Дело № 2а- 7476/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Камашевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью « ВолгаМетФинанс» к Администрации муниципального образования « город Ижевск» о признании незаконным постановления от 23 августа 2017 года № 369 « Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск»,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью « ВолгаМетФинанс» ( далее- ООО « ВолгаМетФинанс», административный истец, Общество ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования « город Ижевск» ( далее- Администрация МО « город Ижевск», административный ответчик) об оспаривании постановления Администрации г.Ижевска от 23 августа 2017 года № 369 « Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск» ( далее- оспариваемое Постановление, Постановление № 369 от 23.08.2017 г.).
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт является незаконным в связи тем, что не соответствует положениям п.5.8 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ( далее- Закон « о рекламе»). Так, в разделе 3 «Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск», утвержденной оспариваемым Постановлением, технические характеристики рекламных конструкций ( далее- РК) в нарушение указанного пункта федерального закона не указаны, при том к техническим характеристикам ошибочно отнесены типы и виды РК. Однако к техническим характеристикам РК относятся такие показатели как фундамент для установки РК, материал, применяемый при изготовлении РК, высота/ширина/толщина или диаметр несущих опор РК, порядок крепления на несущие опоры информационного поля для различных видом и типов РК, расстояние о проезжей части, иных объектов городской инфраструктуры. Эти же требования касаются согласования» обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности», включая, например, цветовую гамму опор и информационных полей РК, и иные вопросы.
Указанные нарушения касаются всех ПК, указанных в Постановлении, в связи с чем оно является незаконным в полном объеме и подлежит признанию недействующим.
Кроме того, в Постановлении по непонятной причине количество «разрешенных» РК значительно меньше ( примерно на 660 единиц), какого-либо обоснования почему одни места РК вошли в схему, а другие нет, не содержится. Более того, отсутствует какой-либо порядок по внесению РК в схему размещения РК и каким образом это должно производится, не указано какие муниципальные и/или государственные органы, которые должны производить эту деятельность.
Административный истец является лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью в области наружной рекламы, и полагает, что данным Постановлением нарушаются его законные права и интересы, создаются препятствия к осуществлению этих прав и реализации законных интересов. Так, принадлежащие административному истцу РК, расположенные по адресам:
1. <адрес> (паспорт рекламного места <номер>);
2. <адрес> (паспорт рекламного места <номер>);
3. <адрес> (паспорт рекламного места <номер>), не вошли в данную схему по оспариваемому Постановлению.
В связи с чем административный истец просил признать незаконным и недействующим Постановление № 369 от 23.08.2017 г.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности ( юридическое образование которого подтверждено дипломом <номер> УдГУ от <дата> рег. <номер>) просил признать незаконным и недействующим Постановление № 369 от 23.08.2017 г. с момента его принятия. Суду дал пояснения аналогичные изложенному в административном иске, кроме того, пояснил, что фактически в оспариваемом Постановлении не указаны типы и виды РК. ГОСТ, указанный в Постановлении описывает общие условия отнесенные к безопасности дорожного движения. Ранее составлялись паспорта рекламных конструкций, которые утверждались Администрацией г. Ижевска, но после принятия Закона « О рекламе» паспорта РК фактически не применяются. Процедура принятия Постановления № 369 от 23.08.2017 г. административным истцом не оспаривается. В данном Постановлении не определены технические характеристики РК, например такие как, материал опор, а также в нарушение антимонопольного законодательства не определен порядок установления новых мест РК для включения в схему. Полагает, что схема размещения РК должна содержать технические условия без отсылки к другим нормативным актам. Общество участвует в деятельности по установке рекламных конструкций, оспариваемым Постановлением нарушены его права, так как не понятно по каким техническим критериям устанавливать РК.
Представитель административного ответчика Администрации МО « город Ижевск» ФИО2, действующая по доверенности (юридическое образование подтверждено дипломом <номер> ГОУ ВПО «УдГУ» рег. <номер> от <дата>),административный иск не признала, представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. В судебном заседании поддержала письменные возражения.
Представитель административного ответчика Администрации МО « город Ижевск» ФИО3, действующий по доверенности (юридическое образование подтверждено дипломом <номер> ГОУ ВПО « Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» рег. <номер> от <дата>), суду пояснил, что административный иск не подлежит удовлетворению, т.к. оспариваемый нормативный акт принят с соблюдением установленной процедуры, в пределах компетенции, опубликован в установленном порядке, права административного истца не нарушаются оспариваемым актом. Суду пояснил, что в оспариваемом Постановлении имеется ссылка на нормативные документы, содержащие технические характеристики, виды РК. Оспариваемое Постановление содержит ссылку на содержащие требования по объему и количеству технических характеристик нормативные акты и технические стандарты: на решение Городской Думы от 27.06.2013 г. № 458 « Об утверждении Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске» ( далее- Правила № 458), ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поседений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» ( далее- ГОСТ по рекламе). Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № Д22-577 раскрывает понятие технических характеристик как совокупность технических ( физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличать один товар от другого. Схема размещения РК содержит вид, тип и размер конструкций. Закон « О рекламе» не содержит ни объем, ни количество технических характеристик, которые должны быть указаны, следовательно, орган местного самоуправления может самостоятельно определять объем и состав технических характеристик. Обжалуемое Постановление утверждает только схему размещения РК, и она не может и не должна содержать обоснование не включения в нее каких-либо рекламных мест. Также Закон « О рекламе» не предполагает, что в схеме размещения РК должен быть разъяснен порядок внесения рекламных мест и какие органы уполномочены это делать, такие вопросы урегулированы другими нормативными актами, в том числе Правилами № 458. Для размещения РК требуется согласие с сетевыми организациями. Относительно некоторых мест имеется отказ сетевых организаций.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее- Закон № 131-ФЗ) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 6 ст. 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона « О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ст. 24 Устава муниципального образования « город Ижевск» ( далее- Устав города Ижевска), принятого решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 г. № 333, Администрация г. Ижевска является органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 38 Устава города Ижевска Администрация г. Ижевска( исполнительно-распорядительный орган) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики. В соответствии со ст. 35 Устава города Ижевска высшим должностным лицом муниципального образования « город Ижевск» является глава муниципального образования « город Ижевск».
Решением Городской Думы города Ижевска от 08.10.2015 г. № 3 Главой муниципального образования « город Ижевск» избран ФИО4.
Решением Городской Думы № 458 от 27.06.2013 г. утверждены Правила регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске ( далее - Правила № 458).
Согласно п. 4.3.6 Правил № 458 схема размещения рекламных конструкций на территории города Ижевска разрабатывается и утверждается Администрацией города Ижевска.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 44 Устава города Ижевска к полномочиям Администрация г. Ижевска относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций.
Пунктом 2.8 Положения об Управлении по наружной рекламе и информации, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 г. № 333, разработка схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск», а также разработка изменений в Схему в порядке, установленном Законом « О рекламе» возложена на Управление по наружной рекламе и информации Администрации г. Ижевска.
Согласно ст. 52 Конституции Удмуртской Республики высшим исполнительным органом власти Удмуртской Республики является Правительство Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02.06.2014 г. № 218 « О порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Удмуртской Республики на предварительное согласование схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Удмуртской Республики, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и вносимых в них изменений.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 25.07.2017 г. № 1345-р « О согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск» утверждено сводное заключение № 40 о согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск».
Частями 4,5 ст. 52 Устава города Ижевска предусмотрено, что обнародование решения Городской думы осуществляется Главой муниципального образования « город Ижевск» путем его размещения ( опубликования) на официальном сайте муниципального образования « город Ижевск» в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет». Постановление в течение трех дней с момента его подписания направляется Главой муниципального образования « город Ижевск» для его размещения ( опубликования) на официальном сайте. Размещение ( опубликование) Постановления на официальном сайте осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания Главой муниципального образования « город Ижевск».
Оспариваемое Постановление было опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» 24.08.2017 г. ( сайт www.izn.ru ).
Таким образом, оспариваемое Постановление носит нормативный характер, поскольку принято органом местного самоуправления – Администрацией г.Ижевска, опубликовано в средствах массовой информации, определяет места размещения рекламных конструкций, типы, виды рекламных конструкций, содержит нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).
Из вышеуказанного следует, что указанные в подп.2 ч.8 ст.213 КАС РФ, требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления его в силу – применительно к рассматриваемому акту соблюдены.
Основанием для признания оспариваемого Постановления незаконным и недействующим, по мнению административного истца, является то, что схема размещения РК не соответствует требованиям, предъявляемым к данному документу, а именно, отсутствуют указания на технические характеристики РК, тогда как к техническим характеристикам ошибочно отнесены виды и типы рекламных конструкций.
Пунктом п.5.8 ст. 19 Закона « О рекламе» установлено, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
При этом, суд отмечает, что конкретный объем технических характеристик рекламных конструкций законом не установлен, поскольку он зависит от совокупности условий размещения рекламной конструкции, документов территориального планирования, с целью обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.
Постановление № 369 от 23.08.2017 г. содержит ссылку на Правила № 458 и ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поседений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», которые находятся в открытом доступе.
Так, согласно указанных Правил № 458 пунктом 4.1.1 определено, что на территории города Ижевска разрешается размещение исключительно указанных в разделе 3 Правил типов, видов рекламных конструкций.
При этом раздел 3 Правил № 458 «Типы и виды рекламных конструкций и объектов городской информации и требования к их внешнему виду и техническим параметрам» определяет не только типы и виды рекламных конструкций, но и некоторые технические характеристики, являющиеся общими для всех видов и типов рекламных конструкций, в том числе наличие либо отсутствие фундамента. Например, для рекламных конструкций типа и вида: « 3.1.1.4. Скамейки с рекламным модулем - рекламные конструкции малого формата, монтируемые на конструктивных элементах скамеек. Размеры информационного поля рекламного модуля могут быть от 1,5 x 0,5 м до 1,8 x 0,7 м (включительно). Рекламная поверхность имеет одну сторону без подсвета. Скамейка не имеет фундамента», либо « 3.1.2.7. Щиты 6 x 3 м (билборды) - щитовые рекламные конструкции среднего формата, имеющие внешние поверхности, специально предназначенные для размещения рекламы. Щиты состоят из фундамента(ов), каркаса(ов), опор(ы) и информационного поля размером 6 x 3 м. Площадь информационного поля щита определяется общей площадью его сторон. Количество сторон щита может быть не более трех. Фундамент щита не должен выступать над уровнем земли, покрытием тротуара. Щиты, выполненные в одностороннем варианте, должны иметь декоративно оформленную обратную сторону. Цвет окраски рекламной конструкции должен быть серым. Щиты должны быть оборудованы внутренним или внешним подсветом, системой аварийного отключения от сети электропитания и соответствовать требованиям пожарной безопасности».
При этом, требования по расстоянию от проезжей части, иных объектов городской инфраструктуры содержатся в ГОСТ Р 52044-2003, а также технические требования определены в иных ГОСТах, строительных нормах и правилах.
Кроме того, в Правилах № 458 содержатся требования к территориальному размещению (планированию) ( п. 4.3.4.) необходимые для применения заинтересованными в установке РК лицами в конкретном территориальном месте города Ижевска.
Так, согласно пункта 4.1.4. Правил № 458 « Проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатация и утилизация рекламных конструкций, а также их частей должны соответствовать установленным на территории Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам согласно техническим регламентам, ГОСТам, строительным нормам и правилам (СНиП), правилам устройства электроустановок (ПУЭ), правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП)».
Оспариваемой схемой размещения рекламных конструкций предусмотрены виды и типы РК, а также размеры рекламных конструкций, размеры информационных полей, т.е. базовые характеристики, которые расширены в информации, обусловленной Правилами № 458, а также карты размещения рекламных конструкций в городе Ижевске.
В связи с чем, административный истец, как и другие участники отношений в сфере рекламы могут получить информацию, имеющую существенное значение для установки и эксплуатации РК, необходимой для участия в торгах на заключение соответствующего договора.
Вместе с тем, обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на административного истца.
ООО « ВолгаМетФинанс» осуществляет деятельность, связанную с размещением рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск», вместе с тем, доказательств создания оспариваемым Постановлением препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов не представлено.
Доводы административного истца о том, что в утвержденной схеме количество разрешенных к размещению РК значительно меньше, нет обоснований не включения в нее конкретных РК и порядка внесения РК в схему, и каким органом ( государственным или муниципальным) это должно производится судом не принимаются.
Обжалуемое Постановление утверждает Схему размещения РК на территории муниципального образования «город Ижевск», которая в свою очередь не должна содержать каких-либо обоснований порядка внесения РК в указанную схему и не включения в нее каких-либо конкретных рекламных мест, а также разъяснений порядка внесения и сведений каким уполномоченным органом это должно производится, поскольку данные вопросы урегулированы иными нормативно-правовыми актами: Уставом города Ижевска; Постановлением Правительства УР от 02.06.2014 N 218 "О Порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений"; Правилами № 458; Решением Городской думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 333 "Об учреждении функционального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска"; Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.03.2017 N 92 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 25.07.2017 г. № 1342-р утверждено сводное заключение № 40 о согласовании проекта Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск». В соответствии с указанным сводным заключением проект Схемы, соответствует документам территориального планирования, обеспечивает соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, соответствует требованиям законодательства в области соблюдения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям безопасности в части размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в полосе отвода или придорожной полосе автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Вместе с тем, соответствие документам территориального планирования, соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил могло быть достигнуто путем согласования рекламных мест, включаемых в Схему при участии не только Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска ( решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 учрежден функциональный орган структурного подразделения Администрации города Ижевска - Главное управление архитектуры и градостроительства ), поскольку пунктом п. 2.27 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства к его полномочиям отнесено рассмотрение эскизных проектов и проектов размещения средств наружной рекламы и информации, паспортов рекламных мест и проектов размещения вывесок, но и сетевыми организациями.
На основании изложенного, суд считает административный иск ООО « ВолгаМетФинанс» об оспаривании нормативного акта не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью « ВолгаМетФинанс» к Администрации муниципального образования « город Ижевск» о признании незаконным постановления от 23 августа 2017 года № 369 « Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования « город Ижевск» оставить без удовлетворения.
Сведения о принятом решении подлежат опубликованию Администрацией муниципального образования « город Ижевск» в официальном издании органа местного самоуправления муниципального образования «город Ижевск» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 26 января 2018 года.
Судья: Ю.В. Фролова