ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-744/2016 от 20.01.2016 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу а-744/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2016 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи: Прокуда О.А.

при секретаре: Головановой А.И.

с участием ст.помощника прокурора КВО Козловой Т.А.

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по административному иску регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае к участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, Территориальной избирательной комиссии Карасунской о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия обратилось в суд с административным исковым заявлением об обязании участковых избирательных комиссий № в присутствии сторон административного дела провести повторный подсчет голосов и внести соответствующие изменения в протоколы комиссий об итогах голосования, признании результатов голосования по выборам депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и главы администрации (губернатора) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ на избирательных участках № недействительными и отмене решения (протоколов) участковых избирательных комиссий №, ТИК Карасунская г. Краснодара об итогах голосования, отмене решения ТИК Карасунская г. Краснодара по избирательному округу о результатах голосования по выборам депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ, обязании ТИК Карасунская г. Краснодара внести соответствующие изменения в итоговый протокол и сводную таблицу результатов голосования по избирательному округу по выборам депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и главы администрации (губернатора) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что 13.09.2015г. в Краснодарском крае состоялись выборы главы администрации (губернатора) Краснодарского края и депутатов представительных муниципальных органов. Кандидатом на должность губернатора Краснодарского края от избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае» был зарегистрирован Руденко А.В., который также возглавил партийный список на выборах депутатов Думы Краснодара шестого созыва. Процедура голосования сводилась к тому, что избирателям выдавалось три бюллетеня: за кандидатов на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края, за муниципальные списки от избирательных объединений, и за одномандатников. Ознакомившись с официальными данными итогов голосования по ТИК Карасунская города Краснодара, территории, соответствующей ОИО , административному истцу стало известно о том, что за региональное отделение Политической партии Справедливая Россия по выборам депутатов городской Думы Краснодара на данном избирательном округе было отдано <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%. В то время как, в сравнении с каждым избирательным участком по другим кандидатам, было выяснено следующее: На избирательном участке за партию Справедливая Россия был подан <данные изъяты> голос или <данные изъяты> %, за муниципальный список, который возглавлял А.В. Руденко. За кандидата же на должность губернатора от партии Справедливая Россия А.В. Руденко подано <данные изъяты> голосов, или <данные изъяты>%. При получении каждым избирателем бюллетеней для голосования по партийным спискам и по кандидатам в губернаторы от политических партий, отдавая большее предпочтение одной из партий, избиратель автоматически голосует и за их кандидатов по другим позициям. Погрешность составила более <данные изъяты>%, что вызывает сомнение в правильности соблюдения процедуры подсчета голосов на данном избирательном участке. Аналогичная ситуация сложилась и на других избирательных участках. На избирательном участке за партию Справедливая Россия подано <данные изъяты> голосов, что составляет <данные изъяты> %, в то время как за возглавляющего партийный муниципальный список кандидата в губернаторы Руденко А.В. подано <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%. На избирательном участке за муниципальный партийный список подан 321 голос или 35,5%; за кандидата на должность губернатора А.В. Руденко — 25 голосов или 2,77%. На избирательном участке за муниципальный список подано 230 голосов или 31,99%; за кандидата на должность губернатора А.В. Руденко, возглавляющего муниципальный список, - <данные изъяты> голоса или <данные изъяты> %. На избирательном участке за муниципальный список подано <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%; за кандидата А.В. Руденко — <данные изъяты> голос или <данные изъяты>%. На избирательном участке за муниципальный список подано <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%; за кандидата А.В. Руденко — <данные изъяты> голосов или <данные изъяты> %. На избирательном участке за муниципальный список кандидатов подано <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%; за кандидата в губернаторы А.В. Руденко — <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%. На избирательном участке за муниципальный список подано <данные изъяты> голоса или <данные изъяты>%; за кандидата А.В. Руденко — <данные изъяты> голоса или <данные изъяты>%. Кандидат от партии Справедливая Россия по одномандатному округу Кузнецов В.Н. набрал всего <данные изъяты> голосов или <данные изъяты>%, что так же вызывает сомнение в правильности проведения подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями, поскольку общее количество голосов на этом округе за партию Справедливая Россия составил <данные изъяты> или <данные изъяты>%. То есть, за Кузнецова было подано большее количество голосов, чем за кандидата в губернаторы Руденко (<данные изъяты> голоса), возглавляющего муниципальный список. По результатам голосования на вышеуказанных избирательных участках были составлены протоколы участковых комиссий об итогах голосования, первый экземпляр которых с соответствующей документацией передан в ТИК Карасунская города Краснодара для подготовки сводной таблицы и протокола об итогах голосования (о результатах выборов). Произведенный, таким образом, участковыми избирательными комиссиями № ТИК Карасунская города Краснодара подсчет голосов, не отражает действительную волю избирателей. Участковыми избирательными комиссиями были допущены нарушения порядка голосования, в том числе подсчета голосов и установления итогов голосования на участках, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, проживающих на данных участках. На основании этих некорректных данных территориальной избирательной комиссией Карасунская города Краснодара внесены сведения в сводную таблицу по территориальному округу, что в совокупности нарушило активное и пассивное избирательное право граждан Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Воловик О.Н. на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административный ответчиков по доверенности Балабин Р.Ю. против административного иска возражал, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен установленный законом десятидневный срок на обращение с заявлением о признании результатов выборов недействительными.

Представитель административного истца возражала против заявленного представителем административных ответчиков ходатайства, считает, что по предъявленному региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае иску, в котором оспариваются результаты выборов, предусмотрен трехмесячный срок для обращения в суд.

Старший помощник прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара в своем заключении полагает, что административное исковое заявление подано в суд с нарушением установленного законом десятидневного срока.

Выслушав стороны, заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска и исходит из следующего:

В соответствии с частями 2, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования, указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причины его пропуска, аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 138 и частью 5 статьи 180 КАС РФ, при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства, аналогичные положения закреплены в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Оценивая возражения представителя административного истца против заявления представителя ответчиков о пропуске сокращенного 10-ти дневного срока для обращения в суд, и полагающего, что по предъявленным требованиям предусмотрен трехмесячный срок, суд исходит из следующего:

Статьей 240 КАС РФ, а также статьями 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные) с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, продолжительность которых зависит от стадии избирательной компании, компании референдума и от характера предъявленных требований.

В силу ч. 3 ст. 78 указанного закона, заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 51-ФЗ)

Как следует из текста административного иска, предъявленного региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае (л.д.), поддержанного в судебном заседании представителем истца, оспариваются результаты, то есть итоги голосования выборов депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и главы администрации (губернатора) Краснодарского края, проходившие ДД.ММ.ГГГГ Заявленное требование об отмене решения ТИК Карасунская г. Краснодара по избирательному округу , внесении соответствующих изменений в итоговый протокол и сводную таблицу результатов голосования, также касается итогов голосования.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчиков, само по себе обращение с административным иском к участковым избирательным комиссиям и ТИК, которые не принимают решений по результатам выборов, подтверждает несогласие с итогами голосования, срок предъявления в суд заявления об отмене которых установлен в 10 дней. Оценивая доводы участвующих в деле лиц относительно сроков подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав, суд находит установленным факт пропуска сокращенного 10 дневного срока обращения в суд. Применяя к требованиям регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае указанный сокращенный срок, суд исходит из существа заявленных требований, а именно: оспаривания итогов голосования выборов депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и главы администрации (губернатора) Краснодарского края, проходивших ДД.ММ.ГГГГ

При этом, суд учитывает, что заявленное требование об оспаривании итогов голосования является первичным в результатах выборов. Применительно к заявленном в настоящем административном иске требованиям, суд учитывает компетенцию участковых избирательных комиссий, предусмотренную пунктами з) и и) ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые проводят подсчет голосов, устанавливают итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляют протокол об итогах голосования и передают его в территориальную комиссию; объявляют итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдают заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования. Сам по себе факт предъявления административного иска к административным ответчикам: участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, Территориальной избирательной комиссии Карасунской, свидетельствует о несогласии с решением избирательной комиссии об итогах голосования. В силу ч.2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

В судебном заседании установлено, что протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № подписаны членами комиссий 13-ДД.ММ.ГГГГ, протокол территориальной избирательной комиссии Карасунская г.Краснодара об итогах голосования подписан членами комиссии ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает установленным, что срок для подачи административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, истек ДД.ММ.ГГГГг. Административное исковое заявление регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае поступило в Советский районный суд гор. Краснодара ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока.

На основании изложенного, ст. 240 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае к участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, участковой избирательной комиссии ТИК Карасунская г. Краснодара, Территориальной избирательной комиссии Карасунской об обязании провести повторный подсчет голосов и внести соответствующие изменения в протоколы комиссий об итогах голосования, признании результатов голосования по выборам депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и главы администрации (губернатора) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ на избирательных участках № недействительными и отмене решения (протоколов) участковых избирательных комиссий № ТИК Карасунская г. Краснодара об итогах голосования, отмене решения ТИК Карасунская г. Краснодара по избирательному округу о результатах голосования по выборам депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ, обязании ТИК Карасунская г. Краснодара внести соответствующие изменения в итоговый протокол и сводную таблицу результатов голосования по избирательному округу по выборам депутатов городской Думы Краснодара шестого созыва и главы администрации (губернатора) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд гор. Краснодара в течение месяца.

Судья: