ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-743/20 от 28.12.2020 Славгородского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-743/2020

УИД: 22RS0012-01-2020-001636-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Славгород

28 декабря 2020 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Нелиной Е.Н.,

при секретаре Давлетовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации г. Славгорода Алтайского края к заместителю начальника территориального отдела НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю М.А.Л. о признании незаконным отказа в продлении сроков исполнения предписания и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Славгорода Алтайского края обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника территориального отдела НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю М.А.Л. о признании незаконным отказа в продлении сроков исполнения предписания и возложении обязанности.

В обоснование иска указано, что 24 июня 2019 года территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 5 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю проведена проверка выполнения обязательных требований пожарной безопасности администрацией города Славгорода Алтайского края, в ходе которой выявлен ряд нарушений, составлен акт проверки № 162 от 12 июля 2019 года.

На основании акта проверки № 162 от 12 июля 2019 года вынесены предписания 162/1/110, 162/1/111, 162/1/112, 162/1/113, 162/1/114, установлен срок для устранения нарушений до 15 сентября 2020 года.

По состоянию на 14 сентября 2020 года выявленные нарушения устранены не полном объеме, в связи с отсутствием дефицитом денежных средств в бюджете города. Вместе с тем, на 2021 год выделены денежные средства для устранения нарушений, ведется разработка проектно-сметной документации.

14 сентября 2020 года администрация города Славгорода Алтайского края обратилась к заместителю начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю - начальнику управления НО и полковнику внутренней службы Н.А.В. с ходатайством о продлении сроков исполнения предписаний. В переносе сроков было отказано о чем администрации города Славгорода сообщено 06 октября 2020 года.

Администрация города Славгорода считает данный отказ не обоснованным и законным, обратилась с настоящим иском в суд и с учетом уточненных требований от 21.12.2020 ( л.д.126), просит суд:

-признать незаконными отказ заместителя начальника ТО НДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю майора внутренней службы М.А.Л. в продлении сроков для исполнения: пунктов 2, 4, 10, 12, 16-22 предписания № 162/1/109 от 12.07.2019, пунктов 1,2, предписания № 162/1/110 от 12.07.2019 г., пунктов 1,2, предписания X® 162/1/111 от 12.07.2019 г., пунктов 1,2,4,5,8,9 предписания № 162/1/112 от 12.07.2019 г., пунктов 1,2,5,6,10 предписания № 162/1/113 от 12.07.2019 г., пунктов 1,2,5,7,9 предписания № 162/1/114 от 12.07.2019;

- обязать заместителя начальника ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России Алтайскому краю М.А.Л. продлить срок исполнения:

пунктов 2,4,10, 12, 16-22 предписания № 162/1/109 от 12.07.2019;

пунктов 1,2 предписания № 162/1/110 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2 предписания № 162/1/111 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2,4,5,8,9 предписания № 162/1/112 от 12.07.2019г.;

пунктов 1,2,5,6,10 предписания № 162/1/113 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2,5,7,9 предписания № 162/1/114 от 12.07.2019г.

Определением Славгородского городского суда Алтайского края от 04 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций по Алтайскому краю.

В судебном заседании представитель административного истца П.Т.П. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании заместитель начальника ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России Алтайскому краю М.А.Л. административный иск не признал.

В судебное заседание представитель главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Алтайскому краю не явились, извещены надлежащим образом, о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В письменном отзыве на иск заместитель начальника территориального отдела НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю М.А.Л. указал, что основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. При направлении ходатайств о продлении сроков исполнения предписаний администрацией города Славгорода Алтайского края документы, подтверждающие регистрацию органа местного самоуправления с правами юридического лица, представлены не были (л.л.д.106 -107).

Исследовав материалы дела, разрешая дело, оценив указанные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Положениями п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны

Аналогичное правило закреплено в пп. «е» п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 и п. 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644.

В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

На основании акта проверки №162 от 12.07.2019 в отношении администрация г.Славгорода Алтайского края главным государственным инспектором территориального отдела НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Б.В.В. 12.07.2019 были вынесены предписания №№162/1/109, 162/1/110, 162/1/111, 16/1/112, 162/1/113, 162/1/114 по устранению требований пожарной безопасности (л.л.д.47-63,76-78).

09.09.2020 и 14.09.2020 администрация г. Славгорода обратилась к ГУ МЧС России по Алтайскому краю с ходатайствами о продлении сроков исполнения вышеуказанных предписаний от 12.07.2019 (л.л.д. 79,83).

По распоряжению ГУ МЧС России по Алтайскому краю указанные ходатайства были переданы заместителя начальника ТО НДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю майору внутренней службы М.А.Л.

Рассмотрев вышеназванные ходатайства, заместитель начальника ТО НДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю майор внутренней службы М.А.Л. по результатам рассмотрения в продлении сроков исполнения предписаний отказал (л.л.д. 64 -74).

Из материалов дела усматривается, что в пятнадцатидневный срок с момента получения акта проверки и предписаний, администрация г. Славгорода Алтайского края не выразила возражений относительно срока устранения недостатков, указанных в предписаниях № 162/1/109 от 12.07.2019, № 162/1/110 от 12 июля 2019 года, № 162/1/111 от 12 июля 2019 года, № 162/1/112 от 12 июля 2019 года, № 162/1/113 от 12 июля 2019 года и № 162/1/114 от 12 июля 2019 года.

В соответствии с статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация, как юридические лица, действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Согласно ч. 3 ст. 46 Устава муниципального образования город Славгород Алтайского края администрация города обладает правами юридического лица и действует на основании Устава.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 238 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена обязанность органов государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления (внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер).

Пунктом 11 названного Постановления установлено, что Положения пунктов 1 - 10 настоящего постановления не применяются исключительно к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами, а также к проверкам, проводимым в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".

Доводы административного ответчика о том, что при направлении ходатайств о продлении сроков исполнения предписаний администрацией города Славгорода Алтайского края документы, подтверждающие регистрацию органа местного самоуправления с правами юридического лица, представлены не были, суд не принимает во внимание, поскольку указанные документы могли быть истребованы у администрации г. Славгород, могла быть истребована выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно выписки из указанного реестра, полученной судом посредством сети Интеренет, администрация города Славгорода Алтайского края зарегистрирована в названном реестре (л.д.84-105).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает что отказ заместителя начальника ТО НДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю М.А.Л. в продлении сроков для исполнения вышеуказанных предписаний является незаконным.

Поскольку не суд, а инспектор ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС устанавливал срок для исполнений предписаний, то следует возложить обязанность на заместителя начальника ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России Алтайскому краю М.А.Л. рассмотреть вопрос о продлении сроков исполнения указанных предписаний с учетом специфики нарушений и проведения необходимых работ (разумного срока).

Учитывая, что в ходатайствах от 09.09.2020 и 14.09.2020 администрация г. Славгорода обращалась к ГУ МЧС России по Алтайскому краю с ходатайствами о продлении сроков исполнения вышеуказанных предписаний от 12.07.2019 не в полном объеме, а конкретно по пунктам предписаний, то административный иск, с учетом указанных ходатайств подлежит удовлетворению частично (л.л.д. 79,83).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации г. Славгорода Алтайского края к заместителю начальника ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России Алтайскому краю М.А.Л. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ заместителя начальника ТО НДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю майора внутренней службы М.А.Л. в продлении сроков для исполнения:

пунктов 10, 12, 16, 17, 19-22 предписания № 162/1/109 от 12.07.2019;

пунктов 1 предписания № 162/1/110 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2 предписания № 162/1/111 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2,4,5 предписания № 162/1/112 от 12.07.2019г.;

пунктов 1,2,5,6,10 предписания № 162/1/113 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2,5,7,9 предписания № 162/1/114 от 12.07.2019г.

Возложить обязанность на заместителя начальника ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России Алтайскому краю М.А.Л. рассмотреть вопрос о продлении сроков исполнения:

пунктов 10, 12, 16, 17, 19-22 предписания № 162/1/109 от 12.07.2019;

пунктов 1 предписания № 162/1/110 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2 предписания № 162/1/111 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2,4,5 предписания № 162/1/112 от 12.07.2019г.;

пунктов 1,2,5,6,10 предписания № 162/1/113 от 12.07.2019 г.;

пунктов 1,2,5,7,9 предписания № 162/1/114 от 12.07.2019г.

Административный иск администрации г. Славгорода Алтайского края к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Алтайскому краю и в остальной части к заместителю начальника ТО НДиПР № 5 УНДиПР ГУ МЧС России Алтайскому краю М.А.Л. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения 30 декабря 2020 года.

Председательствующий Е.Н. Нелина