ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7412/19 от 02.10.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-7412/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2019 года город Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Подгорновой Е.С.

при секретаре Цыганеш О.В.

с участием прокурора прокуратуры г. Краснодара Зайцева Н.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Краснодара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Краснодара о признании незаконными бездействий и обязании обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Краснодара обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования города Краснодара о признании незаконными бездействий и обязании обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар. В обоснование заявленных требований указано, что в рамках надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере в связи с проверкой, проведенной во исполнение информационного письма прокуратуры края от 09.01.2019 г. «Об активизации надзора за соблюдением законодательства о газоснабжении», а также в связи с поступлением информации АО «Краснодаргоргаз» о затруднениях при определении возможности технологического присоединения проблемного объекта долевого строительства, включенного в совместный реестр проблемных объектов прокуратуры края и администрации края – многоквартирного жилого дома ЖК «Тимирязевский» по адресу: г. Краснодар, ул. Агрохимическая, 138/2, установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар не в полной мере реализуются полномочия, предоставленные п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро -, газоснабжения населения. Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар не обеспечено наличие актуальной схемы газоснабжения муниципального образования город Краснодар, актуализация (корректировка) схемы газоснабжения не выполнена, что не соответствует положениям п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст. 81 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, проверкой установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар не обеспечено наличие актуальной схемы электроснабжения муниципального образования город Краснодар, актуализация (корректировка) схемы электроснабжения не выполнена, что не соответствует п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ. Пунктом 1 муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения», утвержденной постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 02.10.2014 г. № 7106, определено, что реализация данной муниципальной программы предусматривает дальнейшую реализацию мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, благоустройству и озеленению территории муниципального образования город Краснодар, обеспечивающей возрастающие потребности в качественном улучшении жизни населения города. Реализация мероприятий муниципальной программы должна обеспечивать создание оптимальных схем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, гарантирующих бесперебойное снабжение жизненно важных объектов городского хозяйства. Согласно абз. 3 п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения. По смыслу нормы, отсутствие актуализированных схем электроснабжения влечет невозможность осуществления технологического присоединения, что нарушает права лиц на технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с указанными Правилами. Прокуратурой города в администрации муниципального образования г. Краснодар была запрошена мотивированная позиция о наличии схем электро – и газоснабжения. Согласно информации департамента городского хозяйства и топливно - энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар, объяснению специалиста ФИО3, актуализированные схемы электро – и газоснабжения отсутствуют. Прокуратурой города указанные факты включены в представление от 26.02.2019 г. об устранении нарушений законодательства в жилищно – коммунальной сфере, в сфере долевого строительства, об обращениях граждан, внесенное в администрацию. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру города администрацией муниципального образования г. Краснодар было направлено письмо от 05.04.2019 г. «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в сфере долевого строительства, об обращениях граждан», согласно которому разработка схем газоснабжения и схем электроснабжения в ближайшее время осуществляться не будет. В связи с отсутствием актуальных схем электро- и газоснабжения ресурсоснабжающие организации, в том числе АО «Газпром газораспределение Краснодар», ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», АО «Краснодаргоргаз», филиала Краснодарские электрические сети ПАО «Кубаньэнерго», филиал «Краснодарэлектросеть», АО «НЭСК-электросети», ПАО «ТНС энерго Кубань» и иные, необоснованно ограничены в возможности оказания услуг по технологическому присоединению объектов капитального строительства к централизованным сетям инженерных коммуникаций. В связи с указанными обстоятельствами прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», обеспечению наличия актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения на территории муниципального образования город Краснодар, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар.

В судебном заседании административный истец прокурор Краснодарской городской прокуратуры Зайцев Н.О. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Краснодар Гончар А.О., действующая по доверенности, в судебном заседании против заявленного административного иска возражала, просила в удовлетворении требований отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Краснодар» Стариченко Д.И., действующий по доверенности, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица АО «Краснодаргоргаз» Хомуха М.Г., действующий по доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить административный иск прокурора.

Заинтересованное лицо представитель филиала «Краснодарэлектросеть» АО «НЭСК - электросети» Короткова Я.А., действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, просила удовлетворить.

Заинтересованное лицо представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Скакун О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» Саркисян И.А., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц ПАО «ТНС энерго Кубань», департамента ДГХ и ТЭК АМО г. Краснодар, филиала Краснодарские электрические сети ПАО «Кубаньэнерго» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований последующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона РФ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения – это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система – это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Части 3 и 4 статьи 7 указанного Закона возлагают обязанность по организации газоснабжения населения и поселений на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относится согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Так, организация газоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Она осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, информационным письмом об активации надзора за соблюдением законодательства о газоснабжении от 09.01.2019 г. прокуратуры Краснодарского края территориальным прокурорам указано на принятие мер, способствующих расширению системы газоснабжения, повышению уровня газификации потребителей и ликвидации препятствий для их подключения к сетям газораспределения, определению порядка модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, и контроль реализации на поднадзорной территории газораспределительными компаниями и органами местного самоуправления мероприятий.

Кроме того, в прокуратуру г. Краснодара поступила информация АО «Краснодаргоргаз» о затруднениях при определении возможности технологического присоединения проблемного объекта долевого строительства, включенного в совместный реестр проблемных объектов прокуратуры края и администрации края – многоквартирного жилого дома ЖК «Тимирязевский» по адресу: г. Краснодар, ул. Агрохимическая, 138/2.

В ходе проведенной прокуратурой г. Краснодара было установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар не в полной мере реализуются полномочия, предоставленные п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро -, газоснабжения населения.

Также проверкой установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар не обеспечено наличие актуальной схемы газоснабжения муниципального образования город Краснодар, актуализация (корректировка) схемы газоснабжения не выполнена, что не соответствует положениям п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст. 81 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того, проверкой установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар не обеспечено наличие актуальной схемы электроснабжения муниципального образования город Краснодар, актуализация (корректировка) схемы электроснабжения не выполнена, что не соответствует п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

В силу ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Документы для территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Как следует из п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, на картах указываются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение.

Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района содержит сведения о электро – и газоснабжении поселений.

Таким образом, именно орган местного самоуправления муниципального образования, с учетом возложенной функции по организации электроснабжения и газоснабжения, должен разрабатывать и утверждать схемы электроснабжения и газоснабжения территории поселения.

Прокуратурой города в администрации муниципального образования г. Краснодар была запрошена мотивированная позиция о наличии схем электро – и газоснабжения.

В письме от 14.02.2019 г. департамента городского хозяйства и топливно - энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар указано, что на 2019 г. отсутствует необходимый объем финансирования по выполнению работ по разработке (актуализации) схем газоснабжения (газопроводы среднего и низкого давления) для муниципального образования город Краснодар.

Согласно объяснению специалиста ФИО3 актуализированные схемы электро – и газоснабжения отсутствуют.

Прокуратурой города указанные факты включены в представление от 26.02.2019 г. об устранении нарушений законодательства в жилищно – коммунальной сфере, в сфере долевого строительства, об обращениях граждан, внесенное в администрацию.

По результатам рассмотрения представления в прокуратуру города администрацией муниципального образования г. Краснодар было направлено письмо от 05.04.2019 г. «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в сфере долевого строительства, об обращениях граждан», в котором указано, что разработка схем газоснабжения и схем электроснабжения в ближайшее время осуществляться не будет.

Кроме того, в письме от 05.04.2019 г. указано, что осуществление мероприятий по разработке схем электроснабжения и газоснабжения возможно после реализации проекта по внесению изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар, выполнение которого в настоящее время осуществляется ООО «научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» на основании муниципального контракта от 13.11.2018 г. в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2019 г О предоставлении информации следует, что развитие газоснабжения города осуществлялось по неутвержденной схеме газоснабжения. В последнее время АО «Краснодаргоргаз» осуществляет строительство газовых сетей и сооружений в рамках реализации региональных программ и программ капитальных вложений АО «Краснодаргоргаз». Администрацией муниципального образования город Краснодар не обеспечено наличие актуальных схем электроснабжения и газоснабжения муниципального образования город Краснодар, что свидетельствует о недостижении администрацией целей муниципальной программы и является предпосылкой для нарушения принципа расходования бюджетных средств

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что именно орган местного самоуправления муниципального образования, с учетом возложенных на него функций по организации электро – и газоснабжения, должен разрабатывать и утверждать схемы электроснабжения и газоснабжения территории муниципального образования город Краснодар.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Определить круг граждан пользующихся сетями жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Краснодар и привлечь их к участию в деле, невозможно, следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Несоблюдение органом местного самоуправления законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления, о муниципальной собственности, о газоснабжении и электроснабжении создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов возлагается на соответствующий орган. Указанный орган обязан также подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия).

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что отсутствие актуальных схем электро- и газоснабжения необоснованно ограничивает возможность оказания ресурсоснабжающими организациями услуг по технологическому присоединению объектов капитального строительства к централизованным сетям инженерных коммуникаций, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Как следует из ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора города Краснодара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», обеспечению наличия актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения на территории муниципального образования город Краснодар.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий –

Мотивированный текст решения изготовлен 02.10.2019 г.