ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-738/20 от 22.07.2020 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-738/2020

68RS0015-01-2020-000977-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г.Моршанск

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

Федерального судьи Моисеевой О.Н.

при секретаре Романовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Моршанска в защиту неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: <данные изъяты> содержащей сведения об организациях, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Моршанска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обосновании которого указано, что в соответствии с абз. 3 п.2.1 Приказа Генпрокуратуры России от 02.11.2018 №723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» прокуратурой города 24.05.2020 г. осуществлен мониторинг публикаций федеральных, региональных средств массовой информации и интернет-ресурсов.

Так, в ходе проведенного мониторинга Интернет-ресурсов выявлена страница сайта по адресу: <данные изъяты> где размещена отсканированная версия Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 №1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» и Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 №1828 может любой Интернет-пользователь.

При этом в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 №96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» указанный перечень и информация являются сведениями ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.

На момент проверки адрес указанной страницы в сети «Интернет», на котором размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.

Установить владельца сайта с использованием возможностей сервиса для проверки доменов (http://www.whois-service.ru) не представилось возможным.

Просит признать информацию, размещенной в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: <данные изъяты> содержащей сведения об организациях, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г.Моршанска Тер-Акопов В.А. административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель административного ответчика-Управления Роскомнадзора по Тамбовской области в суд не явился. От заместителя руководителя Великановой Е.Г. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, а также отзыв, в котором указывает, что требования прокурора поддерживает.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 п.2.1 Приказа Генпрокуратуры России от 02.11.2018 №723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» прокуратурой города 24.05.2020 осуществлен мониторинг публикаций федеральных, региональных средств массовой информации и интернет-ресурсов.

В ходе проведенного мониторинга Интернет-ресурсов выявлена страница сайта: http://www.deyton.ru/doc/prikaz1828.pdf, где размещена отсканированная версия Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 №1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» и Перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 №1828 может любой Интернет-пользователь.

При этом в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 №96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» указанный перечень и информация являются сведениями ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.

На момент проверки адрес указанной страницы в сети «Интернет», на которой размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.

Установить владельца сайта с использованием возможностей сервиса для проверки доменов (http://www.whois-service.ru) не представилось возможным.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти в области безопасности определяются Федеральным законом от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности».

Согласно статье 2 названного Закона основными принципами обеспечения безопасности в числе прочего являются законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, организационных, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 №96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» утверждено Положение о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, при этом, согласно пункту 3 Постановления №96, ведение реестра организаций оборонно-промышленного комплекса предписано Министерству промышленности и торговли РФ.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 №1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее – Положение № 1233) установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (п.1.2 Положения №1233).

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.4 Положения №1233).

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ).

Частью 6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой Информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе, в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации об организациях, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

При таких обстоятельствах, имеются основания для признания информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте http://www.deyton.ru/doc/prikaz1828.pdf, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Закона №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В связи с этим, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к странице по адресу: <данные изъяты> содержащей сведения об организациях, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, следует ограничить, в связи с чем административный иск прокурора г.Моршанска подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, приходя к выводу о том, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам граждан РФ, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора г.Моршанска в защиту неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронной странице по адресу: <данные изъяты> содержащей сведения об организациях, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию настоящего решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области для включения указателя сайта с URL адресом: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Решение в соответствии с положениями ст.188 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение составлено судом в окончательной форме: 22 июля 2020 года.

Федеральный судья: О.Н.Моисеева