ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-741/2023 от 10.05.2023 Полевской городского суда (Свердловская область)

66RS0045-01-2023-000601-96

Дело № 2а-741/2023

Решение принято в окончательной форме 10.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03.05.2023 г. Полевской

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Березиной Ю.С., с участием представителя административного истца Суслова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к отделу по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому, начальнику отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому Ешакиной Е.С. о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Ханина Н.Д. обратилась в суд с административным иском к отделу по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому о признании решения незаконным. Административный истец мотивирует требования тем, что она зарегистрирована в <. . .>, однако, длительное время проживает в <данные изъяты>. Доверенностью от . . ., удостоверенной нотариусом ФИО3, она уполномочила Ханин Д.Н. представлять её интересы в органах государственной власти, в том числе по вопросам снятия с регистрационного учета по адресу: <. . .>. . . . Ханин Д.Н. обратился в отдел ГБУ СО «МФЦ» в г. Полевском с заявлением о снятии Ханинной Н.Д. с регистрационного учета, приложив копию паспорта доверителя, своего паспорта и доверенности. Письмом от . . . документы были возвращены без исполнения по причине необходимости подачи заявителем заявления, подлинность подписи которого засвидетельствована в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа или проставлением на нем апостиля. Административный истец считает данный отказ незаконным.

В ходе подготовке дела к рассмотрению, к участию в нем в качестве соответчиков привлечены ОМВД России по г. Полевскому и начальник ОВМ ОМВД России по г. Полевскому Ешакина Е.С.

Административный истец Ханина Н.Д., представитель ОМВД России по г. Полевскому в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель административного Суслова А.А. административный иск и его доводы поддержал, суду пояснил, что Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 не содержат прямого запрета на снятие граждан с регистрационного учета представителем этих граждан по доверенности. Статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает совершение сделок через представителя только в случаях указанных законом. Данный случай к ним не относится. Административный регламент не предусматривает оснований отказа в предоставлении государственной услуги.

Административный ответчик начальник ОВМ ОМВД России по г. Полевскому Ешакина Е.С., она же представитель административного ответчика ОВМ ОМВД России по г. Полевскому представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и письменные возражения, согласно которым Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 не предусматривают снятие граждан с регистрационного учета с применением нотариально заверенных доверенностей. Для подачи заявлений о снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданами, находящимися за пределами территории Российской Федерации предусмотрен специальный порядок.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон N 5242-I) местом жительства признается: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац 6 статьи 3 Закона N 5242-I).

Согласно статье 7 Закона N 5242-I снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случаях изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

В соответствии с пунктами 30, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила N 713) снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).

Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в течение трех календарных дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина (пункт 36 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 (далее – Административный регламент).

В силу пункта 37 Административного регламента при направлении гражданином заявления посредством Единого портала снятие с регистрационного учета осуществляется в день поступления в орган регистрационного учета паспорта.

Согласно пункту 38 Административного регламента при направлении многофункциональным центром сведений, содержащихся в заявлении гражданина о снятии с регистрационного учета по месту жительства, с использованием СМЭВ в электронной форме снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в срок не позднее трех рабочих дней.

Как указано в пунктах 54-54.2 Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет:

Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.

Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).

В пункте 55 Административного регламента указано, что для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) в период его нахождения за пределами Российской Федерации направляет почтовым отправлением из страны проживания заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия, подлинность его подписи на котором нотариально засвидетельствована в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания либо у нотариуса с последующей легализацией документа или проставлением на нем апостиля (для государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов), за исключением случаев, когда ни легализация, ни апостиль не требуются в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 90, 92, 97 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом:

на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 50 Административного регламента;

на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента;

на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1 пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента;

в форме электронного документа с использованием Единого портала.

Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента.

Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета с приложением предусмотренных пунктами 40, 41, 44 - 51 Административного регламента надлежащим образом оформленных документов передаются ответственным лицом в орган регистрационного учета в срок не позднее трех календарных дней после их представления заявителем ответственному лицу.

Согласно подпункту 98.1 пункта 98 Административного регламента должностное лицо органа регистрационного учета при поступлении заявлений о регистрации, снятии с регистрационного учета от ответственных лиц либо посредством почтового отправления рассматривает их в день поступления и проверяет правильность и полноту заполнения заявления и наличие надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 43 - 51 Административного регламента, на наличие установленных пунктом 58 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов.

Как указано в подпункте 58.1 пункта 58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации.

Как следует из материалов дела, в частности расписки в получении документов (л.д. 20) . . . Ханин Д.Н. обратился в отдел ГБУ СО «МФЦ» за получением услуги о снятии с регистрационного учета по месту жительства, приложив заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства, паспорт и доверенность от . . .. Из копии доверенности от . . . (л.д. 7-11) следует, что Ханина Н.Д. уполномочила Ханина Д.Н. помимо прочего, представлять её интересы в органах государственной власти, в том числе МФЦ, ГУ МВД России по вопросу снятия её с регистрационного учета по адресу: <. . .>. Данная доверенность удостоверена нотариусом <. . .> и содержит апостиль.

Письмом ОВМ ОМВД России по г. Полевскому от . . . в ГБУ СО «МФЦ» были возвращены документы на снятие с регистрационного учета по месту жительства на основании пункта 55 Административного регламента.

В пункте 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей.

Согласно пункту 1 статьи 185 названного Кодекса доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с главой IX Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности гражданина нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные названной главой: установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина (статья 42); проверить дееспособность гражданина, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (статья 43).

Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе пункт 4 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм права, отдельные действия ввиду их тесной связи с личностью в силу указаний закона или характера совершаемых действий не могут быть совершены никем иным, кроме правообладателя.

Представленное представителем административного истца в МФЦ заявление о снятии административного истца с регистрации по месту жительства с удостоверенной нотариусом <. . .> доверенностью административного истца не могли быть принято в качестве необходимого для снятия с регистрации по месту жительства документа, поскольку законодательство Российской Федерации прямо устанавливает необходимость личного присутствия административного истца при подаче документов о снятии его с регистрации по месту жительства. Так, ни в Законе N 5242-I, ни в Правилах , ни в Административном регламенте нет указания на право подачи заявления о снятии с регистрационного учета представителем заявителя. Более того, в пункте 90 Административного регламента прямо указано, что основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о снятии с регистрационного учета. Таким образом, действующим законодательством подача заявления о снятии регистрационного учета через представителя по доверенности не предусмотрена.

Довод административного истца об исчерпывающем перечне оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по снятию гражданина с регистрационного учета, к которым рассматриваемый случай не относится, принят во внимание быть не может, поскольку в предоставлении государственной услуги административным ответчиком отказано не было, решение об этом не принималось, суду таковое не представлено. Административным ответчиком обоснованно отказано в принятии документов на основании статьи 58 Административного регламента, в связи с тем, что заявление подано с нарушением установленных требований к форме и содержанию заявления, а именно заявление подано неуполномоченным лицом. Административный истец вправе, подав заявление в установленном порядке, получить указанную услугу. Права административного истца в данном случае нарушены не были.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к отделу по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому, начальнику отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому Ешакиной Е.С. о признании решения незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий И.А. Двоеглазов