ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-738/2016 от 13.07.2016 Партизанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а- 738/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2016года с.Вл-Александровское

Партизанский районный суд Приморского края

В составе: председательствующего судьи Вахрушевой О.А.

При секретаре Флигинских О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации Партизанского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском. В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Партизанского муниципального района требований законодательства о муниципальном земельном контроле. По результатам прокурорской проверки установлено, что со стороны ответчика не предпринимаются действия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории сельских поселений. Считает, что администрация Партизанского муниципального района обязана в силу постановления администрации Приморского края № 14-па, ст. 72 ЗК РФ осуществлять муниципальный земельный контроль. Неосуществление муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений, нарушает права неопределенного круга лиц и противоречит интересам Российской Федерации, поскольку земельное законодательство основано на принципе учета земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации ( ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Рубан А.А. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить, сославшись на доводы изложенные выше. Дополнил, что до настоящего времени в администрации Партизанского муниципального района не приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие процедуру осуществления муниципального земельного контроля на территории сельских поселений, что приводит к невозможности осуществления данной функции, возложенной на администрацию района действующим законодательством.

Представитель ответчика- администрации Партизанского муниципального района Немирович А.А. с заявлением прокурора не согласился. Указал, что в соответствии с требованиями ст. 72 Земельного кодекса РФ в отношении земельных участков, расположенных в границах сельских поселений, муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления соответствующего сельского поселения. Согласно требованиям ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В соответствии с ч 3 ст. 5 Закона в случае противоречия федеральных законов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, Закону применяются Конституция РФ и Закон. Установление факта соответствия или несоответствия положений ст. 2 Земельного кодекса РФ положениям Конституции РФ в части разграничений полномочий органов местного самоуправления в области исполнения земельного законодательства относится к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. Согласно разъяснению Министерства экономического развития по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс и отдельные законодательные акты РФ» нормы Кодекса, как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет на Законом. В связи с указанными обстоятельствами, у администрации Партизанского муниципального района до внесения соответствующих изменений в Кодекс либо до рассмотрения указанного вопроса в Конституционном Суде РФ отсутствуют основания по проведению проверок в рамках муниципального земельного контроля на территориях сельских поселений муниципального района.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, пришел к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: п. 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, и т.д.

Согласно ч1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии с ч 3 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено право органов местного самоуправления в пределах своих полномочий на издание актов, содержащих нормы земельного права на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч1 п. 1.1. по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч1 ст.72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи ( ч2 ст. 72 ЗК РФ).

Согласно части 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края приняла постановление об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края. (Постановление Администрации Приморского края от 07.04.2015 N 104-па "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края" )

В соответствии со ст. 6(1) Закона Приморского края от 29.12.2003года № 90-КЗ ( в ред. 06.06.2016года) п.1 к полномочиям Губернатора Приморского края в области регулирования земельных отношений относятся: пп.6) установление порядка осуществления муниципального земельного контроля.

Согласно ст. 7 ч4 Устава Приморского края от 06.10.1995года № 14-КЗ законы и иные нормативные правовые акты Приморского края, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, их объединениями и юридическими лицами, находящимися или осуществляющими свою деятельность на территории Приморского края.

В соответствии с ч1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Таким образом, в результате предусмотренного перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации осуществляется передача уже установленных федеральными законами полномочий от одного уровня публичной власти другому.

Анализируя федеральное законодательства, а также региональное законодательство, нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации, с учетом того, что на момент рассмотрения данного административного иска постановление администрации Приморского края от 07.04.2015года № 104-па не отменено, не признано незаконным либо противоречащим федеральному законодательству в части либо полностью, суд считает, что доводы представителя ответчика о незаконности требований прокурора являются не состоятельными.

На ответчика следует возложить обязанность осуществления муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территориях сельских поселений, что не противоречит ч3 ст. 72 Земельного кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227, 228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск5овое заявление прокурора <адрес> к администрации Партизанского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,- удовлетворить.

Признать бездействие администрации Партизанского муниципального района в непринятие мер в целях осуществления муниципального земе6льного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений Партизанского муниципального района, -незаконным.

Обязать администрацию Партизанского муниципального района обеспечить осуществление муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Приморский краевой суд, через Партизанский районный суд, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Вахрушева О.А.