ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7416/19 от 26.05.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0004-01-2019-010162-03 Дело № 2а-879/2020 (4)

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2020 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Степкиной О.В.,

при секретаре Лазаревой К.И.,

с участием помощника прокурора Быковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Балтийская строительная компания-54» к Администрации города Екатеринбурга об оспаривании постановления Администрации города Екатеринбурга от <//> «О признании утратившим силу Постановления Главы Екатеринбурга от <//> «Об утверждении основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории в квартале улиц Чкалова-Академика Вонсовского-Амундсена-Краснолесья»,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ООО «Балтийская строительная компания-54» (далее – ООО «БСК-54») обратился в суд с указанным административным заявлением, в котором просил признать недействующим постановление Администрации города Екатеринбурга от <//> «О признании утратившим силу Постановления Главы г. Екатеринбурга от <//> «Об утверждении основной части проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Чкалова-Академика Вонсовского-Амундсена-Краснолесья».

В обоснование требований указано, что административный истец на основании инвестиционного контракта от <//>, заключенного с УрО РАН, осуществляет застройку территории в квартале улиц Академика Вонсовского – Институтская – Амундсена – Чкалова на основании проекта планировки территории, утвержденного постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от <//>. Строительство ведется на земельных участках, принадлежащих УрО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0404012:. <адрес> земельного участка составляет 25 726 кв.м.

В соответствии с Генеральным планом развития городского округа муниципального образования «город Екатеринбург» земельный участок с кадастровым номером 66:41:0404012: относится к территории многоэтажной застройки. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования «город Екатеринбург» указанный земельный участок относится к зоне многоэтажной жилой застройки. Проект планировки территории не предусматривает строительство на земельном участке, переданном под застройку, зданий и сооружений иного назначения кроме многоэтажной жилой застройки.

Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы в предпринимательской сфере и создает препятствия для осуществления инвестиционной деятельности, делает невозможным дальнейшее строительство жилья, предусмотренное инвестиционным контрактом от <//> и проектом планировки территории, утвержденным постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от <//>.

В жилых домах в квартале улиц Чкалова-Академика Вонсовского-Амундсена-Краснолесья планируется проживание 9770 человек. Норма обеспечения школьными местами составляет 114 мест на 1000 человек населения. Таким образом, потребность жителей жилого микрорайона в школьных местах может быть обеспечена за счет строительства школы на 1114 мест. На земельном участке с кадастровым номером 66:41:0404012:52 возможно строительство школы вместимостью от 1300 до 1600 мест.

Административный истец полагает, что для решения вопроса обеспеченности жителей квартала общеобразовательными учреждениями достаточно внесения соответствующих изменений в действующий проект планировки и проект межевания территории от <//>, и нет необходимости в полной отмене документов территориального планирования.

В судебном заседании представители административного истца исковые требования поддержали по предмету и основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, в обоснование возражений указал на то, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом с соблюдением всех предусмотренных процедур. Исходя из проведенного разработчиком документации по планировке указанной территории МБУ «Мастерская генерального плана» анализа данной документации, население района «Академический» на 2025 год составит 120 510 человек, в том числе в границах первого этапа утверждения градостроительной документации – 87475 человек, в границах второго этапа утверждения документации – 33 035 человек. Общий прирост по первой очереди района «Академический» составит 61 262 человека. Нормативная потребность в средних общеобразовательных школах в соответствии с расчётным показателем минимально допустимого уровня обеспеченности общеобразовательными организациями составляет 114 учащихся на 1000 жителей, согласно Нормативам градостроительного проектирования городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от <//> на проектный период составит 13 738 мест. С учётом существующих средних общеобразовательных школ по первой очереди района всего требуется 8975 новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе на первый этап - 5 725 мест, на второй этап - 3 550 мест. В связи с имеющимся острым дефицитом мест в средних общеобразовательных школах микрорайона «Академический», возникла объективная необходимость в замедлении темпов роста строительства жилья, размещение дополнительного объема жилищного фонда в данном квартале противоречит Нормативам, следовательно, не отвечает требованиям доступности и комфортности современной городской среды, в связи с чем Администрацией города Екатеринбурга принято решение о признании утратившим силу Постановления Администрации города Екатеринбурга от <//>. Прямая норма в Градостроительном кодексе Российской Федерации, запрещающая признавать утратившей силу документации по планировке территории - отсутствует. Права ООО «БСК-54» отменой документации по планировке территории фактически не нарушаются, так как около 90% объемов жилья построено. Застройщик имеет фактическую возможность завершить строительство оставшихся 10% объемов на указанной территории.

Представитель заинтересованного лица УрО РАН в судебном заседании поддержала исковые требования, указав, что принятие оспариваемого постановления связано в целом с реализацией инвестиционного контракта в районе улиц Чкалова - Академика Вонсовского - Михеева - бульвара академика Семихатова, в результате которой возникла острая социальная потребность в размещении в данном микрорайоне общеобразовательных школ, поскольку в настоящее время микрорайон «Академический» является районом, где проживают преимущественно молодые семьи с детьми, соответственно, реальное количество детей дошкольного и школьного возраста ожидаемо выше средненормативных по городу Екатеринбург. Между тем, в настоящее время активно ведутся переговоры между органами исполнительной власти и инвестором ООО «БСК-54» при участи всех заинтересованных лиц относительно возможности продолжения строительства в районе улиц Чкалова - Академика Вонсовского - Михеева - бульвара академика Семихатова при оптимальном удовлетворении интересов, как инвестора, застройщика, так и жителей микрорайона, при этом ни на одном из проведенных совещаний не обсуждался вопрос о прекращении действия проекта планировки территории, утвержденного Постановлением Главы города Екатеринбурга от <//>, или утверждении нового проекта планировки взамен старого.

Представитель заинтересованных лиц ТУ Росимущества в <адрес>, Росимущества в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что оспариваемое постановление принято надлежащим муниципальным органом в рамках его полномочий, отменяет действовавшие проект планировки территории и проект межевания территории. Вместе с тем, постановление не утверждает новые проекты планировки территории и проект межевания территории, не изменят территориальную зону, не изменяет вид разрешённого использования земельных участков, не вступает в противоречие с действующими Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки. В связи с указанным Росимущество, ТУ Росимущества в <адрес> не усматривают нарушения прав и законных интересов собственника земельного участка с кадастровым номером 66:41:0404012: – Российской Федерации – обжалуемым постановлением, его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. На основании указанного, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в <адрес> полагают, что заявление административного истца не содержит достаточных доказательств для признания обжалуемого постановления недействующим.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ч.5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.

Заслушав пояснения сторон, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое постановление законным и обоснованным, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец просит признать недействующим постановление Администрации города Екатеринбурга от <//> «О признании утратившим силу Постановления Главы г. Екатеринбурга от <//> «Об утверждении основной части проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Чкалова-Академика Вонсовского-Амундсена-Краснолесья».

Истец полагает, что в результате реализации указанного Постановления будут нарушены его права и законные интересы в предпринимательской сфере, созданы препятствия для осуществления инвестиционной деятельности, в частности сделает невозможным дальнейшее строительство жилья, предусмотренное инвестиционным контрактом от <//> и проектом планировки территории, утвержденным постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от <//>.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу п. 26 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от <//> «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (п. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ от <//>).

Согласно ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» Глава Екатеринбурга является высшим должностным лицом муниципального образования «город Екатеринбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации городского округа утверждает документацию по планировке территории в границах городского округа.

Как следует из представленных доказательств и установлено судом, на основании акта б от <//> УрО РАН предоставлен земельный участок площадью 155,27 га в <адрес> г. Екатеринбурга на праве постоянного бессрочного пользования.

<//> между ООО «БСК-54» и УрО РАН заключен инвестиционный контракт, целью которого определено завершение застройки в соответствии с проектом детальной планировки на ранее выделенном УрО РАН земельном участке жилого района в квартале улиц академика Вонсовского – Институтская – Амундсена – Чкалова в г. Екатеринбурге с объемом инвестирования 1,5 млрд. руб.

Основанием для заключения инвестиционного контракта явились протокол подведения итогов конкурса по отбору организаций на завершение застройки жилого района от <//>, протокол о результатах торгов по выбору заказчика – застройщика – инвестора и выполнения работ «Проектирование и строительство комплекса застройки в м/р Академический в района <адрес> – Чкалова – Краснолесье – Институтская», объявленных <//>, договор от <//>.

По итогам реализации указанного инвестиционного контракта предусмотрена передача в федеральную собственность и на баланс УрО РАН 15% общей жилой площади, инвестору—застройщику 85% жилой площади.

<//> между сторонами инвестиционного контракта заключено дополнительное соглашение , которым уточнен номер кадастрового квартала 66:41:, подлежащего застройке, а также сторонами согласовано право УрО РАН самостоятельно за счет средств федерального бюджета осуществить строительство многоквартирного дома, под строительство которого предоставлен земельный участок с КН 66:41:0404012:. В дальнейшем осуществлено межевание земельного участка, в результате которого земельный участок с КН 66:41:0404012: разделен на земельный участки с КН 66:41:0404012: и с КН 66:41:0404012:. Таким образом, земельный участок с КН 66:41:0404012: выбыл из инвестиционного контракта по соглашению сторон.

Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:41:0404012: (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для строительства жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, подземными парковками, зданий центрально теплового пункта и трансформаторной подстанции) является Российская Федерации (дата государственной регистрации права <//>).

<//> на указанный земельный участок зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования УрО РАН.

Указанный земельный участок в соответствии с Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования город Екатеринбург на период до 2025 года, утвержденном Решением Екатеринбургской городской Думы от <//> (в редакции решения от <//>) отнесен к территориям многоэтажной застройки.

Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от <//> (в редакции Решения от <//>) земельный участок отнесен к зоне многоэтажной застройки Ж-5.

Основная часть проекта планировки территории и проекта межевания территории в квартале улиц Чкалова–Академика Вонсовского–Амундсена–Краснолесья утверждена Постановлением Главы Екатеринбурга от <//>, принятым с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания от <//> и заключения о результатах публичных слушаний. В составе проекта планировки утвержден проект межевания территории в квартале улиц Чкалова-Вонсовского-Амундсена-Краснолесья.

Согласно разработанной документации по планировке территории развитие первой очереди района «Академический» предусмотрено в два этапа. Жилищный фонд на расчетный период в границах первого этапа составляет 2 624,26 тысяч кв.м, в том числе новое строительство - 1455,66 тысяч кв.м. Жилищный фонд в границах второго этапа составляет 1 065,56 тысяч кв.м., в том числе новое строительство - 332,10 тыс. кв.м.

Как указал ответчик, исходя из проведенного разработчиком документации по планировке вышеуказанной территории МБУ «Мастерская генерального плана» анализа данной документации, население района «Академический» на 2025 год составит 120 510 человек, в том числе в границах первого этапа утверждения градостроительной документации - 87 475 человек и в границах второго этапа утверждения документации 33 035 человек. Общий прирост по первой очереди района «Академический» составит 61 262 человека.

Нормативная потребность в средних общеобразовательных школах в соответствии с расчётным показателем минимально допустимого уровня обеспеченности общеобразовательными организациями составляет 114 учащихся на 1000 жителей, согласно Нормативам градостроительного проектирования городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от <//>, на проектный период такая потребность составит 13 738 мест. С учётом существующих средних общеобразовательных школ по первой очереди района всего требуется 8975 новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе на первый этап - 5 725 мест, на второй этап - 3550 мест.

Учитывая необходимость решения вопросов, связанных с обеспечением населения объектами социальной инфраструктуры, а также принимая во внимание указ Президента Российской Федерации о ликвидации дефицита мест в школах и перехода на односменный режим обучения, учитывая положения программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от <//>-р, Администрацией города Екатеринбурга разработана схема жилищно-гражданского строительства, выполненная с учетом демографического прогноза населения на период до 2035 года. В рамках данной схемы для каждого планировочного элемента определены потребности в местах ДОУ и СОШ, а также дефицит этих мест.

В отношении территории в границах улиц Чкалова - Академика Вонсовского - Михеева - бульвара Академика Семихатова (квартал а) утверждены проект планировки и проект межевания территории Постановлением Администрации города Екатеринбурга от <//>. Данным Постановлением предусмотрено строительство 244420 кв.м жилищного фонда, большая часть из которого в настоящее время уже реализовано - введено в эксплуатацию 218880 кв.м жилья. Завершение строительства планируемого объема жилья в остатке составляет всего 25540 кв.м.

При подсчете административным ответчиком плотности жилищного фонда на территории квартала, застраиваемого ООО «БСК-54», выявлено превышение Нормативов градостроительного проектирования, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», так как при существующем объеме жилищного фонда (176 000 кв.м) и с учетом размещения на данной территории ДОУ и СОШ, плотность жилищного фонда составляет 18750 кв.м/га при норме 15 000 кв.м/га (п. 4 Главы 4 Нормативов). Таким образом, размещение дополнительного объема жилищного фонда в данном квартале противоречит Нормативам, следовательно, не отвечает требованиям доступности и комфортности современной городской среды. Учитывая объемы перспективного жилищного фонда, планируемого в границах планировочного элемента, принимая во внимание разработанную схему жилищно-гражданского строительства, на проектируемой территории уже в настоящее время имеется дефицит мест в объектах социальной инфраструктуры, появление дополнительного количества жилищного фонда усугубит существующую ситуацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрацией города Екатеринбурга правомерно принято решение о признании утратившим силу Постановления Администрации города Екатеринбурга от <//>, поскольку решение вопроса об обеспечении существующей застройки объектами социальной инфраструктуры (ДОУ и СОШ) является первостепенной задачей в вопросе о комплексном и сбалансированном развитии территории жилого района «Академический».

Судом установлено, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом с соблюдением всех предусмотренных процедур, опубликовано в официальном средстве массовой информации - газете «Екатеринбургский вестник» от <//> (94). Оно не вступает в противоречие с действующими Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки, иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, запрещающей признавать утратившей силу документацию по планировке территории.

Административным истцом не приведены обоснованные доводы о нарушении административным ответчиком каких-либо прав и свобод, подлежащих восстановлению, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства, поскольку право на завершение строительства, предусмотренного инвестиционным контрактом от <//>, не утрачено.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Балтийская строительная компания – 54» к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от <//> «О признании утратившим силу Постановления Главы Екатеринбурга от <//> «Об утверждении основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории в квартале улиц Чкалова-Академика Вонсовского-Амундсена-Краснолесья» – отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись).

Копия верна

Судья О.В. Степкина

На ___________ решение

не вступило в законную силу.

Судья: