ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-741/20 от 24.12.2020 Борзинского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-741/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Борзя 24 декабря 2020 года

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дармаевой Д.Б., единолично

при секретаре судебного заседания Паниловой О.В.,

с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Бабуевой Б.Б., действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края об обязании создать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район»,

у с т а н о в и л:

Заместитель Борзинского межрайонного прокурора Дудкина Ю.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными.

Проверкой установлено, что Государственное бюджетное учреждение «Борзинская станция по борьбе с болезнями животных» (далее- ГБУ «Борзинская СББЖ») осуществляет отлов и умерщвление безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Так, за истекший период ДД.ММ.ГГГГ отловлено и умерщвлено 104 безнадзорных агрессивных собаки.

В связи с отсутствием на территории муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края ГБУ «Борзинская СББЖ» вынуждено умерщвлять каждое отловленное безнадзорное животное без помещения в приют, что не отвечает принципу гуманности.

Прокурор просит суд обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» после поступления финансирования из Правительства Забайкальского края создать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район». Обязать Правительство Забайкальского края профинансировать выполнение администрацией муниципального района «Борзинский район» мероприятий по созданию приюта.

Согласно текста административного искового заявления, в качестве заинтересованного лица прокурором по спору указано Государственное бюджетное учреждение «Борзинская станция по борьбе с болезнями животных».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная ветеринарная служба Забайкальского края.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать Администрацию муниципального района «Борзинский район» после поступления финансирования из Правительства Забайкальского края разработать и утвердить проектно-сметную документацию по созданию приюта; обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» после поступления финансирования из Правительства Забайкальского края создать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район». Обязать Правительство Забайкальского края профинансировать выполнение администрацией муниципального района «Борзинский район» указанных в пунктах 1, 2 мероприятий.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского хозяйства Забайкальского края.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

В судебное заседание представитель администрации муниципального района «Борзинский район» Шкитова Т.В., действующая на основании надлежащей доверенности, не явилась, представив в суд письменный отзыв, в котором указала, что с исковыми требованиями прокурора согласна.

Представитель Правительства Забайкальского края и Государственной ветеринарной службы Забайкальского края В.П. Степанова, действующая на основании надлежащих доверенностей, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.

Представитель ГБУ «Борзинская СББЖ» Елгина С.Н. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

Представители Министерство финансов Забайкальского края Министерства сельского хозяйства Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направили, надлежащим образом извещены о дне и времени проведения судебного заседания.

Суд, в порядке ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора Бабуева Б.Б. уточнила исковые требования, просит суд обязать Правительство Забайкальского края течение 06 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать выполнение администрацией муниципального района «Борзинский район» мероприятий по разработке проектно-сметной документации на создание специального питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных и по созданию специального питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» в течение 06 (шести) месяцев с даты поступления финансирования из Правительства Забайкальского края разработать и утвердить проектно-сметную документацию по созданию специального питомника (приют) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных и создать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, дополнительно представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к животным применяются общие правила об имущество постольку, поскольку законом или иными правовыми, актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам туманности.

В соответствий со статьей 4 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №498-ФЗ) обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности: отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и: физические страдания; ответственность человека за судьбу животного; воспитание у населения нравственного ж туманного отношения к животным; научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства,

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 498-ФЗ для предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, осуществляется деятельность по обращению с животными без владельцев.

Согласно части 1 статьи 18 Закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Закона N 498-ФЗ; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и пункта 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) деятельность по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 21.12.2015 № 1263-33K «Об организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Забайкальского края и о наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по организации проведения на территории Забайкальского края мероприятий по. содержанию безнадзорных животных» (далее - Закон N 1263-33K) указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией проведения на территории Забайкальского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, а также наделяет органы местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (далее также - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по организации проведения на территории Забайкальского края мероприятий по содержанию безнадзорных животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 1263-33K реализация государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путем организации проведения мероприятий: по созданию приютов для содержания безнадзорных животных; по содержанию безнадзорных животных в приютах на срок, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации; по учету отловленных безнадзорных животных; по вакцинации безнадзорных животных (по показаниям): по умерщвлению безнадзорных животных (по показаниям); по мониторингу численности безнадзорных животных.

Согласно части 1 ст.2 Закона. № 1263-33K отлов безнадзорных животных и их транспортировка в приюты осуществляются созданными для этих целей структурными подразделениями исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, осуществляющего функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области ветеринарий, в том числе осуществление полномочии, переданных Российской Федерацией. Отлов безнадзорных животных, производится указанными структурными подразделениями на всей территории Забайкальского края.

Отлов безнадзорных животных и их транспортировка в приюты осуществляются, гуманными способами, исключающими увечья, травмы или: гибель безнадзорных животных. Отловленные безнадзорные животные помещаются в приюта, созданные органами местного самоуправления: отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, которые наделены настоящим Законом края государственными полномочиями.

Государственными полномочиями по организации проведения на территории Забайкальского края мероприятий по содержанию безнадзорных животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, наделен муниципальный район «Борзинский район» (статья 4 Закона № 1263- ЗЗК).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 1263-33K для реализации государственных полномочий органами местного самоуправления создаются приюты для содержания безнадзорных животных.

Согласно статье 5 Закона № 1263-33K органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103- 96, утвержденных Госкомсанэпидиадзором Российской Федерации 31.05.1996 № 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18,0.6,1996 № 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Пунктом 9.5 Постановления от 06.05.2010 № 54 Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10» регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.

Как установлено в судебном заседании подтверждается материалами дела, что Борзинский межрайонной прокуратурой по заявлению гражадн проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными.

В ходе проверки установлено, что ГБУ «Борзинское СББЖ» осуществляет отлов и умерщвление безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Согласно представленного сообщения врио начальника ГБУ «Борзинская СББЖ» отДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории района отловлено 104 особи, отловленные безнадзорные животные (собаки) подвергались эвтаназии, в связи с их агрессивным поведением и эпизоотической обстановкой в районе. В связи с отсутствием в Борзинском районе приюта для бездомных животных, возможность поместить таких собак на десятидневный карантин и осуществлять их обслуживание, отсутствует, поэтому учреждение было вынуждено действовать таким способом, во избежания дальнейшего заражения здоровых животных.

Из письменных пояснений представителя Правительства Забайкальского края следует, что администрации муниципального района «Борзинский район» выделена субвенция в размере <данные изъяты> рублей, в том числе на организацию проведения мероприятия по содержанию безнадзорных животных и на осуществление государственных полномочий. Денежные средства не используются, в связи с чем возвращаются обратно в бюджет края.

Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией муниципального района «<адрес>» и Государственной ветеринарной службой «0 предоставлении субвенций, предоставляемых бюджетам отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственных полномочий но организации проведения на территории Забайкальского края мероприятий по содержанию безнадзорных животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, в 2020 году», следует, что предметом соглашения является предоставление Администрации муниципального района «Борзинский район» субвенций для организации проведения мероприятий по содержанию безнадзорных животных, в том числе на создание приютов для содержания безнадзорных животных, на содержание. безнадзорных животных в приютах, на учет отловленных безнадзорных животных, на вакцинацию по показаниям отловленных безнадзорных животных, на умерщвление отловленных безнадзорных животных. Субвенции предоставляются Администрации муниципального района на безвозмездной и безвозвратной основе.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право на осуществление мероприятий по отлову и. содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения. Согласно ч. 2 указанной статьи, органы местного самоуправления вправе решать вопросы, указанные в ч. 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальное образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

По смыслу ст. ст. 230 - 232 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее- трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию. или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника, Лицо, задержавшее безнадзорное животное, и лицо, которому оно передано на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании" безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животного оно поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что, согласно действующему гражданскому законодательству, отловленные безнадзорные животные должны содержаться- в течение шести месяцев, после чего в случае не обнаружения собственника возможно приобретение лицом прав собственности на них или передача в муниципальную собственность. Основным принципом обращения с животными является гуманность и отлов безнадзорных животных также должен осуществляться с учетом этого принципа и обеспечивать, в том числе возможность возврата животного его законному владельцу.

Таким образом, исходя из требований закона, умерщвление безнадзорных животных является крайней мерой, допускается в исключительных случаях: в целях, недопущения распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью, ликвидации их последствий при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного; прекращения страданий безнадзорного животного при наличии у него подтвержденного специалистом в области ветеринарии неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы, если они не могут быть прекращены иным способом; при проявлении повышенной агрессии животного, представляющей угрозу жизни и здоровью человека и не поддающейся методам социальной адаптации.

Судом достоверно установлено, что на территории Борзинского района не имеется приютов или пунктов временного содержания, безнадзорных животных. Данные обстоятельства свидетельствуют" об игнорировании органом местного самоуправления требований международного, федерального и регионального законодательства, в результате нарушаются права собственников отловленных собак, которых невозможно востребовать, поскольку они умерщвляются после их отлова.

Суд также находит заслуживающим то обстоятельство, что муниципальный район является получателем: субвенций на вышеуказанные цели из бюджета Забайкальского края на протяжении 3-4 лет, вместе с тем, не реализует должным образом выделенные субвенции, что свидетельствует о длительном и незаконном бездействии ответчика.

В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на Администрацию муниципального района решить вопрос об организации на территории Борзинского района специализированного питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных, поскольку такая обязанность органа местного самоуправления законодательно закреплена.

Невыполнение указанных обязанностей Администрацией муниципального района, является нарушением требований действующего законодательства, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, а также нарушение законодательства о гуманном отношении к животным.

Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.

Запрашиваемый прокурором срок для устранения недостатков, суд находит разумным.

Поскольку и административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы необходимо отнести за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать Правительство Забайкальского края течение <данные изъяты> с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать выполнение администрацией муниципального района «Борзинский район» мероприятий по разработке проектно-сметной документации на создание специального питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Обязать Правительство Забайкальского края течение <данные изъяты> с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать выполнение администрацией муниципального района «Борзинский район» мероприятий по созданию специального питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» в течение <данные изъяты> с даты поступления финансирования из Правительства Забайкальского края разработать и утвердить проектно-сметную документацию по созданию специального питомника (приют) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район.

Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» в течение <данные изъяты> с даты поступления финансировагния из Правительства Забайкальского края создать специальный питомник (приют) или иной пункт временного содержания безнадзорных животных на территории муниципального района «Борзинский район».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Борзинский городской суд Забайкальского края течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья(подпись)Б.Д.Дармаева

Решение в окончательной форме принято 15 января 2021 года