Дело № 2а-738/2019
УИН: 54RS0012-01-2019-001055-40
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
03 октября 2019 года село Убинское
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Первушина Ю.Н.,
при секретаре Гизитдиновой С.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области о признании отказа в перерасчете транспортного налога не законным и об обязывании ответчика произвести перерасчет транспортного налога за период ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением о признании отказа в перерасчете транспортного налога не законным и об обязывании ответчика произвести перерасчет транспортного налога за период ДД.ММ.ГГГГ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области обратился ФИО1 указывая что, в его собственности имеются транспортные средства: 2 легковых, 2 грузовых автомобиля и микроавтобус, в связи с чем ему начисляется к уплате транспортный налог, что подтверждается налоговыми уведомлениями.
Ставки транспортного налога установлены ст. 361 НК РФ. Так для легковых автомобилей до 100 и 150 лошадиных сил установлены ставки в 2.5 и 3,5 рубля на одну л.с. соответственно, а налоговый орган ему посчитал по 6 и 10 рублей. На автобусы до 200 л.с., законом предусмотрена ставка в 5 рублей, а ему посчитали 50 рублей. На грузовые автомобили законная ставка составляет 8, 5 рублей, а расчет сделан исходя из 85 рублей.
Такие расчеты налоговый орган сделал за периоды ДД.ММ.ГГГГ. Он обращался в инспекцию с просьбой произвести перерасчет начисленного налога, но ему было отказано со ссылкой на закон Новосибирской области «о налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков» от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем названный областной закон не должен был применяться, как противоречащий нормативным актам высшей юридической силы.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить. Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ.
В ч. 2 ст. 55 Конституции закреплено, что в РФ не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключения из этого правила перечислены в ч. 3 данной статьи, и в назван им случае не применимы.
Статья 19 высшего закона страны гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места его жительства.
Согласно ст. 3 НК налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
По смыслу закона эти правила относятся не только к какому-либо налогу в целом, но и к отдельным его элементам.
Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, что бы каждый точно знал, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Все не устранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Областной законодатель, устанавливая повышенные ставки, руководствовался правом, предоставленным ему ч. 2 ст. 361 НК, увеличивать федеральные ставки в 10 раз.
Однако исходя из смысла правового регулирования налоговых отношений данная норма не может применяться изолированно, поскольку противоречит не только Конституции, но и нормами первой части НК, имеющим приоритет, поскольку они устанавливают принципы, то есть общие правил налоговых правоотношений.
Часть 2 ст. 361 НК предусматривает исключения из общего правила, установленного ч. 1 той же статьи, однако такое исключение не может проводить к созданию нового правила.
Фактически создана ситуация, когда общее правило, установленное в ч. 1 ст. 361 НК РФ, ни где не применятся, несмотря на то, что там установлены точные налоговые ставки, а не дифференцированные. По смыслу правового регулирования, именно эти ставки следует применять в первую очередь, а возможно дифференциация должна иметь экономические обоснования. В данном случае такого обоснования нет, а потому отказ налогового органа в применении федеральных ставок транспортного налога нельзя признать законным.
12 августа этого года он обжаловал отказ в вышестоящий налоговый орган по изложенным основаниям в соответствии с правилами ст. 138 НК РФ. Решением управления ФНС по НСО № 970 от 06.09.2019 года в удовлетворении его жалобы было отказано со ссылкой на то, что установление налоговых ставок – это прерогатива законодателя. Между тем при этом не было дано оценки его доводам о нарушении принципа равноправия и необходимости непосредственного применения Конституции РФ, как нормативного акта высшей юридической силы.
Так он обращался в арбитражный суд, но налоговый орган не согласился с таким определением подсудности, мотивируя тем, что положениями статей 357, 362, 363 НК РФ, плательщиками транспортного налога являются физические лица. И поскольку индивидуальные предприниматели не выделены в качестве плательщиков данного налога, они уплачивают их так же как физические лица.
Как следует из позиции налогового органа, применение налоговых ставок не ставится в зависимость от использования транспортных средств в предпринимательской деятельности. Задолженность по этому налогу так же взыскивается через суды общей юрисдикции, не зависимо от категории транспортных средств и способа их использования.
Кроме того, налоговый орган в обосновании своей позиции сослался на совместное ПП ВС и ВАС РФ от 12.08.1992 года № 12/12 о разграничении подведомственности судебных дел. В п. 5 данного постановления содержится разъяснение о том, что если соединяются несколько связанных между собой требований разной подведомственности, все требования подлежат рассмотрению в суде.
Определением Арбитражного суда от 09.08.2019 года его заявление оставлено без рассмотрения по ходатайству налогового органа.
Статьей 101 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», предусматривает право суда при рассмотрении дела в любой инстанции обратиться в КС РФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Гражданин такого права не имеет, он может направить жалобу в КС лишь в случае, когда рассмотрение его дела завершено в суде.
Просит отказ налогового органа в перерасчете транспортного налога, выраженный в его ответе от ДД.ММ.ГГГГ ода № на его обращение, признать не законным.
Обязать ответчика произвести ему перерасчет транспортного налога за период ДД.ММ.ГГГГ, исходя из ставок, установленных ст. 361 ч. 1 НК РФ.
В судебном заседании ФИО1 свои исковые требования поддержал в полном объеме и попросил суд их удовлетворить.
Представитель межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области в судебном заседании показал, что межрайонная ИФНС России №5 по Новосибирской области с исковыми требованиями ФИО1 не согласна в полном объеме по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав участников процеса, суд находит, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Действительно как установлен в судебном заседании ФИО1 является собственником транспортных средств в отношении которых Межрайоной ИФНС России №5 по Новосибирской области исчисляется транспортный.
Не согласившись с налоговыми ставками при начислении транспортного налога ФИО1 обратился в межрайонную ИФНС России №5 по Новосибирской области с просьбой произвести перерасчет транспортного налога, но Межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области в перерасчете транспортного налога ему было отказано.
Не согласившись с решением межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области ФИО1 обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области с жалобой на действия должностных лиц межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области выразившиеся в отказе осуществить перерасчет транспортного средства.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 на действия должностных лиц межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области выразившееся в отказе осуществить перерасчет транспортного налога была оставлена без удовлетворения.
ФИО1 в своем заявлении указывает, что согласно ст. 3 НК налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
По смыслу закона эти правила относятся не только к какому-либо налогу в целом, но и к отдельным его элементам.
Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, что бы каждый точно знал, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Все не устранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Областной законодатель, устанавливая повышенные ставки, руководствовался правом, предоставленным ему ч. 2 ст. 361 НК, увеличивать федеральные ставки в 10 раз.
Однако исходя из смысла правового регулирования налоговых отношений данная норма не может применяться изолированно, поскольку противоречит не только Конституции, но и нормами первой части НК, имеющим приоритет, поскольку они устанавливают принципы, то есть общие правил налоговых правоотношений.
Часть 2 ст. 361 НК предусматривает исключения из общего правила, установленного ч. 1 той же статьи, однако такое исключение не может проводить к созданию нового правила.
Фактически создана ситуация, когда общее правило, установленное в ч. 1 ст. 361 НК РФ, ни где не применятся, несмотря на то, что там установлены точные налоговые ставки, а не дифференцированные. По смыслу правового регулирования, именно эти ставки следует применять в первую очередь, а возможно дифференциация должна иметь экономические обоснования. В данном случае такого обоснования нет, а потому отказ налогового органа в применении федеральных ставок транспортного налога нельзя признать законным.
Суд с данными доводами ФИО1 вынужден не согласиться, так как согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
- автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 2,5 рубля;
- автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 3,5 рубля;
- автомобили грузовые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 2,5 рубля;
- автомобили грузовые с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 8,5 рубля;
- автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно – 5 рублей.
Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Налоговые ставки по транспортному налогу на территории Новосибирской области определены ст.2.2 Закона №142-ОЗ.
Согласно Законам №142-ОЗ для легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно ставка установлена в размере 6 рублей;
- для легковых автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 10 рублей;
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. – 25 рублей;
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 85 рублей;
- для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно – 50 рублей.
Как установлено ст.362 НК РФ, сумма, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Кроме того у суда нет ни каких сомнений в соответствии ст.15,19, 55 ч.2 ст.361 НК РФ, ст.2.2 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 года №142-ОЗ Конституции Российской Федерации.
Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан проверяет конституционность тех положений закона, которые применены или подлежат применению при разрешении конкретного дела заявителя и нарушают его конституционные права и свободы. При этом к жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.
Из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, включая исчерпывающий перечень региональных налогов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога. Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении региональных налогов законодательными органами власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, предусмотренных данным Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога.
В пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель установил ставки транспортного налога, которые согласно пункту 2 названной статьи могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз. В статье 2.2 Закона Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", закрепляющей действующие на территории Новосибирской области конкретные ставки транспортного налога.
Решение этого вопроса связано с внесением изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, относится к прерогативе законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Новосибирской области о признании отказа в перерасчете транспортного налога не законным и об обязывании ответчика произвести перерасчет транспортного налога за период ДД.ММ.ГГГГ, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий Первушин Ю.Н.