№ № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 марта 2022 года г. Самара Железнодорожный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Кривоносовой Л.М., при секретаре Татарницевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к прокуратуре Самарской области, прокуратуре Железнодорожного района г.Самары, заместителю прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипиной Н.Н. о признании незаконным представления заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары от <данные изъяты> об устранении нарушений требований федерального законодательства в адрес ИП ФИО1, УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным исковым заявлением к прокуратуре Железнодорожного района г.Самары о признании незаконным представления заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары от №. № об устранении нарушений требований федерального законодательства в адрес ИП ФИО1. В обосновании своих требований указал, что 24.12.2021г. заместителем прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипиной Н.Н. в адрес ИП ФИО1 направлено представление № об устранении нарушений требований федерального законодательства. Из указанного представления следует, что при проверке соблюдения требований законодательства кредитными и не кредитными финансовыми организациями, иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов) по адресу комиссионного магазина <адрес>, было установлено: ИП ФИО1 осуществляет деятельность под наименованием «Комиссионный магазин «Победа» и осуществляет деятельность по заключению с гражданами договоров комиссии товара бывшего в употреблении, покупателем в данном магазине выступает ИП ФИО1, но фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, что выражается в следующих признаках: фактически денежные средства передаются непосредственно при заключении договора комиссии; форма договора комиссии предусматривает условия, являющиеся существенными условиями договора займа: наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, процентная ставка по займу, сумма вознаграждения и срок предоставления займа. Условиями сделки предусмотрены условия о сохранности за гражданином преимущественного права покупки данного товара на определенный срок за определенную сумму. Указанное, а также сам характер условий выкупа имущества свидетельствуют о том, что эти договоры комиссии фактически являются договорами, заключаемыми в порядке, предусмотренном ст.358 ГК РФ, а также ст.7 ФЗ от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах». Указанные обстоятельства свидетельствуют, что под видом заключения договоров комиссии фактически оказывались услуги по представлению краткосрочных займов под залог движимого имущества. Причиной указанных нарушений закона явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственными лицами комиссионного магазина «Победа». Условием, способствовавшим выявленным нарушением является ненадлежащий контроль за неукоснительным исполнением требований действующего законодательства со стороны руководства комиссионного магазина «Победа». Заместитель прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипина Н.Н. требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры, предварительно уведомив о времени, дате и месте рассмотрения, принять конкретные меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений; рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности ответственных должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства. ИП ФИО1 не согласен с данным представлением, считая его незаконным и необоснованным, поскольку фактическим осуществляемым видом деятельности ИП ФИО1 является 47.79 торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах, осуществляется путем заключения с физическими лицами договоров комиссии на реализацию товаров бывших в употреблении. Договоры комиссии с физическими лицами, квитанции на скупку подписывают кассиры по доверенности от имени ИП ФИО1 Товарные чеки и иные документы первичного бухгалтерского учета, связанные с осуществлением комиссионной торговли товарами, бывшими в употреблении также подписываются кассирами в соответствии с их трудовыми обязанностями. Договор комиссии считается исполненным в момент реализации товара, переданного на комиссию, по договору розничной купли-продажи в соответствии со ст.ст. 492-493 ГК РФ для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Документом, подтверждающим факт реализации, является товарный чек. Реализация товаров бывших в употреблении начинает осуществляться незамедлительно, с момента заключения договора комиссии или оформления скупочной квитанции (осуществляется предпродажная подготовка, выкладка информации о товаре на сайт, выкладка товара на витрину, при наличии свободного места). Срок, указанный в договоре комиссии отражает договоренности сторон по обязательствам комиссионного магазина перед клиентами по реализации товара. По истечении срока договора комиссии, в случае, если клиентом не предприняты действия пролонгации договора комиссии, а товар не удается реализовать, товар переходит на платное хранение комиссионному магазину. Данная мера применяется комиссионным магазином для стимулирования клиентов своевременно получать назад нереализованный товар с целью недопущения захламления помещения комиссионного магазина. Заключенные между ИП ФИО1 и гражданами договора комиссии ни кем в установленном порядке не оспорены, не признаны судом недействительными, в том числе как притворные сделки на основании ст.170 ГК РФ. Соответственно ссылка административного ответчика на тот факт, что условия договора комиссии, заключенного между ИП ФИО1 характерны для процедуры получения и возврата займа у ломбардов, считает необоснованной. Кроме того, утверждения об этом до привлечения к ответственности ИП ФИО1 по ст. 14.56 КоАП РФ является преждевременным. В части требования от ИП ФИО1 привлечь к дисциплинарной ответственности ответственных должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства и предоставить административному ответчику копию приказа о наказании, исходит из того, что это требование противоречит положениям части 1 статьи 192 ТК РФ, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя. Следовательно, у административного ответчика отсутствовали полномочия возлагать ИП обязанность по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности с представлением копии приказа о наказании. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, административный истец ИП ФИО1 просит признать незаконным представление заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ№/№ об устранении нарушений требований федерального законодательства в адрес Индивидуального предпринимателя ФИО1 Определением Железнодорожного районного суда г.Самары от 09.02.2022г. к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Прокуратура Самарской области, заместитель прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипина Н.Н. ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, суду предоставил заявление, согласно которого просил дело рассмотреть в его отсутствие и настаивал на удовлетворении административных исковых требований. Представитель административных ответчиков - прокуратуры Самарской области и прокуратуры Железнодорожного района г.Самары по доверенностям помощник прокурора Железнодорожного района г.Самары Тятюшева А.А. в судебном заседании административные исковые требования ИП ФИО1 не признала по основаниям, изложенных в письменном отзыве на административный иск, просила в их удовлетворении отказать. Административный ответчик – заместитель прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипина Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако ее неявка не является препятствием рассмотрения настоящего административного дела в ее отсутствие. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обозрев в судебном заседании материал проверки в отношении ИП ФИО1, суд полагает в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ). Административный истец в данном случае оспаривает представление заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое получено им в тот же день, то есть 24.12.2021г. Административное исковое заявление направлено в Железнодорожный районный суд г.Самары 19.01.2022г., то есть срок обращения в суд соблюден. В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В силу части 11 вышеназванной нормы закона обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Судом установлено и подтверждено как материалами административного дела, так и материалами проверки в отношении ИП ФИО1, что на основании решения заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипиной Н.Н. № от 15.12.2021г. прокуратурой района была проведена проверка по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что ИП ФИО2 осуществляет деятельность под наименованием «Комиссионный магазин «Победа» и осуществляет деятельность по заключению с гражданами договоров комиссии товара бывшего в употреблении, покупателем в данном магазине выступает ИП ФИО1, но фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, что выражается в следующих признаках: фактически денежные средства гражданам передаются непосредственно при заключении договора комиссии; форма договора комиссии предусматривает условия, являющиеся существенными условиями договора займа: наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, процентная ставка по займу, сумма вознаграждения и срок предоставления займа. Данные обстоятельства подтверждены объяснениями лиц, обратившимися в «Комиссионный магазин «Победа», ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые представили квитанции на скупленный товар. В п.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. Согласно п.1 ст.24 Закона о прокурату представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. По результатам проверки и в рамках полномочий, определенных статьями 22, 24 Закона о прокуратуре, заместителем прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипиной Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП ФИО1 было внесено представление № об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое в тот же день вручено ИП ФИО1 под роспись. Представление в описательной части содержит сведения о выявленных нарушениях закона, с указанием нарушенных норм федерального и регионального закона. Резолютивная часть представления содержит требования, предъявляемые ИП ФИО1, а именно: рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области; принять меры к устранению нарушений закона, а также причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок с приложением копий подтверждающих документов. Проанализировав само представление заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипиной Н.Н. № сот 24.12.2021г. об устранении нарушений требований федерального законодательства в адрес ИП ФИО1 и совокупность предоставленных доказательств, на основании которых оно было внесено, суд приходит к выводу, что какие-либо незаконные требования для ИП ФИО1 данный акт прокурорского реагирования не содержит, представление не обязывает его совершить конкретные действия, которые тем или иным образом затрагивали его права или законные интересы. Само по себе представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, а преследует своей целью понудить только лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Суд не принимает доводы административного истца, изложенные в административном иске, и считает их необоснованными, поскольку условиями сделки предусмотрены условия о сохранении за гражданином преимущественного права покупки данного товара на определенный срок за определенную сумму. Сам характер условий выкупа имущества свидетельствует о том, что эти договоры комиссии фактически являются договорами, заключаемыми в порядке, предусмотренном ст.358 ГК РФ, а также ст.7 ФЗ от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». Указанные обстоятельства являются свидетельствами того, что под видом заключения договоров комиссии фактически оказывались услуги по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества. Согласно положениям, ст.358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном законом о ломбардах. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются. Даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения. В соответствии с ч.2 ст.22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Согласно ст.192 ТК РФ применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя. Вместе с тем, в представлении указано лишь на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении виновных работников к дисциплинарной ответственности, что не противоречит нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса РФ. Указанные требования не носят императивный, обязательный для исполнения характер. Таким образом, административным истцом не доказано нарушение каких-либо прав и свобод, за защитой которых он обратился, связанное вынесением в его адрес оспариваемое представление, и не представлены какие-либо подтверждающие данное обстоятельство доказательства, само по себе представление заместителя прокурора не может рассматриваться, как нарушение прав и свобод административного истца. А, исходя из положений ст. 3, ст. 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий/бездействий и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права истца. Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий/бездействий закону и нарушение оспариваемым действием прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административные исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к прокуратуре Самарской области, прокуратуре Железнодорожного района г.Самары, заместителю прокурора Железнодорожного района г.Самары Антипиной Н.Н. о признании незаконным представления заместителя прокурора <адрес> от 24.12.2021г. № об устранении нарушений требований федерального законодательства в адрес ИП ФИО1, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд в течении одного месяца с момента составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 05 марта 2022 года. Председательствующий судья подпись Л.М. Кривоносова Копия верна: Судья |