№2а-745/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 11 мая 2021 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Мельник Н.С., с участием административного истца помощника прокурора <адрес>Ц.Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на сети теплоснабжения,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным иском к администрации ГП «<адрес>» в котором указывает, что прокуратурой города в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части постановки на учет бесхозяйных объектов коммунального комплекса, по результатам которой установлено, что на территории <адрес> расположены бесхозяйные объекты коммунального комплекса в виде сетей теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, электрических сетей.
Прокурором <адрес> в адрес главы администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, в котором предложено принять меры к устранению допущенных нарушений закона, в том числе обеспечить проведение мероприятий по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Республики Саха (Якутия) объектов имеющих признаки бесхозяйного имущества, в частности: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №, (согласно сведениям МИЗО поставлены на учет в качестве безхозяйных ДД.ММ.ГГГГ); - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №, (согласно сведениям МИЗО поставлены на учет в качестве безхозяйных ДД.ММ.ГГГГ); - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №, (согласно сведениям МИЗО поставлены на учет в качестве безхозяйных ДД.ММ.ГГГГ) с целью последующего признания права муниципальной собственности, в сроки установленные законодательством. Требования прокурора <адрес> администрацией <адрес> не исполнено, указанные объекты на учет не поставлены. Просит признать незаконным бездействие администрации ГП «<адрес>» по регистрации права собственности на сети теплоснабжения, расположенные по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №. Обязать администрацию ГП «<адрес>» зарегистрировать право собственности на сети теплоснабжения, расположенные по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании помощник прокурора Ц.Е.Ю. на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации ГП «<адрес>» в судебном заседании не участвовал.
Суд, на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части постановки на учет бесхозяйных объектов коммунального комплекса, по результатам которой установлено, что на территории <адрес> расположены бесхозяйные объекты коммунального комплекса в виде сетей теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, электрических сетей.
Прокурором <адрес> в адрес главы администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, предложено принять меры к устранению допущенных нарушений закона, в том числе обеспечить проведение мероприятий по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Республики Саха (Якутия) объектов имеющих признаки бесхозяйного имущества.
Письмом заместителя главы муниципального образования городского поселения «<адрес>» Т.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о рассмотрении представления, следует, что в <адрес> о выявлении и постановке на учет объектов бесхозяйного имущества (электрические сети) подтверждается, что на территории муниципального образования ГП «<адрес>» имеются бесхозяйные объекты коммунального комплекса, а именно: тепловые сети в количестве 20 шт. и воздушные линии в количестве 11 шт. Указанные объекты состоят на учете в Поселковой администрации Серебряный Бор с февраля 2020 как бесхозные.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения, в том числе освещение улиц, озеленение территории и др.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Между тем, из материалов дела следует, что Администрация ГП «<адрес>» с заявлением о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества не обращалась.
При этом суд учитывает, что отсутствие собственника объектов недвижимости – тепловых сетей расположенных по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №, приводит к отсутствию контроля за их состоянием, соблюдением норм и правил при эксплуатации.
Несвоевременная регистрация бесхозяйных объектов в виде тепловых сетей расположенных по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №, может повлечь нарушение интересов неопределенного круга лиц, поскольку электрические и тепловые сети обеспечивают электроэнергией и теплоэнергией жилые дома, находящиеся на территории поселения, и вследствие отсутствия собственника данных сетей, не осуществляется их обслуживание, что представляет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, поскольку орган местного самоуправления – Администрации ГП «<адрес>» необходимых мер по подаче заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в виде, тепловых сетей расположенных по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №, не принимает, суд признает бездействие Администрации ГП «<адрес>» в этой части незаконным, и считает необходимым возложить на ответчика обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного имущества.
Таким образом, суд считает требования заместителя прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неограниченного круга лиц к Администрации городского поселения «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на сети теплоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «<адрес>» по регистрации права собственности на сети теплоснабжения, расположенные по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №.
Обязать администрацию ГП «<адрес>» зарегистрировать право собственности на сети теплоснабжения, расположенные по адресам: - <адрес>, коттедж №, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №; - <адрес>, коттедж №, <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: А.А. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.