Дело № 2а-738/2021
УИД 79RS0006-01-2021-002026-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2021 г.
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Филатовой Т.А.
с участием
представителя заинтересованного лица Свиридовой Е.В.
прокурора Плющевой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Еврейской автономной области – Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 Лазарева Константина Александровича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 165 о признании действия (решения) участковой избирательной комиссии № 165 от 19.09.2021 г. по удалению наблюдателя из помещения для голосования незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Еврейской автономной области – Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 Лазарев К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии № 165 о признании действия (решения) участковой избирательной комиссии № 165 от 19.09.2021 г. по удалению наблюдателя из помещения для голосования незаконным. Административные требования мотивированы тем, что 28.07.2021 г. Лазарев К.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по ЕАО – Еврейскому одномандатному округу № 220. 19.09.2021 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы. 17.09.2021 г. в участковую избирательную комиссию № 35 в качестве наблюдателя направлена Радионова Т.Г. Радионова Т.Г. отработала наблюдателем 17.09.2021 г., 18.09.2021 г. Участковая избирательная комиссия 19.09.2021 г., на основании заявления ФИО7 приняла решение удалить Радионову из помещения для голосования участковой избирательной комиссии с предупреждением о том, что в случае отказа исполнить решение будут привлечены правоохранительные органы. В соответствии с законодательством зарегистрированный кандидат вправе назначить наблюдателя. Удаление наблюдателя из помещения для голосования не входит в полномочия участковой избирательной комиссии. Решения суда об удалении наблюдателя Радионовой не было. Удаление наблюдателя представляет собой воспрепятствование со стороны председателей участковых избирательных комиссий свободному осуществлению зарегистрированным кандидатом избирательных прав. Наличие наблюдателя от кандидата или политической партии является фундаментальной гарантией гласности деятельности избирательных комиссий, «чистоты и прозрачности» выборов. Административный истец просит признать действия (решение) участковой избирательной комиссии № 165 от 19.09.2021 г. по удалению наблюдателя из помещения для голосования незаконным.
В судебное заседание административный истец Лазарев К.А. не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем имеется письменное заявление.
В судебное заседание представитель административного ответчика – участковой избирательной комиссии избирательного участка № 165 не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя, о чем имеется телефонограмма.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Смидовичского района Свиридова Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. Суду дополнила, что она поддерживает доводы возражений на исковое заявление. В установленный законом срок кандидат Лазарев К.А. списки наблюдателей в избирательную комиссию Смидовичского района ЕАО не представил, поэтому Радионова Т.Г. не приобрела прав и обязанностей наблюдателя. Список уполномоченных представителей РО ПП КПРФ в ЕАО заверен постановлением от 15 июля 2021г. № 121/670-6 «О списке уполномоченных представителей избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ» в ЕАО». Согласно данному списку единственное лицо, которое вправе представлять РО ПП КПРФ в ЕАО на выборах депутатов Законодательного собрания ЕАО является ФИО9ФИО10 не является лицом, уполномоченным подписывать список наблюдателей.
Заинтересованное лицо Радионова Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени, дне и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем имеется телефонограмма, причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (п. 3). При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее также - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 настоящего Федерального закона (п. 4).
Согласно ч. 12 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.
Рассматривая исковые требования Лазарева К.А. о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии № 165 от 19.09.2021г. по удалению наблюдателя Радионовой Т.Г. из помещения для голосования, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно удостоверению от 28 июля 2021г. Лазарев Константин Александрович был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу ЕАО – Еврейский одномандатный избирательный округ № 220.
Решением участковой избирательной комиссии № 165 от 19 сентября 2021 года «Об удалении лица, не имеющего права присутствовать на избирательном участке» Радионова Татьяна Германовна была удалена из помещения для голосования участковой избирательной комиссии № 165. Согласно данному решению 17 сентября 2021 года в помещение участковой избирательной комиссии № 165 прибыла Радионова Т.Г. для осуществления полномочий в качестве наблюдателя по направлению от кандидата Лазарева К.А. Согласно решению данное лицо подлежало удалению из помещения для голосования по следующим причинам. Участковая избирательная комиссия № 165 обратилась в Территориальную избирательную комиссию Смидовичского района пос. Смидович, согласно информации которой списки наблюдателей за подписью кандидата Лазарева К.А. в территориальную комиссию не поступали. Также согласно информации, поступившей из территориальной избирательной комиссии Смидовичского района следует, что избирательным объединением РО ПП КП РФ в ЕАО поданы спсики наблюдателей за подписью первого секретаря РО ПП КПРФ в ЕАО ФИО10 с пометкой о том, что наблюдатель направлен от кандидата Лазарева К.А. Участковая избирательная комиссия № 165 считает, что в связи с невыполнением кандидатом Лазаревым К.А. условий, указанных в ст. 30 ФЗ № 67 «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» -в связи с не подачей списков наблюдателей, Радионова Т.Г. не приобрела прав и обязанностей наблюдателя, поэтому подлежит удалению из помещения участковой избирательной комиссии.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона ЕАО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области» избирательное объединение имеет право назначить представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов, а также обязано назначить представителей избирательного объединения по финансовым вопросам (п. 1). Список уполномоченных представителей избирательного объединения заверяется избирательной комиссией области, а уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам подлежат регистрации избирательной комиссией области (п. 5).
Согласно списку наблюдателей от РО ПП «Коммунистическая партия РФ» в ЕАО и кандидата Государственной Думы Лазарева К.А., поданного в избирательную комиссию Смидовичского района по выборам депутата Государственной Думы и Законодательного собрания ЕАО седьмого созыва 19 сентября 2021 года, подписанного первым секретарем ФИО10, в списке значится Радионова Т.Г., в графе УИК указан номер 165, от кандидата Госдумы Лазарева К.А.
Согласно постановлению избирательной комиссии ЕАО от 15 июля 2021 года №121/670-6 «О списке уполномоченных представителей избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в ЕАО был заверен список уполномоченных представителей избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ» в ЕАО в количестве одного человека, список уполномоченных представителей избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ» в ЕАО в окружные избирательные комиссии. В списке указана ФИО9
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения участковой избирательной комиссии № 165 по удалению наблюдателя Радионовой Т.Г. из помещения для голосования участковой избирательной комиссии № 165, поскольку в установленном законом порядке список наблюдателей с указанием Радионовой Т.Г. в качестве наблюдателя не был подан и зарегистрирован, в связи с чем она не приобрела прав и обязанностей наблюдателя.
Кроме того, административным истцом в поданном им исковом заявлении не указано, в чем выразилось нарушение его прав и свобод, какие неблагоприятные последствия повлекло для него оспариваемое им решение (действие
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по ЕАО – Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 Лазарева К.А. к участковой избирательной комиссии № 165 о признании действия (решение) участковой избирательной комиссии избирательного участка № 165 от 19.09.2021 г. по удалению наблюдателя из помещения для голосования незаконным по указанным выше обстоятельствам.
. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 239-241 КАС РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Еврейской автономной области – Еврейскому одномандатному избирательному округу № 220 Лазарева Константина Александровича к участковой избирательной комиссии № 165 о признании действия (решение) участковой избирательной комиссии избирательного участка № 165 от 19.09.2021 г. по удалению наблюдателя из помещения для голосования незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева