ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-742/2021 от 10.06.2021 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-742/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2021 года г. Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Портновой И.А.,

при секретаре Крат А.О.,

с участием ст. помощника прокурора Зерноградского района Даниленко Д.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании организовать мероприятия по газификации,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании организовать мероприятия по газификации, мотивировав тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения администрацией Зерноградского городского поселения полномочий по развитию газоснабжения и газификации улиц г. Зернограда Ростовской области, в ходе которой установлено, что улицы Фруктовая и Изобильная в г. Зернограде до настоящего времени не газифицированы, несмотря на то, что в 2014 году администрацией Зерноградского городского поселения рассматривался вопрос о газификации вышеуказанных улиц: из филиала <данные изъяты> получены сведения о наличии технической возможности проектирования и строительства уличного газопровода по указанным улицам, утверждена схема расположения земельного участка на данных улицах с определением вида его разрешённого использования «для размещения инженерной инфраструктуры»; утверждён акт выбора земельного участка под строительство уличных газопроводов низкого давления на ул. Фруктовой и ул. Изобильной; инициирована разработка предпроектной документации по объекту «Строительство газопроводов по улицам Фруктовая и Изобильная в г. Зернограде Ростовской области», однако дальнейшая работа по реализации данного проекта была прекращена. В связи с нереализацией органом местного самоуправления полномочий по организации газоснабжения соответствующих улиц прокуратурой района главе администрации городского поселения 31.07.2020 внесено представление об устранении нарушений. Согласно ответу, администрацией городского поселения приняты меры по устранению нарушений путём направления в <данные изъяты> письма с просьбой выполнить разработку предпроектной документации по объекту. Однако, как следует из ответа администрации городского поселения от 09.04.2021 на запрос прокуратуры о результатах проведённой работы по организации газоснабжения на соответствующих улицах, работа по реализации проекта прекращена. Постановлением Правительства Ростовской области от 21.01.2015 № 31 утверждён Порядок формирования и реализации Программы газификации Ростовской области (далее - Порядок), в соответствии с которым формирование Программы осуществляет Минпромэнерго Ростовской области на основе предложений органов местного самоуправления. Администрациями муниципальных образований самостоятельно принимаются решения о направлении заявок по установленной форме на включение в Программу газификации. Однако, несмотря на наличие подтверждённой филиалом <данные изъяты> технической возможности подключения к распределительному газопроводу низкого давления по ул. Садовой в г. Зернограде для проектирования и строительства уличного газопровода по ул. Фруктовой и Изобильной в городе Зернограде, администрацией Зерноградского городского поселения до настоящего времени надлежащие меры к разработке проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы проектно-сметной документации не приняты и соответствующая заявка на включение в Программу газификации Ростовской области согласованная с филиалом <данные изъяты> в Министерство промышленности и энергетики Ростовской области не направлена. Таким образом, администрацией Зерноградского городского поселения на протяжении нескольких лет не принимаются надлежащие меры к газификации улиц Изобильной и Фруктовой в г. Зернограде путём включения их в Программу газификации Ростовской области. Вопрос о получении из областного бюджета средств на газификацию улиц не рассмотрен. Изложенное бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц на обеспечение удовлетворения потребностей населения в виде энергетического ресурса как газа, улучшения социально-экономических условий жизни населения города. Вместе с тем, отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных средств для выполнения указанных мероприятий не освобождает административного ответчика от решения вопросов местного значения, отнесённых к его компетенции. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», уточнив исковые требования, административный истец просил суд: обязать Администрацию Зерноградского городского поселения организовать мероприятия по газификации улиц Изобильной и Фруктовой в городе Зернограде, а именно принять меры к: 1) разработке проектно-сметной документации на строительство уличных газопроводов по ул. Фруктовой и Изобильной в г. Зернограде Ростовской области в соответствии со схемой размещения земельного участка под строительство уличных газопроводов и прохождению государственной экспертизы этой проектно-сметной документации в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; 2) в течение 2 месяцев со дня прохождения государственной экспертизы вышеназванной проектно-сметной документации принять меры к составлению заявки на включение в Программу газификации Ростовской области по форме, установленной приложением № 2 к Порядку формирования и реализации Программы газификации Ростовской области, утверждённому постановлением Правительства Ростовской области от 21.01.2015 № 31, согласованию этой заявки с филиалом <данные изъяты> и направлению её (заявки) в Министерство промышленности и энергетики Ростовской области для включения улиц Изобильной и Фруктовой в городе Зернограде в Программу газификации Ростовской области. (л.д. 95-96).

В судебном заседании ст.помощник прокурора Зерноградского района Даниленко Д.А. поддержал уточненные административные исковые требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – глава Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, указал о согласии с административными исковыми требования в полном объеме (л.д. 94). Дело в отношении административного ответчика рассмотрено в порядке 150 КАС РФ.

Выслушав ст. помощника прокурора Зерноградского района Даниленко Д.А., изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам:

В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения.

Статьями 7, 8.1 вышеуказанного Закона определено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:

подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Данные полномочия органов местного самоуправления поселения обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Из положений статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Как видно из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Зерноградского района по поручению прокуратуры области проведена проверка администрацией Зерноградского городского поселения полномочий по развитию газоснабжения и газификации улиц г. Зернограда Ростовской области, в ходе которой установлено, что улицы Фруктовая и Изобильная в г. Зернограде до настоящего времени не газифицированы.

31.07.2020 на имя главы администрации Зерноградского городского поселения прокурором Зерноградского района направлялось представление об устранении нарушений законодательства жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 8-12).

Согласно ответу главы администрации Зерноградского городского поселения ФИО1 на указанное представление, Администрация Зерноградского городского поселения признает нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, приняты меры по устранению нарушения законодательства, в том числе, директору <данные изъяты> повторно направлено письмо с просьбой выполнить разработку проектной документации по объекту «Строительство газопроводов по улицам Фруктовая и Изобильная в г. Зернограде Ростовской области» (л.д. 13-14)

На запрос заместителя прокурора Зерноградского района от 06.04.2021 главой Администрации Зерноградского городского поселения 09.04.2021 предоставлена информация о том, что работы по проектированию строительства газопроводов низкого давления Администрацией Зерноградского городского поселения были начаты в 2014 году. На текущий момент имеется следующая предпроектная документация: а) акт выбора земельного участка под строительство уличных газопроводов низкого давления по ул. Фруктовая и ул. Изобильная; б) заключение по оценке достоверности определения стоимости проектных работ. Дальнейшая реализация данного проекта была прекращена. В подтверждение указанной информации в прокуратуру Зерноградского района были предоставлены соответствующие документы, а именно: акт выбора земельного участка под строительство уличных газопроводов низкого давления по ул. Фруктовая и ул. Изобильная в г. Зернограде Ростовской области от 01.08.2014, выполненный на основании письма главы Зерноградского района от 17.04.2014, схема размещения, схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, постановление заместителя главы Администрации Зерноградского городского поселения от 05.09.2014 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: <...>, заключение по оценке достоверности определения стоимости проектных работ от 17.11.2014, а также переписка с гражданами – жителями улиц Фруктовая и Изобильная по вопросу организации газоснабжения (л.д. 16-43).

Постановлением Правительства Ростовской области от 21.01.2015 № 31 утвержден Порядок формирования и реализации Программы газификации Ростовской области, в соответствии с которым формирование программы осуществляет Минпромэнерго Ростовской области на основе предложений органов местного самоуправления. Согласно п. 3.1.2 указанного Порядка администрациями муниципальных образований самостоятельно принимаются решения о направлении заявок для участия в Программе.

Как установлено при рассмотрении дела, 25.05.2015 главой администрации Зерноградского района в адрес Минпромэнерго Ростовской области направлялась заявка по включению мероприятий, указанных в таблице №1 приложения, в Программу газификации Ростовской области на 2016-2017 гг. (л.д. 82-83), однако дальнейшая организация мероприятий по газификации органом местного самоуправления не проводилась, что не отрицается административным ответчиком.

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований, поскольку бездействие Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер к организации газоснабжения улиц Фруктовая и Изобильная в г. Зернограде нарушает право неопределенного круга лиц на обеспечение таким энергетическим ресурсом как газ, а устранение данного нарушения будет способствовать улучшению социально-экономических условий жизни населения города.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств дела, принимая во внимание то, что выявленные прокуратурой района в ходе проверки нарушения исполнения федерального законодательства в сфере газификации являются существенными, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Зерноградского района Ростовской области уточненных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования и.о.прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании организовать мероприятия по газификации удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области по не принятию мер к организации газоснабжения улиц Изобильной и Фруктовой в городе Зернограде незаконным.

Обязать Администрацию Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение 1 года с даты вступления решения в законную силу принять меры к разработке проектно-сметной документации на строительство уличных газопроводов по улицам Фруктовой и Изобильной в г. Зернограде Ростовской области в соответствии со схемой размещения земельного участка под строительство уличных газопроводов и прохождению государственной экспертизы этой проектно-сметной документации.

Обязать Администрацию Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение 2 месяцев со дня прохождения государственной экспертизы вышеназванной проектно-сметной документации принять меры к составлению заявки на включение в Программу газификации Ростовской области по форме, установленной приложением к Порядку формирования и реализации Программы газификации Ростовской области, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 21.01.2015 № 31, согласованию этой заявки с филиалом <данные изъяты> и направлению заявки в Министерство промышленности и энергетики Ростовской области для включения улиц Изобильной и Фруктовой в городе Зернограде в Программу газификации Ростовской области.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья И.А.Портнова

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2021.