Дело № 2а-738/2016
Поступило в суд 09.12.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года г.Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Решетниковой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Чулымского района Шеманской Е.А.
при секретаре Скультецкой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Каякского сельсовета <адрес>, Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Коммунальщик», выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, возложении обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Каякского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик», выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, возложении обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части организации теплоснабжения населения, теплоснабжающими организациями - законодательства о теплоснабжении.
В соответствии с п. 4, п. 8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п.1, 4 ч.1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органа местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно пп. 4 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Абзацем 4 п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона : твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В силу требований подпункта «а» п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 в летний период в котельные должен быть осуществлен завоз топлива : твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
В силу ст. 25 ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Согласно п.п. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме ( домовладении) является следующее – предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно ( коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Проверкой установлено, что МУП «Коммунальщик» эксплуатирует котельную, находящуюся в муниципальной собственности, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно информации главы Каякского сельсовета <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, количество угля, завезенного на котельную <адрес> с начала отопительного сезона - 450 тонн, а потребность на весь отопительный сезон составляет 1150 тонн твердого топлива, при этом на начало отопительного сезона на котельную <адрес> должно быть завезено не менее 805 тонн твердого топлива.
Вопреки требованиям абз. 4 п. 2.6.10, «а» п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, МУП «Коммунальщик» не завезено на вышеуказанную котельную твердое топливо в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 гг.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Каякского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
В нарушение требований п. 4, п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1, 4 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, администрация Каякского сельсовета не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Отсутствие твердого топлива в количестве 70% от потребности к отопительному периоду 2016-2017 годов может повлечь за собой срыв стабильной работы котельной в период отопительного сезона, возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселения - Каякский сельсовет <адрес>.
Отсутствие запасов топлива на котельной в необходимом количестве может повлечь угрозу нарушения права на бесперебойное отопление потребителей, которые пользуются коммунальной услугой в настоящее время, а также потребителей - граждан, которые будут пользоваться этой услугой в будущем периоде отопительного сезона. Круг таких потребителей не определен.
Просит признать незаконным бездействие администрации Каякского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, не обеспечении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котельной, расположенной по адресу: <адрес> твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 годов.
Обязать администрацию Каякского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения твердым топливом - углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 годов котельной, расположенной по адресу: <адрес> - 805 тонн.
В судебном заседании помощник прокурора Чулымского района Шеманская Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что МУП «Коммунальщик» эксплуатирует котельную, находящуюся в муниципальной собственности, расположенную по адресу: <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, количество угля, завезенного на котельную с начала отопительного сезона составило 450 тонн, а потребность на весь отопительный сезон составляет 1150 тонн твердого топлива, таким образом, на начало отопительного сезона на котельную <адрес> должно быть завезено не менее 805 тонн твердого топлива.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Каякского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Администрация Каякского сельсовета <адрес> не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Просит признать незаконным бездействие администрации Каякского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, не обеспечении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котельной, расположенной по адресу: <адрес> твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 годов. Обязать администрацию Каякского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 годов котельной, расположенной по адресу: <адрес> - 805 тонн.
Представитель административного ответчика - администрации Каякского сельсовета <адрес>ФИО3 с заявленными требованиями согласен, пояснил, что услуги по теплоснабжению в <адрес> предоставляет МУП « Коммунальщик», которому администрация сельсовета передала котельную и теплосети, расположенные в <адрес> и предназначенные для обеспечения населения поселения тепловой энергией. Уголь в необходимом количестве в котельной всегда имеется в наличии, в достаточном количестве, необходимом для бесперебойной работы котельной.
Представитель административного ответчика – МУП <адрес> «Коммунальщик» ФИО4 с иском согласен, пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ с начала отопительного сезона завезено в котельную <адрес> 570 тонн угля, до ДД.ММ.ГГГГ в котельную будет завезено еще 60 тонн, в январе, феврале 2017 года также будет поставка угля в котельную. МУП « Коммунальщик» заключило с ООО «Новосибирская топливная корпорация» договор на поставку твердого топлива, уголь поступает согласно графика, чрезвычайных ситуаций никогда не возникает. Уголь в котельную подвозится в достаточном количестве, на складе Чулымского райтопа, откуда уголь везут в котельную, он всегда имеется в достаточном количестве, заключены договоры с транспортными компаниями, которые договоры выполняют. Своевременность доставки угля в котельную, его количество в котельной, ими контролируется. Обеспечить котельную углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг. возможно в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместимость площадки для хранения угля в котельной <адрес> ниже, чем 70% потребности отопительного сезона, при этом самое большое количество потребляемого угля в сутки в котельной составляет 7 тонн. Вместимость площадки для хранения угля на котельной – 70 тонн, позволяет хранить объем угля, достаточный для бесперебойного теплоснабжения потребителей <адрес>. Большее количество угля хранить негде, на улице перед котельной уголь может испортиться, возможно, хищение угля.
Выслушав помощника прокурора ФИО1, представителя администрации Каякского сельсовета, представителя МУП «Коммунальщик», исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 и п. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные вопросы местного значения Каякского сельсовета <адрес> закреплены в ст.5 ч.1 п.п. 4, 9 Устава Каякского сельсовета <адрес> (л.д. 31- 48).
Согласно ст.6 ч.1 п. п.1, 4 «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно п.13 п.п.4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организацией наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ абз. 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием…. обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ п.п. «а» указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - … осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является: предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно Уставу МУП «Коммунальщик», предприятие создано в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления <адрес> по решению вопросов местного значения и удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности ( п. 2.1), осуществляет в установленном законодательстве РФ порядке деятельность по теплоснабжению (п.2.2) (л.д. 26 -33).
Как следует из договора № безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи, администрация Каякского сельсовета передала МУП «Коммунальщик» котельную, расположенную в <адрес>, теплосети, во временное безвозмездное пользование, для обеспечения населения Каякского сельсовета <адрес> услугами тепло – и водоснабжения (л.д. 12-15, 16).
Из сообщения главы администрации Каякского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая потребность котельной в угле на отопительный сезон 2016-2017 годы составляет 1150 тонн, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ завезено на котельную с начала отопительного сезона 342 тонны угля. В котельной находится 222 тонны угля. Вместимость площадки для хранения угля 100 тонн. На ДД.ММ.ГГГГ с начала отопительного сезона завезено на котельную 450 тонн угля (л.д. 9 -10, 11).
МУП «Коммунальщик» заключило с ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» договор поставки № NТК-У1-29/9-01-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого последний поставляет, а первый принимает и оплачивает уголь (п.1.1). Объем и сроки поставки угля указываются в спецификациях ( п. 1.2). Вывоз угля МУП «Коммунальщик» осуществляется со склада поставщика по адресу: <адрес> ЗАО «Чулымский райтоп» ответственным представителем покупателя самостоятельно (п.3.5) (л.д.18 -21). В соответствии с приложением № к указанному договору, уголь поступает согласно спецификации к договору поставки угля в количестве: сентябрь 2016 года – 200 тонн, октябрь – 500 тонн, ноябрь 2016 года – 860 тонн, декабрь 2016 - 1020 тонн, январь 2017 – 1120 тонн… (л.д. 20 об.).
Таким образом, на основании приведенных письменных материалов дела, объяснений ответчиков, судом установлено, что ответчиками не приняты необходимые меры по обеспечению котельной <адрес> твердым топливом к началу отопительного сезона не ниже 70 % потребности отопительного сезона, не обеспечен необходимый объем твердого топлива и в настоящее время. Приведенные данные об обеспеченности твердым топливом котельной <адрес>, находящейся в пользовании МУП «Коммунальщик», представителями ответчиков не оспариваются.
В нарушение требований абз.4 п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ п.п «а» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.3 пп. «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, МУП «Коммунальщик» не завезено твердое топливо в котельную в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона 2016-2017 гг. – 805 тонн.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Каякского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
В нарушение требований ст.14 ч.1 п.п.8, 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 ч.1 п.п. 1, 4 ФЗ «О теплоснабжении», ст.25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация Каякского сельсовета <адрес> не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Не принятие администрацией Каякского сельсовета и МУП «Коммунальщик» мер по обеспечению необходимого запаса твердого топлива для котельной в <адрес> до начала отопительного сезона - ДД.ММ.ГГГГ создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга граждан - потребителей, которые пользуются коммунальной услугой теплоснабжения в настоящее время, а также граждан - потребителей, которые будут пользоваться этой услугой в будущем периоде отопительного сезона.
В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, по обеспечению котельной твердым топливом и возложении на ответчиков обязанности по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения котельной <адрес>, расположенной по <адрес>, твердым топливом - углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона 2016-2017 гг. - 805 тонн, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, обязательными для исполнения органами местного самоуправления (основные положения), установлено, что котельные должны быть обеспечены твердым топливом до начала отопительного сезона не ниже 70% потребности отопительного сезона.
При рассмотрении дела судом установлено, что определенный запас топлива в котельной имеется, ответчиком МУП «Коммунальщик» принимаются меры к вывозу угля, заключен договор поставки угля, данных о его неисполнении суду не представлено.
Учитывая поставку угля согласно заключенному договору и в соответствии с согласованным графиком поставки угля, необходимость корректировки указанного графика с поставщиком в целях обеспечения поставки 70 % потребности отопительного периода в топливе, суд полагает установить ответчикам срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Каякского сельсовета <адрес> и МУП «Коммунальщик» выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, в не обеспечении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котельной, расположенной по адресу: <адрес>, твердым топливом – углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг.
Обязать администрацию Каякского сельсовета <адрес> и МУП «Коммунальщик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения котельной, расположенной по адресу: <адрес>, твердым топливом - углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг. – 805 тонн.
Взыскать с МУП «Коммунальщик» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Чулымского районного суда М.В.Решетникова