ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7436/18 от 30.08.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-7436/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 30 августа 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Леоновой И.М.,

с участием старшего помощника прокурора Вологодского района Вологодской области Медведчиковой А.М.,

при секретаре Стариковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вологодского района Вологодской области к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о признании информации, размещенной в информационного – телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Вологодского района Вологодской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой Вологодского района Вологодской области проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на странице сайта с URL-адресом: <адрес> размещены предложения о незаконном взломе страниц в социальных сетях «Интернет».

Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.

Просит признать информацию, размещенную в сети с URL-адресом: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Вологодского района Вологодской области Медведчикова А.М. требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствии.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 272 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации. Кроме того, статьей 138 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Распространение информации, размещенной в сети URL-адресом: <адрес> связано с предложением о незаконном взломе страниц в социальных сетях «Интернет».

Вход на данные сайты является свободным, специальных познаний не требуется.

Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанном сайте.

Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 , полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по URL-адресу: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2018 года.