ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7436/20 от 10.02.2021 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-806/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Краснодар 10 февраля 2021 года

Советский районный суд города Краснодара в составе:

судьи Арестова Н.А.

при секретаре Бесштанных В.А.

с участием представителя административного ответчика Позднякова Е.В. действующего на основании доверенности от 19.01.2021г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о признания бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику и просит признать незаконным бездействие органа исполнительной власти в нарушении сроков принятия решения по предложения организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков; признать решение органа исполнительной власти в уклонении от принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности незаконным.

В обосновании заявленных требований указали, что административный истец обратился к административному ответчику с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик принял решение с нарушением предусмотренного срока и без указания причин, послуживших основанием для принятия такого решения, что не соответствует требованиям профильного законодательства. Обязанность доказывания законности бездействия органов, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган. Указанные органы, организации и должностные лиц; обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы. Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.3 ст.11 федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Благотворители г.Москвы (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945». Государством гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЭ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"). Наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения административный ответчик уклоняется от принятия решения о принятии либо в отказе принятия предложения организатора добровольческой деятельности в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке. Бездействие административного ответчика нарушает статью 33 Конституции РФ; решение не соответствует статье 39 Конституции РФ и пункту 25 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 N Пр-38ГС). «Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми» (п.3 ст. 15 федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"). Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика по доверенности Поздняков Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, суду пояснил, что письмо от 24 июля 2020 г. № 02324 административного истца в адрес министерства не поступало.

Административный истец не обращался в министерство с уточнением о ходе рассмотрения его обращения или с уточнением причин не поступления ответа по его обращению. Административный истец неоднократно обращался в адрес министерства с предложение о проведении вебинара (просветительского мероприятия) «Военный заем 1942-1945», однако в обращениях отсутствовали сведения о содержании программы, временных затратах, требования и категорию участников, механизм реализации и взаимодействия с участниками. В связи с чем административному истцу давались разъяснения о порядке взаимодействия министерства, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями утвержденном приказом министерства от 23 января 2020 г. № 230. Также с целью определения возможных сроков и объемов работ (оказания услуг) в рамках просветительского мероприятия «Военный заем 1942-1945» административного истца министерство просило представить более подробное описание выше указанного мероприятия. Согласно подпункту «к» пункта 1 Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 г. № Пр-38ГС пункт 25 на который ссылается административный истец применим в сфере труда и социального обслуживания и должен быть рассмотрен Правительством Российской Федерации в срок до 1 июля 2019 г. Считает, что в нем не отображены факты, устанавливающие бездействия органа государственной власти, должностных лиц, государственных служащих со стороны министерства.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного заседания установлено, что административный истец обратился к административному ответчику с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Административный ответчик принял решение с нарушением предусмотренного срока и без указания причин, послуживших основанием для принятия такого решения, что не соответствует требованиям профильного законодательства:

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЭ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N2950-p).

Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 N 2705-р).

Перечень, поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российское Федерации от 16.01.2019 N Пр-38ГС).

Обязанность доказывания законности бездействия органов, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган. Указанные органы, организации и должностные лиц; обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законные интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность бездействия, но обязаны:

указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы.

Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.3 ст.11 федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Благотворители г.Москвы (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945».

Государством гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЭ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», указано, что общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 23.01.2020 N 230 "Об утверждении порядка взаимодействия министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями и признании утратившим силу приказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 15 августа 2019 г. N 3132 "Об утверждении порядка взаимодействия министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями", пунктом 2.1, указано, что Организатор добровольческой деятельности в целях осуществления взаимодействия направляет министерству, учреждениям нарочно, почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, которое содержит следующую информацию:

фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

заявление на согласие на обработку персональных данных представлено с учетом Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами (волонтерами) в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно представленного административным истцом скриншота, следует что им было направлено в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности на тему «Военный заём 1942-1945», что подтверждается отчетом о доставке.

В соответствии с пунктом 2.2. Приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 23.01.2020 N 230, министерством, учреждениями по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимается одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

К уведомлению о принятии предложения прилагается проект соглашения, в уведомлении об отказе в принятии предложения указывается основание отказа.

В нарушении указанной нормы, административным ответчком не был дан ответ о принятии предложения или об отказе в принятии предложения, в установленные сроки, иного суду предоставлено не было.

В связи с чем требования административного истца являются законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края выраженные в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Признать незаконным решение Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края выраженное в уклонении от принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение месяца.

Судья Советского районного

суда города Краснодара Н.А. Арестов

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021 года.

Судья Советского районного

суда города Краснодара Н.А. Арестов