставлении отчетности № от 18.04.2022 и информационное письмо от 22.04.2022.
Помимо этого, организацией в 2022 году не предоставлены сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы по форме № ГРКО03, утверждена приказом Минюста России № 355 от 13.10.2021 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в РФ».
В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные нарушения общественным объединением федеральных законов и иных нормативных правовых актов является основанием ликвидации общественного объединения.
По правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Согласно п.10 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», пп.3 п.3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Административный ответчик до настоящего времени выявленные нарушения законодательства Российской Федерации не устранил.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к некоммерческой организации «Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию Муравленковское Хуторское Казачье Общество Обско-Полярного отдельного казачьего общества Сибирского Войскового Казачьего общества (основной государственный регистрационный №, дата регистрации ДД.ММ.ГГ), с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, считать прекратившей свою деятельность.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы, через Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.Б.Кочнева
Подлинный документ находится в деле № 2а-737/2022 (УИД: 89RS0006-01-2022-000990-17) Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.