ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-739/2018 от 04.05.2018 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-739/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Киселёвск 04 мая 2018 года

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего – судьи Дягилевой И.Н.,

при секретаре – Стучилиной Е.А.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (в порядке ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»),

у с т а н о в и л :

Административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в лице начальника управления ФИО2 обратился в суд с административным иском к Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что Общественная организация родителей детей-инвалидов «Виктория» г. Киселевска (далее - Организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ Запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена ДД.ММ.ГГГГ Управлением

Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской обл. ОГРН , учетный .

Из положений статьи 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» следует, что общественная организация - это одна организационно-правовых форм общественного объединения.

В соответствии с абз. 9 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Однако, в нарушение абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Организации, по которому с ней осуществляется связь, а также документы, необходимые для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.

Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов следует из заявления ФИО1 (Председатель) от 26.03.2018 вх. , согласно которому по официальному адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Организации: <адрес> (указанному в Едином государственном реестре юридических лиц) деятельность не осуществляется.

В соответствии с абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно с пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, им отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Однако, в нарушение абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения о руководителе Организации (Председателе - лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) и документы, необходимые для внесения изменении в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с избранием Председателя Правления Организации.

Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов следует из заявления ФИО1 (Председатель) от 26.03.2018 вх. , согласно которому руководитель (Председатель Организации ФИО1) сложил свои полномочия, избрать нового Председателя нет возможности ввиду отсутствия фактической деятельности Организации, выхода всех членов.

Таким образом, Организацией неоднократно нарушены требования статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Неоднократность нарушений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» выражается:

В непредставлении обновленных сведений об адресе Организации и документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;

В непредставлении обновленных сведений о Председателе Правления и документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Непредставление указанных сведений и документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с изменением сведений о действительном адресе (месте нахождения) Отделения, о Председателе Правления свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности Отделения.

Кроме того, о прекращении деятельности Отделения свидетельствует заявление ФИО1 (Председатель) от 26.03.2018 вх. , согласно которому руководитель (Председатель Организации ФИО1) сложил свои полномочия, избрать нового Председателя нет возможности ввиду отсутствия фактической деятельности Организации, выхода всех членов, связь по юридическому адресу с Организацией не осуществляется, собственник запретил использовать помещение для связи с Организацией, в связи с чем, ФИО1 просит рассмотреть вопрос о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица в судебном порядке.

Административное исковое заявление со всеми приложениями было получено лично ФИО1, что подтверждается распиской.

Таким образом, Управлением соблюдены все необходимые требования, предусмотренные п. 7 ст. 125, пп. 1 п. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В данном случае, предъявляя административное исковое заявление о прекращении деятельности в качестве юридического лица - некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области защищает государственные и общественные интересы, поскольку основной целью заявленных исковых требований является обеспечение функционирования зарегистрированных некоммерческих организаций в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, просит признать Общественную организацию родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно п.2 искового заявления просит дело рассмотреть в своё отсутствие.

Представитель административного ответчика Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.

Представитель заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, будучи надлежащим образом извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Суд, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 262 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Положениями п.п. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Частью 2 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности. Данные правила применительно к комментируемой главе установлены по аналогии с правилами подсудности в гражданском судопроизводстве и сформулированы в основном по территориальному признаку. В частности, к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа относятся административные дела (ст. 20 КАС):

- о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

- о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ.

Согласно п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ст. 61 ГК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно Распоряжению от 17 июля 2013 г. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области К. «О государственной регистрации некоммерческой организации при её создании» принято решение осуществить государственную регистрацию создания Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска, внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о создании Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска, внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска, указав следующие сведения: ФИО1, направить в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области соответствующие документы для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 13).

Общественная организация родителей детей-инвалидов «Виктория» г. Киселевска зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ Запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской обл. ОГРН , учетный , что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17) и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д.14).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц также следует, что адресом Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска является: <адрес>

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в результате осуществления контроля за деятельностью Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска выявлены неоднократные нарушения законодательства.

В нарушение абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Организации, по которому с ней осуществляется связь, а также документы, необходимые для внесения изменений в устав и в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.

Кроме того, в нарушение абз. 9 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения о руководителе Организации (Председателе - лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) и документы, необходимые для внесения изменении в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с избранием Председателя Правления Организации.

Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов следует из заявления ФИО1 (Председатель) от 26.03.2018 вх. , согласно которому руководитель (Председатель Организации ФИО1) сложил свои полномочия, избрать нового Председателя нет возможности ввиду отсутствия фактической деятельности Организации, выхода всех членов, связь по юридическому адресу с Организацией не осуществляется, собственник запретил использовать помещение для связи с Организацией, в связи с чем, ФИО1 просит рассмотреть вопрос о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица в судебном порядке (л.д. 18).

Таким образом, Общественной организацией родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска неоднократно нарушены требования статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Непредставление указанных сведений и документов для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с изменением сведений о действительном адресе (месте нахождения) административного ответчика, о его Председателе Правления свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска.

Председатель Правления ФИО1 данные факты не оспаривает, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области не возражала.

Данные обстоятельство являются основаниями для ликвидации Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

На основании части 2 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одновременно с решением суда по административному делу о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, суд выносит решение об обращении в собственность Российской Федерации имущества ликвидируемых общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Сведений об имуществе ликвидируемой организации – Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска, оставшемся после удовлетворения требований кредиторов и подлежащем обращению в собственность Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Общественную организацию родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска в качестве юридического лица.

Исключить данные об Общественной организации родителей детей–инвалидов «Виктория» г. Киселёвска из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - И.Н. Дягилева

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.