Дело № 2а-743/19
73RS0025-01-2019-000898-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2019 года Ульяновская область, р.п. Чердаклы
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Каляновой Л.А.,
при секретаре Максимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чердаклинского района в интересах Российской Федерации, а так же в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить исполнения законодательства в сфере охраны использования лесов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, а так же в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить исполнения законодательства в сфере охраны использования лесов. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, по результатам которой выявлены нарушения требований закона. Установлено, что в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями ст.ст. 53.8 ЛК РФ при Минприроды Ульяновской области создано специализированное областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (далее ОГБУ «Пожарная безопасность») для осуществления функций по тушению лесных пожаров и выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным зданием. ОГБУ «Пожарная безопасность» имеет 19 структурных подразделений на территории 17 лесничеств Ульяновской области, в том числе одно подразделение на территории Чердаклинского района, а именно пожарно-химическая станция 1 типа «Красный Яр» (далее – ПХС), находящаяся в ведении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области. Деятельность ПХС заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а так же для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. При этом проверка показала, что в пожарно-химической станции «Красный Яр» в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, отсутствуют следующие средства пожаротушения: автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т: тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с.; лодка моторная на 4-5 чел., с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг; звуковещательное устройство, передвижное или переносное. Кроме того, в нарушение подраздела 4 раздела 6 приказа Положение о ПХС гараж, в котором хранится автоцисцерна АЦ (Л)-1.0-30 на базе ГАЗ, не отапливается. Ранее по данному факту прокуратурой района в адрес начальника ОГБУ «Пожарная безопасность» вносилось представление об устранении нарушений закона, однако, как показывала проверка, нарушения не были устранены. Из представленного на акт прокурорского реагирования ответа ОГБУ «Пожарная безопасность» сообщило, что требования прокурора района выполнены не в полном объеме, до настоящего времени меры по укомплектованности ПХС не приняты, поскольку Положения о ПХС носят рекомендательный характер. Между тем, неукомплектование ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель прокуратуры Чердаклинского района в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании помощник прокурора Лобачева Е.В. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, в суд представил обоснованный отзыв в котором с иском прокурора Чердаклинского района не согласился, указав, что в соответствии с ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, его форма и нормативы обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, нормативы обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарными снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров утверждены распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р. В соответствии с п. 2 указанного распоряжения реализация настоящего распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, обеспеченность пожарно-химической станции необходимой пожарной техникой, инвентарем и оборудованием должна соответствовать вышеназванному правовому акту, а не требованиям Приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» (положение о ПХС). Кроме того, в Приложении № 2 Положения о ПХС приведен примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, т.е. данное положение носит рекомендательный характер. Просило в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика ОГБУ «Пожарная безопасность» в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что требования прокурора не обоснованы ввиду того, что обеспеченность ПХС «Красный Яр» лесопожарной техникой, инвентарем и оборудованием должна соответствовать требованиям установленным в распоряжении Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, а не Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях».
Суд в соответствие со ст. 167 ГК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 к мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Из ч. 5 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к обеспечению средствами предупреждения тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019-2028 г.г.» в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями ст. 53.8 ЛК РФ при Министерстве природы и цикличной экномики Ульяновской области создано специализированное областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» по осуществлению функций по тушению лесных пожаров и для выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием.
ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» имеет 19 обособленных структурных подразделений пожарно-химические на территориях 17 лесничеств Ульяновской области, в том числе, одно подразделение на территории МО «Чердаклинский район» - ПХС «Красный Яр», находящаяся в ведении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, расположенная по адресу: <...><...>, по направлению на юг.
Деятельность ПХС заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а так же для выполнения работ по тушению леса от пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области проведена проверка на предмет исполнения законодательства в сфере лесопользования.
Согласно п. 3 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167, ОСП ПХС первого типа образуют в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Станция обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории; оснащается специализированной лесной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем.
В соответствии с п. 6 раздела 4 Положения о ПХС в ОСП, ПХС должна обеспечиваться постоянна готовность техники к незамедлительному выезду на пожар.
Между тем, в ходе указанной проверки установлено, что вопреки приложению № 2 к п. 1 разделу 2 приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», в обособленном структурном подразделении ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» ПХС «Красный Яр» штат работников укомплектован на 1/3; гараж, в котором хранится автоцисцерна АЦ (Л)-1.0-3.0 на базе ГАЗ, не отапливается; отсутствуют следующие средства пожаротушения: автомобиль бортовой повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т: тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с.; лодка моторная на 4-5 чел., с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг; звуковещательное устройство, передвижное или переносное.
15.03.2019 в адрес директора ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» вынесено представление № 07-01-2019 с требованием о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере охраны и использования лесов и оборота древесины.
Согласно ответу ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» на указанное представление, требования выполнены не в полном объеме и не в полном объеме выполнены меры по укомплектованности ОСП ПХС «Красный Яр».
Доказательств обратного не установлено.
Не полное укомплектование ОСП ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожение растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора Чердаклинского района подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить исполнения законодательства в сфере охраны использования лесов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности», выразившееся в необеспечении пожарно-химической станции «Красный Яр» необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованием приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.
Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обеспечить пожарно-химическую станцию «Красный Яр», расположенную в Чердаклинском районе, необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Калянова