ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-740/2022УИД от 16.08.2022 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-740/2022 УИД № 43RS0010-01-2022-001087-82

16 августа 2022 г. г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Мининой В.А.,

при секретаре Романовой Е.Ю.,

с участием прокурора Калининой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области к Среднешунской сельской Думе Вятскополянского района Кировской области о признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности главы МО Среднешунское сельское поселение, обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Вятскополянский межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Среднешунской сельской Думе Вятскополянского района Кировской области о признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности главы МО Среднешунское сельское поселение, обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование своих требований указал, что в феврале 2022 года Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Среднешунского сельского поселения , в ходе которой выявлены факты предоставления неполных, недостоверных сведений главой муниципального образования, а также факт не урегулирования конфликта интересов. Решением Среднешунской сельской Думы от (дата) главой муниципального образования Среднешунского сельского поселения избран Ибрагимов Ф.Г.. В ходе проверки было установлено, что главой администрации Среднешунского сельского поселения Ибрагимовым Ф.Г. в нарушение ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 4 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год при заполнении Раздела 3 «Сведения об имуществе» не указаны сведения о наличии недвижимого имущества 1/12 и ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: , (квартира кадастровой стоимостью 822 898,01 руб.)

Кроме того в ходе проверки установлено, что начальник Среднешунской муниципальной пожарной охраны Салихов И.В. является братом супруги главы администрации поселения Ибрагимова Ф.Г. Однако вопреки требований ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о конфликте интересов Ибрагимовым Ф.Г. не было направлено в сельскую Думу для рассмотрения, и, как следствие, не рассмотрено, конфликт интересов не урегулирован. При этом Ибрагимов Ф.Г. наделен правом принятия решений о привлечении (не привлечении) к дисциплинарной ответственности, ведении и подписании табеля учета рабочего времени, принятия решений о премировании (депремировании) Салихова И.В. Таким образом, при наличии явного конфликта интересов главой Среднешунского сельского поселения не приняты меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что является нарушением Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

По факту выявленных нарушений в адрес Среднешунской сельской Думы Вятскополянского прокурором внесено представление от 01.02.2022 об устранении требований законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено на заседании Думы 25.02.2022. решением Среднешунской сельской Думы от 25.02.2022 № 6 принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности Ибрагимова Ф.Г. в виде замечания.

Таким образом к Ибрагимову Ф.Г. фактически не были применены меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации». 23.05.2022 межрайонным прокурором на решение Среднешунской сельской Думы от 25.02.2022 № 6 «О привлечении к дисциплинарной ответственности главы муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г.» принесен протест. При рассмотрении (дата) протеста прокурора Среднешунская сельская Дума Вятскополянского района Кировской области решение от 25.02.2022 отменила. Решением Среднешунской сельской Думы от 17.06. 2022 № 19 принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности Ибрагимова Ф.Г. в виде предупреждения, что прокурор также считает незаконным, нарушающим требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В связи с указанным обстоятельством просил признать незаконным решение Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области от 17.06.2022 № 19 «О привлечении к ответственности главы муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г.. Обязать Среднешунскую сельскую Думу Вятскополянского района Кировской области принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского рай она Кировской области Ибрагимов Ф.Г.» в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от (дата) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на ближайшем заседании со дня вступления решения в законную силу.

В последующем прокурор уточнил второе требование, в котором в окончательной редакции просит: Обязать Среднешунскую сельскую Думу Вятскополянского района Кировской области устранить допущенные нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" путем отмены решения Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области от 178.06.2022 № 19 и повторного рассмотрения представления Вятскополянского межрайонного прокурора от 01.02.2022 – в срок, не превышающий 1 (один) месяц со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Калинина О.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении с учетом последующего уточнения требований. Просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика председатель Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области Габдрахманов Н.Ш. в судебном заседании с иском не согласился, указал, что действительно глава муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского рай она Кировской области Ибрагимов Ф.Г. допустил нарушение законодательства в области противодействия коррупции. Вместе с тем, к нему были приняты меры, в конечном итоге он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения, что, по его мнению, является соразмерным допущенным нарушениям, с учетом того, что умышленной заинтересованности в его действиях установлено не было, в отношении подчиненного Салихова он каких-либо решений не принимал. При этом глава муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г. характеризуется исключительно с положительной стороны, досрочное прекращение его полномочий отрицательно скажется на возглавляемом им поселении. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо Ибрагимов Ф.Г., он же представить заинтересованного лица администрации муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области в судебном заседании с административным иском не согласился. При этом пояснил, что с административным иском не согласен. Умысла скрывать принадлежащее ему имущество у него не было, не указал о наличии у него в собственности доли в квартире он по невнимательности. По поводу брата супруги пояснил, что Салихов является специалистом в данной области – пожарной охране, у него большой опыт в указанной работе. И он был назначен на должность начальника Среднешунской муниципальной охраны только по этой причине. В период его работы он, Ибрагимов Ф.Г., каких-либо поощрений материального характера, иных выплат ему не производил, никакой заинтересованности в нем не проявлял.

Представитель заинтересованного лица Управления профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области на основании доверенности Коновалов А.Л. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия. В отзыве относительно заявленных требований указал, что информация, свидетельствующая о злоупотреблении полномочиями в отношении родственника супруги (например, необоснованное премирование родственника, выплата заработной платы сверх размера, предусмотренного положением об оплате и т.д.) отсутствует. Таким образом, Ибрагимовым Ф.Г. были допущены нарушения антикоррупционного законодательства, в связи с этим к нему была применена мера ответственности в виде предупреждения. Учитывая изложенное, а также тот факт, что управление не принимало участия в проверке соблюдения законодательства о противодействии коррупции в отношении Ибрагимова Ф.Г. считает возможным оставить вопрос соразмерности меры ответственности на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения прокурора-истца, пояснения иных лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

Установлено, что Решением Среднешунской сельской Думы от 03.09.2018 № 36 главой муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области избран Ибрагимов Ф.Г..

На основании постановления ***** от (дата) Ибрагимов Ф.Г. вступил в должность главы муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области.

Главой администрации Среднешунского сельского поселения Ибрагимовым Ф.Г. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год при заполнении Раздела 3 «Сведения об имуществе» не указаны сведения о наличии недвижимого имущества 1/1 и ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в собственности Ибрагимов Ф.Г. имеется объект недвижимости: 1/12 и ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: .

Кадастровая стоимость указанной квартиры составляет 822 898,01 руб.

Также установлено, что на основании распоряжения *****е от (дата) главы администрации Среднешунского сельского поселения Ибрагимова Ф.Г. о переводе и трудового договора от (дата)Салихов и.В. принят на работы начальником Среднешунской муниципальной пожарной охраны администрации Среднешунского сельского поселения . Трудовой договор подписан от лица работодателя главой администрации Среднешунского сельского поселения Ибрагимовым Ф.Г., от лица работника Салиховым И.В.

Согласно должностной инструкции, утвержденной 16.04.2021 главой администрации Ибрагимовым Ф.Г., начальник Среднешунской муниципальной пожарной охраны администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района назначается на должность и освобождается от должности главой администрации сельского поселения.

Согласно сведениям о близких родственниках Ибрагимов Ф.Г. указал, в том числе, брата супруги – Салихов и.В..

Таким образом, при наличии явного конфликта интересов главой Среднешунского сельского поселения не приняты меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что является нарушением Федерального закона от (дата) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области, проведенной Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области, были установлены факты предоставления неполных, недостоверных сведений главой муниципального образования Ибрагимовым Ф.Г., а также факт не урегулирования конфликта интересов.

При этом главой муниципального образования Ибрагимовым Ф.Г. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в отношении начальника Среднешунской муниципальной пожарной охраны администрации Среднешунского сельского поселения Салихова И.В., которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Среднешунскую сельскую Думу не подавалось, то есть возникла ситуация, при которой не исключается личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего, повлиявшая на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Следовательно, главой муниципального образования Ибрагимовым Ф.Г. допущены нарушения требований части 4.1. статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

По факту выявленных нарушений в адрес Среднешунской сельской Думы Вятскополянского прокурором внесено представление от 01.02.2022 об устранении требований законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено на заседании Думы 25.02.2022. решением Среднешунской сельской Думы от 25.02.2022 № 6 принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности Ибрагимова Ф.Г. в виде замечания.

23.05.2022 межрайонным прокурором на решение Среднешунской сельской Думы от 25.02.2022 № 6 «О привлечении к дисциплинарной ответственности главы муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г.» принесен протест.

При рассмотрении 17.06.2022 протеста прокурора Среднешунская сельская Дума Вятскополянского района Кировской области решение от 25.02.2022 отменила.

Решением Среднешунской сельской Думы от 17.06. 2022 № 19 принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности Ибрагимова Ф.Г. в виде предупреждения.

В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов в понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В части 1 статьи 10 названного закона под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 закона).

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 названного Федерального закона).

Часть 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 4.1. статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ.

Как указано выше и следует из части 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку относится к усмотрению и компетенции представительного органа муниципального образования.

Из приведенных положений закона также следует, что представительный орган муниципального образования обязан рассмотреть обращение прокурора об удалении главы муниципального образования в отставку на заседании в установленном законом и Уставом порядке и принять соответствующее решение об удалении главы муниципального образования в отставку.

Поскольку сам глава муниципального образования С.Г.П. добровольно свои полномочия не сложил и представительный орган местного самоуправления этот вопрос в установленном порядке не разрешил, на сельскую Думу должна быть возложена соответствующая обязанность по решению вопроса об удалении главы в отставку в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание изложенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области от 17.06.2022 № 19 «О привлечении к ответственности главы муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г., не соответствует закону.

На данный момент конфликт интересов не урегулирован.

Разрешая административный спор, суд исходит из того, что решение Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области от 17.06.2022 № 19 является незаконным, поскольку главой муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Ибрагимовым Ф.Г. допущены такие нарушения требований федерального законодательства, которые являются основанием для досрочного прекращения его полномочий, а Думой городского округа Октябрьск Самарской области не предприняты конкретные меры по устранению изложенных в представлении прокуратуры нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

В связи с этим суд полагает подлежащим применению предусмотренный действующим законодательством способ устранения нарушения интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления путем возложения на Среднешунскую сельскую Думу Вятскополянского района Кировской области обязанности повторно рассмотреть представление Вятскополянского межрайонного прокурора от 01.02.2022 в отношении главы муниципального образования Среднешунское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г.» допустившего неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в строгом соблюдении установленного законом порядка.

С учетом изложенного административный иск прокурора в его окончательной редакции подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области от 17.06.2022 № 19 «О привлечении к ответственности главы муниципального образования Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Ибрагимов Ф.Г..

Обязать Среднешунскую сельскую Думу Вятскополянского района Кировской области устранить допущенные нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" путем отмены решения Среднешунской сельской Думы Вятскополянского района Кировской области от 178.06.2022 № 19 и повторного рассмотрения представления Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области от 01.02.2022 – в срок, не превышающий 1 (один) месяц со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья В. А. Минина

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2022 г.

Решение15.09.2022