ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-739/20 от 06.11.2020 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме

принято 6 ноября 2020 года

66RS0045-01-2020-001737-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2020 года г. Полевской

Полевской городской суд <. . .> в составе председательствующего судьи Суетиной О.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Администрации Полевского городского округа ФИО2, действующей по доверенности от . . ., предоставившей диплом о высшем юридическом образовании, старшего помощника прокурора <. . .> ФИО3, при секретаре Сидоровой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а – 739\2020 по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Полевского городского округа, Главе Полевского городского округа ФИО4 о признании постановления администрации Полевского городского округа от . . . «Об утверждении Условий размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа» недействующим,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать недействующим Постановление администрации Полевского городского округа от . . .-ПА «Об утверждении Условий размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа».

В обоснование требований административного иска ИП ФИО1 указал, что . . . администрацией Полевского городского округа принято постановление -ПА «Об утверждении Условий нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа», которое регулирует порядок, условия и сроки проведения открытых аукционов на право заключения договоров для размещения объектов нестационарной торговли. С указанным постановлением он не согласен, глава ПГО, принимая постановление и вводя на территории Полевского городского округа сборы с предпринимателей в форме платы за размещение нестационарного торгового объекта действовал с превышением полномочий, так как согласно п.3 ч.1 ст.25 Устава Полевского городского округа введение на территории Полевского городского округа каких – либо сборов относится к компетенции представительного органа власти Полевского городского округа – Думы Полевского городского округа. Принятием данного постановления были нарушены его права как хозяйствующего субъекта, необоснованно расторгнут договор аренды земельного участка -Ю от . . ., необоснованно увеличилась плата за размещение нестационарного торгового объекта в 5,5 раз по сравнению с арендной платой за земельный участок в 2019 году. Принятием постановления были нарушены ряд федеральных законов, в частности ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Администрацией Полевского городского округа предоставлены преференции отдельным хозяйствующим субъектам в части применения заниженных (по сравнению с цветами) коэффициентов, а следовательно, начальной стоимости и шага аукциона, что явно является дискриминацией цветочного бизнеса.

Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава Полевского городского округа ФИО4

Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Федеральной Антимонопольной службы <. . .>.

В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 административный иск и его доводы поддержал.

Представитель административного ответчика Администрации Полевского городского округа Яковлева С.Г. административный иск не признала, суду показала, что оспариваемый нормативный акт является законным, плата за размещение нестационарного торгового объекта не является налоговым сбором. При расчете платы за размещение НТО брали за основу кадастровую стоимость земельного участка и применяли коэффициент. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Административный ответчик Глава ПГО ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом судебной повесткой, о причинах не явки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по <. . .> в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Главного управления Федеральной Антимонопольной службы <. . .> в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что утвержденная Постановлением администрации Полевского городского округа от . . .-ПА «Об утверждении Условий размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа» методика определения размера платы по договору размещения нестационарных торговых объектов, в части увеличения размера платы за размещения нестационарного торгового объекта, дискредитирует собственников нестационарных торговых объектов, поскольку плата за размещение НТО больше в сравнении с платой по договору аренды, а объем прав у арендаторов земельных участков больше, чем у собственников НТО, что влечет за собой нарушение антимонопольных требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего о необходимости удовлетворения административного иска в части признания недействующим установления повышающего коэффициента, учитывающего специализацию нестационарного торгового объекта – торговля цветами, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от . . . N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от . . . N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона от . . . N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи <. . .> от . . . N 24-ОЗ "О торговой деятельности на территории <. . .>" <. . .> устанавливает порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности <. . .> или муниципальной собственности.

Постановлением <. . .> от . . . N 164-ПП утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории <. . .>.

К полномочиям администрации Полевского городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11 статьи 39 Устава Полевского городского округа).

В соответствии с п.6 ч.1 ст.6, ст.10 Федерального закона N 381-ФЗ, постановлением <. . .> от . . . N 164-ПП "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <. . .>" Администрацией Полевского городского округа утверждены Условия размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа.

Постановление Администрации Полевского городского округа от . . .-ПА «Об утверждении Условий размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа», подписано Главой Полевского городского округа и . . . размещено на официальном интернет-портале правовой информации Полевского городского округа http://www.полевской-право.рф, также опубликовано . . . в газете "Диалог", N 98.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Согласно п.16 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <. . .>, утвержденного постановлением <. . .> от . . . N 164-ПП, муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие условия размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории <. . .>, должны содержать: 1) требования к внешнему виду нестационарного торгового объекта; 2) исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о заключении договора; 3) основания для отказа в заключении договора; 4) основания для расторжения договора; 5) порядок проведения аукциона на право заключения договора, в том числе определения организатора аукциона, порядок расчета начальной цены права на заключение договора, извещение о проведении аукциона на право заключения договора, информацию об опубликовании извещения о проведении аукциона, перечень документов, которые представляет претендент для участия в аукционе, и срок для представления таких документов, основания для отказа в допуске претендента к участию в аукционе, порядок определения победителя аукциона; 6) порядок определения размера платы по договору, заключаемому без проведения торгов.

Разделом 5 Условий размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа, утвержденного Постановлением администрации ПГО от . . .-ПА, определен размер платы по договору, заключаемому без проведения торгов.

Методикой определения размер платы по договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, рассчитывается по следующей формуле:

ЕП = КС * Пл.* Кто*Кспец, где:

ЕП – ежегодная плата за размещение нестационарного торгового объекта;

КС – средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Полевского городского округа в рублях за квадратный метр по группе ;

Пл.- площадь предполагаемого к размещению нестационарного торгового объекта;

Кто- коэффициент, учитывающий тип нестационарного торгового объекта;

Кспец – коэффициент, учитывающий специализации нестационарного торгового объекта.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Федеральным законодательством предусматривается размещение нестационарных торговых объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.25 Устава Полевского городского округа, в исключительной компетенции Думы городского округа находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Доводы административного иска о том, что у главы ПГО отсутствовали полномочия на установление платы за размещение нестационарных торговых объектов, не состоятельны, поскольку плата по договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, не является налогом или сбором, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом, в рамках предоставленных ему полномочий.

Частью 1 ст.15 Федерального закона от . . . N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, путем создания дискриминационных условий (п.8 ст.4).

При этом дискриминационными признаются условия доступа на товарный рынок, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона).

Как следует из приложения к Условиям размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа, значение коэффициента «торговля непродовольственными товарами, за исключением цветов» установлено в размере 1,4; значение коэффициента «торговля цветами» установлено в размере 1,6.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю цветами, поставлены в неравное положение с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговлю непродовольственными товарами (что включает в себя, в том числе торговлю цветами), что нарушает права и законные интересы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю цветами и является основанием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим в части.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Полевского городского округа, Главе Полевского городского округа ФИО4 о признании постановления администрации Полевского городского округа от . . .-ПА «Об утверждении Условий размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа» недействующим, удовлетворить частично:

признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу значение коэффициента, учитывающего специализацию нестационарного торгового объекта, торговля цветами - 1,6, Методики определения размера платы по договору, предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта, приложение к Условиям размещения нестационарных торговых объектов на территории Полевского городского округа, утвержденных Постановлением Администрации Полевского городского округа от . . .- ПА;

возложить на Администрацию Полевского городского округа, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части;

возложить на Администрацию Полевского городского округа обязанность сообщить о принятии судом указанного решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий судья О.В.Суетина