Дело № 2а-739/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2019 г. г. Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Комаровой Е.С.,
при секретаре Артюховой О.В.,
с участием представителя административного истца - прокурора Пролетарского района г. Твери – Дементьевой Н.А.,
представителя административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – Снурницына А.Е.,
представителя административного ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери – Нагибиной С.В.,
представителя заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – Ивановой И.Л.,
представителя заинтересованного лица администрации Пролетарского района в городе Твери – Самохова М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пролетарского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
прокурор Пролетарского района города Твери обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Твери, Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. по делу № 2а-1986/2017 удовлетворено исковое заявление прокурора Пролетарского района г. Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц. Признано незаконным бездействие администрации города Твери по неосуществлению контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в доме <адрес>. На администрацию г. Твери возложена обязанность по инициированию процедуры, установленной п. 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Апелляционным определением Тверского областного суда от 04 апреля 2018 г. указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Твери без удовлетворения. Во исполнение решения Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (далее - Департамент УИИЗР) обратился в межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Комиссия) с заявлением по вопросу признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. От имени города Твери правомочия собственника в отношении объектов, входящих в состав имущества казны, осуществляет уполномоченное лицо - Департамент УИИЗР в пределах предоставленных ему полномочий. В соответствии с сопроводительным письмом от 21 декабря 2018 г. к заявлению Департамента УИИЗР в Комиссию была приложена только выписка из реестра муниципальной собственности на объект (объекты) недвижимого имущества по адресу: <адрес>. Согласно выписке из протокола № 1 заседания от 10 января 2019 г. по результатам рассмотрения документов Департамента УИИЗР Комиссия приняла решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного по адресу: <адрес>, а также о составлении соответствующего заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, по форме согласно приложению № 1. В заключении от 10 января 2019 г. № 3 указано, что решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято Комиссией на основании пунктов 33, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение № 47), согласно актов межведомственной комиссии от 15 декабря 1999 г. № 9, 10, 11, 12, согласно постановлению Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района». Ссылаясь на ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (п. 7, 33, 42, 44-47), Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденный Постановлением администрации города Твери от 16 декабря 2013 г. № 1541 (п. 2.6.3, 2.6.4, 3.4.1, 3.4.5), административный истец указал, что согласно представленных администрацией города Твери информации и документов по исполнению решения Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. в межведомственную комиссию не был представлен пакет документов установленный п. 45 Положения и п. 2.6.3 Административного регламента, то есть решение суда не исполнено. Комиссия в свою очередь не провела оценку соответствия помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> установленным в Положении требованиям в соответствии с пунктом 44 Положения, в том числе не приняла решение о необходимости представления дополнительных документов необходимых для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о проведении обследования помещения и т.д. Как установлено судом в соответствии с актом обследования объекта капитального строительства от 22 сентября 2016 г. Тверского отделения Московского областного филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в разрушенном состоянии и его использование по назначению невозможно. По сведениям ОНД и ПР по г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области подразделения пожарной охраны неоднократно выезжали на тушение возгораний в доме <адрес>. На момент тушения жильцы дома не проживали, дом находится по внешним признакам в аварийном состоянии не пригодном для проживания. Действия администрации г. Твери и Комиссии по непринятию установленных законодательством решений в отношении многоквартирного дома <адрес> влекут возможность возникновения возгораний и обрушения конструкций данного дома, уничтожения жилых домов и иного имущества, находящегося на прилегающей территории, что может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании изложенного, административный истец просил суд:
1. Признать незаконными действия администрации города Твери, выразившиеся в предоставлении в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
2. Возложить на администрацию города Твери обязанность обратиться в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением документов, предусмотренных пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 для признания многоквартирного дома № 6 по улице Прядильная в городе Твери аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
3. Признать незаконными действия Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выразившиеся в принятии решения от 10 января 2019 г. об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного по адресу: <адрес> без проведения оценки соответствия многоквартирного дома согласно пункту 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и установленным в данном положении требованиям.
4. Возложить на Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при поступлении от администрации города Твери или иного уполномоченного подразделения администрации города Твери заявления и документов о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность провести оценку соответствия данного многоквартирного дома в соответствии с пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и установленным в данном положении требованиям.
В ходе рассмотрения дела административным истцом изменены заявленные требования, в окончательной редакции административный истец просил суд:
1. Признать незаконными действия администрации города Твери в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, выразившиеся в предоставлении в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
2. Возложить на администрацию города Твери обязанность предоставить в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции документы, предусмотренные пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 для признания многоквартирного дома № <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
3. Признать незаконными действия Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выразившиеся в принятии решения от 10 января 2019 г. об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения оценки соответствия многоквартирного дома согласно пункту 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и установленным в данном положении требованиям.
4. Возложить на Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от 21 декабря 2018 г. № 30/5876-ви провести оценку соответствия многоквартирного дома <адрес> в соответствии с пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и установленным в данном положении требованиям.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери, администрация Пролетарского района в г. Твери, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
Определением суда от 08 мая 2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с исключением из числа заинтересованных лиц.
Определением Пролетарского районного суда г. Твери от 24 мая 2019 г. производство по делу прекращено в части требований к администрации города Твери и Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о признании незаконными действий администрации города Твери в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, выразившихся в предоставлении в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и о возложении на администрацию города Твери обязанности предоставить в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции документы, предусмотренные пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Пролетарского района г. Твери – Дементьева Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что для исполнения решения суда администрация города Твери делегировала Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери полномочия по обращению в Межведомственную комиссию, однако были представлены не все документы. Полагала, что административный истец вправе обжаловать данные действия, это самостоятельные требования. Полагала, что обязанность, которую административный истец просит возложить на администрацию не является той же, которая возложена на администрацию города Твери решением Центрального районного суда г. Твери, решение по данному делу поможет исполнить решение Центрального районного суда г. Твери.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – Снурницын А.Е. возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суть которого сводится к следующему. Во исполнение решения Центрального районного суда г. Твери в адрес межведомственной комиссии были направлены документы необходимые для инициирования процедуры признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственная комиссия рассмотрела представленный пакет документов и приняла решение об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с тем обстоятельством, что согласно постановлению Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района», указанный многоквартирный дом был признан ветхим. Соответственно межведомственная комиссия приняла одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, в связи с чем предоставление каких-либо дополнительных документов в адрес межведомственной комиссии не требуется. При этом, заявленные административным истцом требования фактически уже были удовлетворены Центральным районным судом города Твери, данный административный иск подан по тем же основаниям, и по тому же предмету, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска. Кроме того, в настоящее время возобновлено исполнительное производство, возбужденное на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда города Твери от 25 декабря 2017 г., что также лишает административного истца права обращаться в суд с заявленными требованиями. Также пояснил, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - Нагибина С.В. против заявленных требований возражала, представила отзыв, в котором указано следующее. В уточненном административном иске отсутствует нормативное обоснование, предусматривающее незаконность действий Администрации города Твери в лице Департамента в предоставлении в межведомственную комиссию неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 2.3 Положения о Департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, утвержденного Постановлением Главы администрации города Твери от 23 января 2007 г. № 198, в полномочия Департамента входит осуществление контроля за использованием муниципального имущества (за исключением жилищного фонда и объектов коммунального назначения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и водоотведения) в пределах предоставленных полномочий, а также муниципального земельного контроля на территории города Твери. В соответствии с п. 2.6 Положения о Департаменте в полномочия Департамента входит также осуществление от имени муниципального образования города Твери полномочий собственника муниципального имущества в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления города Твери. В рамках предоставленных полномочий, согласно разделу 3 Положения о Департаменте, на Департамент, в том числе, возложены функции организация учета в реестре муниципальной собственности города Твери муниципального имущества, в том числе муниципальных предприятий и учреждений, организаций с городским участием; ведение реестра муниципальной собственности города Твери; осуществления контроля за сохранностью и использованием имущества муниципальной казны (за исключением жилищного фонда и объектов коммунального назначения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и водоотведения). Таким образом, в полномочия Департамента не входит подготовка либо осуществление функции заказчика по проведению технических обследований специализированной организацией жилых домов в целях признания их непригодными для проживания. Во исполнение Администрацией города Твери решения Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г., в рамках инициирования Администрацией города Твери процедуры рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признании жилого дома <адрес>, Департамент в рамках имеющихся полномочий направил в межведомственную комиссию письмо с приложением правоустанавливающих документов на жилые помещения, числящиеся в реестре муниципальной собственности. При необходимости, предоставление иных необходимых документов обеспечивается Администрацией города Твери через иные уполномоченные подразделения. Таким образом, письмом от 21 декабря 2018 г. № 30/5876-ви Департамент предоставил в межведомственную комиссию только выписки из реестра, в рамках имеющихся полномочий. Однако, в случае необходимости предоставления иных документов, межведомственной комиссией было бы запрошено, а Администрацией города Твери (уполномоченными подразделениями) в рамках внутреннего взаимодействия была бы организована подготовка и предоставление иных документов в межведомственную комиссию. Из заключения межведомственной комиссии от 10 января 2019 г. следует, что решение об отсутствии оснований для признания дома аварийным было принято не в связи с отсутствием при рассмотрении какого-либо документа, а с учетом предыдущих актов межведомственной комиссии и постановления Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района». Таким образом, решение межведомственной комиссии не зависело от наличия или отсутствия дополнительных документов, в том числе заключений специализированных организаций, проводивших обследование жилого дома. Дом уже был в установленном порядке признан ветхим и включен в программу по расселению. Кроме того, дом практически разрушен, перенес несколько пожаров, предмет для обследования в настоящее время отсутствует. Ранее в установленном порядке уже дом обследовался и документально подтверждалось его состояние, не пригодное для проживания. Кроме того, встает вопрос обоснования закупки в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для уполномоченного выступать заказчиком структурного подразделения Администрации города Твери. В соответствии с п. 6 ст. 18 указанного закона в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая вышеизложенное, требование административного истца о признании незаконными действий Администрации города Твери в лице Департамента необоснованно. Требование о возложении на Администрацию города Твери обязанности предоставить в межведомственную комиссию документов, предусмотренных в рамках п. 45 Положения некорректно и уже было ранее рассмотрено Центральным районным судом аналогичное требование к Администрации об инициировании процедуры, установленной п.42-52 Положения. Таким образом, заявленное в настоящем процессе требование, по сути, является требованием об исполнении ранее принятого судебного акта. Однако такие вопросы должны решаться в рамках исполнительного производства. Представитель административного ответчика также пояснила, что в данном случае не имеется нарушения прав неопределенного круга лиц.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – Иванова И.Л. в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Пролетарского района в г. Твери – Самохов М.П. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы представителей административных ответчиков.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери, Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, возражений не представили. Представителем заинтересованного лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. по делу № 2а-1986/2017, вступившим в законную силу, удовлетворено исковое заявление прокурора Пролетарского района города Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц. Указанным решением признано незаконным бездействие администрации города Твери по неосуществлению контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений в <адрес>. На администрацию города Твери возложена обязанность инициировать процедуру, установленную п. 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании исполнительного листа, выданного по указанному решению суда, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области 25 июня 2018 г. возбуждено исполнительное производство № 4813/18/69042-ИП.
Во исполнение вышеуказанного решения Центрального районного суда г. Твери Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обратился в Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Комиссия, межведомственная комиссия) с заявлением от 21 декабря 2018 г. № 30/5876-ви по вопросу признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, к которому приложил выписку из реестра муниципальной собственности на жилые помещения (квартиры, комната).
10 января 2019 г. по результатам рассмотрения названных документов Комиссия приняла решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 10 января 2019 г. № 1 и копией заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 10 января 2019 г. № 3.
Как следует из указанного заключения, решение было принято Комиссией по результатам рассмотрения документов: заявления Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери вх. № 01/846-вн от 24 декабря 2018 г., копии выписки из реестра муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, копии решения Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. по делу № 2а-1986/2017, и на основании актов межведомственной комиссии от 15 декабря 1999 г. № 9, 10, 11, 12, постановления Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района».
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области от 22 февраля 2019 г. исполнительное производство № 4813/18/69042-ИП окончено, в связи с установлением выполнения требований исполнительного документа.
Постановлением старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области от 25 апреля 2019 г. указанное постановление об окончании исполнительного производства отменено, исполнительное производство № 4813/18/69042-ИП возобновлено.
Прокурор просил признать незаконными действия указанной Комиссии, выразившиеся в принятии решения от 10 января 2019 г. об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения оценки соответствия многоквартирного дома согласно пункту 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 и установленным в данном положении требованиям, а также возложить на межведомственную комиссию обязанность на основании заявления Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери от 21 декабря 2018 г. № 30/5876-ви провести оценку соответствия многоквартирного дома <адрес> в соответствии с пунктом 44 указанного Положения и установленным в данном положении требованиям.
Исходя из содержания административного искового заявления и существа заявленных требований, суд приходит к выводу, что, заявляя о признании незаконными вышеуказанных действий межведомственной комиссии, административный истец, по сути, просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 10 января 2019 г., полагая, что оно принято с нарушением установленного порядка.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение, Положение № 47), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7 Положения).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
Пунктом 38 Положения № 47 установлено, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Пунктами 42 - 47 Положения № 47 установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 43 указанного Положения установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Перечень документов, подлежащих представлению заявителем в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным установлен пунктом 45 Положения.
В соответствии с п. 46 Положения № 47 Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Разрешая заявленные требования по оспариванию заключения межведомственной комиссии, необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан. В частности, следует установить вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в Положении, а именно представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением.
Проверив доводы административного истца о несоответствии процедуры оценки многоквартирного жилого дома и заключения межведомственной комиссии требованиям Положения № 47, суд находит их заслуживающими внимания.
Для признания оспариваемого заключения незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: не соответствие заключения требованиям закона и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В указанном выше решении Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. установлено, что по сведениям ОНД и ПР по г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области 08 июля 2007 г., 21 сентября 2008 г., 23 сентября 2008 г. подразделения пожарной охраны выезжали на тушение загораний в доме <адрес>. На момент тушения жильцы дома не проживали, дом находится по внешним признакам в аварийном состоянии не пригодном для проживания.
Также в решении суда указано на то, что в соответствии с Актом обследования объекта капитального строительства от 22 сентября 2016 г. Тверского отделения Московского областного филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в разрушенном состоянии и его использование по назначению невозможно.
Нахождение дома в ненадлежащем состоянии административным ответчиком не оспаривалось.
Вместе с тем, как следует из заключения межведомственной комиссии от 10 января 2019 г. № 3, заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято на основании пунктов 33, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, согласно актов межведомственной комиссии от 15 декабря 1999 г. № 9, 10, 11, 12, согласно постановлению Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района», обследование многоквартирного дома не проводилось, иные документы не запрашивались.
Таким образом, судом установлено, что обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией не проводилось, обстоятельства, имеющие существенное значение для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не выяснялись, на соответствие предъявляемым законодательством требованиям, как того требуют нормы Положения № 47, дом не проверяли. В основу оспариваемого заключения были положены акты межведомственной комиссии 1999 года и постановление Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района», иных документов в отношении многоквартирного дома комиссией не запрашивалось и не исследовалось.
Вместе с тем суд обращает внимание на содержащиеся в Положении № 47 предписания (абзацы 3 и 7 пункта 44), которые предоставляют комиссии право не только на обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан с составлением соответствующего акта, но и на получение дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения). Однако в рассматриваемой ситуации таких мер межведомственной комиссией не принято.
Тем не менее, в оспариваемом заключении межведомственной комиссией без обследования многоквартирного дома, сделан вывод об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, из содержания п. 44 Положения № 47 следует, что по окончании работы комиссия составляет заключение в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1, в соответствии с которым комиссией должно быть приведено обоснование принятого ею заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в названном Положении.
Однако межведомственная комиссия, принимая оспариваемое заключение, не указала, по каким основаниям она пришла к данному решению в отношении спорного многоквартирного жилого дома, не мотивировала его.
Доводы административных ответчиков о том, что оспариваемое заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято в связи с тем, что постановлением Главы города Твери от 25 февраля 2000 г. № 528 «О признании ветхими 4-х жилых домов Пролетарского района», указанный многоквартирный дом был признан ветхим, суд отвергает, полагая, что наличие указанного постановления Главы города Твери не препятствует рассмотрению вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принятию одного из предусмотренных Положением решений.
При этом суд учитывает, что как следует из решения Центрального районного суда г. Твери от 25 декабря 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 04 апреля 2018 г., при принятии решения о возложении на администрацию города Твери обязанности инициировать процедуру, установленную п. 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, судами оценивались доводы административного ответчика о наличии указанного постановления Главы города Твери.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Доводы административных ответчиков о том, что нарушения прав неопределенного круга лиц в данном случае не имеется, прокурором не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, суд отвергает, поскольку принятие оспариваемого заключения с нарушением установленных Положением требований, без выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, влечет возможность возникновения возгорания и обрушения конструкций данного дома, повреждение или уничтожение иного имущества, находящегося на близлежащих территориях, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Срок обращения в суд с данным административным иском прокурором соблюден, поскольку оспариваемое заключение принято 10 января 2019 г., обращение в суд последовало 10 апреля 2019 г.
На основании изложенного, суд полагает требование административного истца о признании незаконным оспариваемого решения подлежащим удовлетворению и признает незаконным заключение Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 10 января 2019 г. № 3 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.
Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.
В связи с признанием оспариваемого заключения незаконным, суд полагает необходимым обязать Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции повторно провести оценку соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, на основании заявления Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 21 декабря 2018 г.
При этом указание в резолютивной части решения конкретного пункта Положения № 47, в соответствии с которым административному ответчику необходимо провести указанную оценку суд полагает излишним, поскольку при повторном проведении оценки соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении, Межведомственная комиссия в любом случае обязана руководствоваться установленными Положением требованиями к проведению оценки.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции удовлетворить.
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 10 января 2019 г. № 3 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать Межведомственную комиссию города Твери по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции повторно провести оценку соответствия многоквартирного дома <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, на основании заявления Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 21 декабря 2018 г.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Комарова
Решение в окончательной форме принято 29 мая 2019 г.
Судья Е.С. Комарова