Резолютивная часть
оглашена 17.10.2022
Мотивированное решение
изготовлено 19.10.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород
Московская область 17 октября 2022 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре Кирилловой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области к Арутюнян Мери Альбертовне о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № 22 по Московской области (в лице представителя по доверенности Медведевой О.Л.) обратилась в суд с административным иском к Арутюнян М.А., в котором, указывая на наличие за налогоплательщиком задолженности в виде неуплаченных сумм: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 6 246,02 руб., пеня в размере 141,84 руб. за 2021 год; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 17 234,21 руб., пеня в размере 403,35 руб. за 2021 год; торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения: налог в размере 28 350 руб., пеня в размере 405,87 руб. за 3 квартал 2021 года; транспортный налог с физических лиц: налог в размере 5 769,94 руб., пеня в размере 20,19 руб. за 2020 год; штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)): штраф в размере 808 руб. за 2021 год, а всего в общей сумме 59 379,42 руб., ссылалась на то, что в нарушение положений действующего налогового законодательства административным ответчиком вышеперечисленные суммы в установленный срок не были уплачены, в связи, с чем ему были выставлены требования № 9423 по состоянию на 26.01.2022, № 9422 по состоянию на 26.01.2022, № 132368 по состоянию на 16.12.2021, № 1431 по состоянию на 12.01.2022, № 153267 по состоянию на 22.12.2021, которые до настоящего времени не исполнены.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области о слушании дела надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие не поступало.
Административный ответчик Арутюнян М.А. о возбуждении дела судом, о времени и месте судебных заседаний уведомлена по адресу места жительства, подтвержденному адресной справкой (л.д. 57), в судебное заседание не явилась, судебные извещения возвращены отправителю «за истечением срока хранения», сведениями о причине неявки суд не располагает, ходатайств об отложении разбирательства дела, иных заявлений, не поступало.
Дело разрешено судом по правилам статьи 150 КАС РФ в отсутствие сторон, при установлении факта надлежащего извещения административного ответчика о слушании дела, и признания причин неявки в судебное заседание неуважительными.
Ознакомившись с доводами административного истца, при отсутствии мотивированных возражений административного ответчика и непредставлении сведений о причинах несогласия с доводами административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45).
Согласно положениям статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1 пункт 1).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Арутюнян М.А. в заявленные налоговые периоды (2021 год) на праве собственности принадлежало следующее имущество:
- автомобили легковые, г.р.з. №, марка/модель: ПЕЖО 307, VIN: №, год выпуска 2006, дата регистрации права 25.03.2020, дата утраты права 06.08.2021;
- автомобили легковые, г.р.з. №, марка/модель: ОПЕЛЬ АСТРА (A-H), VIN: №, год выпуска 2011, дата регистрации права 28.03.2019, дата утраты права 19.01.2021.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно сведений, полученных Межрайонной ИФНС № 22 по МО в порядке п. 9.4 ст. 85 НК РФ от Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования, обязанных сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений, Арутюнян Мери Альбертовна, ИНН: №, состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 11.01.2021 по 27.09.2021.
Согласно ст. 419 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 2 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст. 432 исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со ст. 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов. Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в следующих размерах:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов.
Налоговый орган ссылается, что налогоплательщик несвоевременно произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
Арутюнян Мери Альбертовна с 11.01.2021 по 27.09.2021 состояла на учете в МРИ ФНС № 10 по Тульской области в качестве индивидуального предпринимателя, и применяла УСН с объектом «доходы» и в качестве плательщика торгового сбора в ИФНС России № 29 по г. Москве с 16.03.2021 по 27.09.2021 по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности.
На основании п. 30 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Налоговый кодекс РФ дополнен гл. 33 «Торговый сбор».
Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» с 01.07.2015 на территории города Москвы введен торговый сбор.
В соответствии с НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В соответствии с п.1 ст. 412 НК РФ - объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
На основании ст. 414 НК РФ периодом обложения сбором признается квартал.
Согласно НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
Согласно п. 1 ст. 417 НК РФ, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором.
Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (НК РФ).
Уплата сумм торгового сбора осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе:
а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества - с указанием реквизитов получателя платежа и кода по месту осуществления торговой деятельности;
б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - с указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, а кода по месту осуществления торговой деятельности.
Арутюнян Мери Альбертовна состояла на учете в качестве плательщика торгового сбора в ИФНС России № 29 по г. Москве по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности адрес объекта: <адрес>, в отношении которого установлен торговый сбор.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» (изменения, внесенные г. Москвы от 26.12.2018 N 36, в силу с 1 июля 2019 года) установлены ставки торгового сбора:
N п/п
Вид торговой деятельности Ставка торгового сбора (рублей за квартал)
Торговля через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли), расположенные в:
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, уплата законно установленных налогов является основной обязанностью налогоплательщиков.
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363,, абзацем 3 п. 1 и п. 4 ст. 397, п. 1 и 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги и сборы на основании и в сроки указанные в налоговом уведомлении, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Руководствуясь положениями ст. 69, 70 НК РФ, Налоговый орган выставил и направил в адрес Налогоплательщика требования об уплате сумм налога, пени, штрафа № 9423 по состоянию на 26.01.2022 со сроком уплаты до 09.02.2022, № 9422 по состоянию на 26.01.2022 со сроком уплаты до 09.02.2022, № 132368 по состоянию на 16.12.2021 со сроком уплаты до 01.02.2022, № 1431 по состоянию на 12.01.2022 со сроком уплаты до 26.01.2022, № 153267 по состоянию на 22.12.2021 со сроком уплаты до17.01.2022, в которых также начислены пени (л.д. 15-19,22-23, 25-28, 31-32).
По данным Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области установлено, что налогоплательщик физическое лицо является пользователем личного кабинета налогоплательщика.
В связи с вступлением с 02.06.2016 в силу Федерального закона от 01.05.2016 М130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают налоговое уведомление на уплату имущественных налогов, требований на уплату налогов и иных документов для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» в электронном виде, без направления по почте на бумажном носителе.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового орган документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщиками - физическими лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Данных о том, что в установленный абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ срок требование об уплате налога административным ответчиком было исполнено и задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, на обязательное пенсионное страхование, в налоговый орган не поступало и поэтому налоговая инспекция обратилась к мировому судье 58 судебного участка Звенигородского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей, недоимки по налогам.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Определением мирового судьи 58 судебного участка Звенигородского судебного района от 25.04.2022 судебный приказ № 2а-458/2022 от 23.03.2022 отменен в связи с возражением Арутюнян М.А. относительно исполнения указанного судебного приказа.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа.
Согласно пункту 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
В соответствии с представленной расшифровкой задолженности налогоплательщика, за административным ответчиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 6 246,02 руб., пеня в размере 141,84 руб. за 2021 год;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 17 234,21 руб., пеня в размере 403,35 руб. за 2021 год;
- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения: налог в размере 28 350 руб., пеня в размере 405,87 руб. за 3 квартал 2021 года;
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 5 769,94 руб., пеня в размере 20,19 руб. за 2020 год;
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)): штраф в размере 808 руб. за 2021 год.
Всего в общей сумме 59 379,42 руб.
У суда не имеется оснований не доверять представленным налоговой инспекцией данным налоговой базы, исходя из которой исчисляется размер налога.
Каких-либо доказательств, опровергающих размер недоимки по налогу и налоговой санкции (пени), административный ответчик в нарушение требований статьи 62 КАС РФ суду не представил.
С учетом изложенного, установив, что до настоящего времени задолженность по налогам и налоговой санкции (пени) не погашена, при непредставлении административным ответчиком доказательств исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании части 6 статьи 15 КАС РФ, применяя аналогию закона, суд руководствуется положениями части 1 статьи 103 ГПК РФ, в соответствии с которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Московской области на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ при подаче заявления была освобождена от уплаты государственной пошлины.
В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины и заявленные им требования удовлетворены в полном объеме на сумму 59 379,42 руб., с административного ответчика Арутюнян М.А., в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 981 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Московской области к Арутюнян Мери Альбертовне о взыскании задолженности по налогам и пени – удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Арутюнян Мери Альбертовны, Дата обезличена года рождения, уроженка <адрес>, ИНН №, зарегистрирована по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области (ИНН/КПП 5032233705/ 503201001, адрес: 143002, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 32) задолженность по налогам в общей сумме 59 379,42 руб., в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 6 246,02 руб., пеня в размере 141,84 руб. за 2021 год;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 17 234,21 руб., пеня в размере 403,35 руб. за 2021 год;
- торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения: налог в размере 28 350 руб., пеня в размере 405,87 руб. за 3 квартал 2021 года;
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 5 769,94 руб., пеня в размере 20,19 руб. за 2020 год;
- штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)): штраф в размере 808 руб. за 2021 год.
Взыскать с Арутюнян Мери Альбертовны, Дата обезличена года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, ИНН №, в доход муниципального образования «Одинцовский городской округ <адрес>» государственную пошлину в размере 1 981 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова