Дело №2а-748/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2020 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Косолаповой В.Г.,
с участием представителя административного ответчика Ведерникова В.В.,
при секретаре Лиждвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №14 по Новосибирской области к Комарову Александру Юрьевичу о взыскании недоимки,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №14 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском к Комарову А.Ю. о взыскании обязательных платежей. В обоснование исковых требований указано о том, что Комаров А.Ю. состоит на налоговом учете в МИФНС России №14 по Новосибирской области в качестве налогоплательщика и является плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования № от 09.02.2017 года, № от 13.02.2020 года об уплате транспортного налога и пени, в которых сообщалось о наличии задолженности, о сумме пени, начисленной на сумму недоимки. До настоящего времени недоимка в бюджет не поступила.
Межрайонная ИФНС России №14 по Новосибирской области обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций. Определением мирового судьи судебный приказ отменен.
Межрайонная ИФНС России №14 по Новосибирской области просит взыскать с Комарова А.Ю. недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1 400 руб. за 2018 год, пеня в размере 53,31 руб. за (2015, 2018г.), всего 1 453 руб. 31 коп.
Свои исковые требования истец основывает на положениях ст.ст.31,48 Налогового кодекса РФ, глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Представитель административного истца МИФНС России №14 по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен. 15.10.2020 г. от представителя административного истца поступило уточнение к административному исковому заявлению, из которого следует, что платеж в сумме 1 886 руб. от 10.10.2019г. произведен по индексу документа за 2018 год, из данной суммы зачтено 486 руб. за 2018 год, 1400 руб., зачтено за 2015 год. В связи с этим, по состоянию на 15.10.2020г. за Комаровым А.Ю. числится задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 400 руб.
Административный ответчик Комаров А.Ю. в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов Ведерникову В.В.
Представитель административного ответчика Ведерников В.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал. В обоснование пояснил, что ответчиком представлены квитанции с 2014 по 2018 год, в том числе налоговые уведомления с указанием индексов документа. Административным истцом не представлен расчет задолженности за 2012 год, за который якобы были перечислены уплаченные ответчиком деньги. Предметом иска являются требования о взыскании налога за 2018 год. В требовании № указан транспортный налог в сумме 1 400 руб. за 2018 год. Указан индекс документа №. Комаров эту сумму 09.10.2019 года оплатил, в кассовом чеке указан индекс документа №. Целевую сумму 486 руб. истец зачел в счет 2018 года, а 1400 руб. якобы в долг за 2015 год. Налоговое законодательство не предусматривает возможность без согласия налогоплательщика изменения назначения платежа, единственное исключение это переплата по налогу ч.5 ст.78 НК РФ. Ответчиком представлено доказательство того, что оплата произведена за налоговый период, который является предметом исковых требований. Истцом доказательств наличия у ответчика задолженности за ранние сроки не представлено.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласност.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, …
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. …
Статьей 357 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.2.1 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 года №142-ОЗ (ред. от 09.10.2019 года) «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 02.10.2003 года №142-ОСД) главой 2 в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки, сроки и порядок уплаты транспортного налога и авансовых платежей по налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками на территории Новосибирской области.
Из положений п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ следует, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с положениями п.1 ст.362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
На основании п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что Комаров А.Ю. состоит на налоговом учете в МИФНС России №14 по Новосибирской области в качестве налогоплательщика. Комаров А.Ю. в период, указанный в налоговом уведомлении, являлся собственником:
- автомобиля легкового Тойота Марк 2, государственный регистрационный №, 1993 года выпуска, дата регистрации права 03.06.2000 года и автомобиля легкового ГАЗ 3110, государственный регистрационный №, 2001 года выпуска, дата регистрации права 13.11.2014 года.
Межрайонная ИФНС России №14 по Новосибирской области в адрес налогоплательщика направила налоговые уведомления об уплате транспортного налога с начисленными суммами: за 2015 год – 1886 руб., срок уплаты не позднее 01.12.2016г.; за 2018 год – 1886 руб., срок уплаты не позднее 01.12.2019 г.
Налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлены требование №, №, в которых сообщалось о наличии задолженности, о сумме пени, начисленной на сумму недоимки, сроках уплаты.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2015 г., за 2018г. административным истцом начислены пени в общей сумме 53 руб. 31 коп.
Межрайонная ИФНС России №14 по Новосибирской области обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций. Определением мирового судьи от 20.08.2020 года судебный приказ отменен.
Согласно положениям ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административному ответчику судом были разъяснены положения ст.45 Кодекса административного судопроизводства РФ, в том числе право на принесение возражений в случае несогласия с размером долга.
От административного ответчика Комарова А.Ю. 28.09.2020 года в суд поступили возражения относительно заявленных требований, из которого следует, что он просит отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №14 по Новосибирской области в связи с отсутствием задолженности по транспортному налогу, указав, что оплата налога с 2014-2018 гг. подтверждается квитанциями. В связи с отсутствием задолженности по налогу не может быть исчислена пеня. В обоснование отсутствия задолженности ответчиком представлены копии квитанций сформированные налоговым органом и чек ордеров: от 03.10.2015 г. на сумму 1596 руб. от 03.11.2016г. на сумму 486 руб., от 25.01.2017 г. на сумму 1500 руб., от 15.11.2017 г. на сумму 1886 руб. от 10.10.2018г. на сумму 1886 руб., 09.10.2019г. на сумму 1886 руб., копия налогового уведомления № от 25.07.2019г.
Из уточнений искового заявления, следует, что в обоснование наличия задолженности по транспортному налогу за 2018 год административный истец указывает, что требование № от 13.02.2020г. исполнено ответчиком частично, так как поступившие по чек ордеру от 10.10.2019г. денежные средства зачтены в счет погашения ранее имеющейся задолженности по транспортному налогу за 2015 год.
Данный довод суд находит необоснованным, поскольку денежные средства были оплачены Комаровым А.Ю. именно в счет погашения налога за 2018 год. Так из налогового уведомления № от 25.07.2019 года следует, что за налоговый период 2018 года Комарову А.Ю. исчислен налог за два транспортных средства в общей суме 1 886 руб. Уведомление содержит указание индекса документа №. Согласно копии кассового чека от 09.10.2019 года, Комаровым А.Ю. произведена уплата налогов и сборов в пользу ФНС РФ в сумме 1 886 руб., указан индекс документа №.
В соответствии с п.7 Приложения №2 к приказу Министерства финансов РФ от 12.11.2013 №107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета; "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "РС" - погашение рассроченной задолженности; "ОТ" - погашение отсроченной задолженности; "РТ" - погашение реструктурируемой задолженности; "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ПР" - погашение задолженности, приостановленной к взысканию; "АП" - погашение задолженности по акту проверки; "АР" - погашение задолженности по исполнительному документу; "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Исходя из п.5 ст.78 Налогового кодекса РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Таким образом, из приведенных норм следует, что налоговый орган может самостоятельно отнести платеж, в том числе, в счет образовавшейся задолженности за более ранний период лишь в том случае, когда поступивший платеж невозможно однозначно идентифицировать. Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность производить в счет погашения недоимки по иным налогам зачет лишь излишне уплаченного налога.
Доказательств того, что Комаровым А.Ю. произведен излишний платеж в материалах дела не имеется и суду не представлено. Вместе с тем, из исследованных судом доказательств следует, что оплата налога произведена ответчиком за спорный налоговый период с конкретным указанием индекса документа, в связи с чем, данный платеж должен быть зачтен в погашение этого налогового периода.
Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с ч.3 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в связи с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из представленных административным ответчиком чек ордеров, оплата транспортного налога за 2018 год произведена им 09.10.2019г. Платежный документ содержит все необходимые реквизиты для перечисления налога в бюджетную систему РФ.
Транспортный налог за 2018 год уплачен Комаровым А.Ю. своевременно и в установленный налоговым уведомлением срок.
Оснований для зачета уплаченной ответчиком суммы в счет погашения недоимки на за 2015 год, ни за 2012 год у налогового органа не имелось, поскольку в чек ордере указан индекс документа (УИН). В данном случае ответчик исполнил свою обязанность по уплате налога добровольно.
Добровольный порядок уплаты налогоплательщиком суммы налога, в отличие от его принудительного взыскания предполагает, что назначение платежа определяется налогоплательщиком, а не налоговым органом.
Кроме того, в подтверждении оплаты транспортного налога за 2015 год Комаровым А.Ю. представлены копии чек ордеров от 03.11.2016 г. на сумму 486 руб. и от 25.01.2017 на сумму 1500 руб. Таким образом, транспортный налог за 2015 год ответчиком уплачен в полном объеме.
Доказательств того, что у Комарова А.Ю. имелась задолженность за 2012 год административным истцом не представлено.
Суд приходит к выводу, что обязанность по оплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1886 руб. административным ответчиком фактически исполнена, оснований для ее взыскания на момент вынесения решения не имеется.
Согласно заявленным требованиям административный истец просит взыскать пени за 2015 и 2018 года.
Исходя из п.6 ст.75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы в порядке, установленном ст.ст.46, 47, 48 Налогового кодекса РФ.
Принимая во внимание, что административный ответчик до истечения установленного срока в полном объеме уплатил транспортный налог за 2018 год, у суда отсутствуют основания для взыскания пени за данный период.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждена только несвоевременная уплата административным ответчиком транспортного налога, начисленного за 2015 год.
Размер пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год, начисленной на задолженность в размере 1400 руб. составляет 25 руб.20 коп. исходя из следующего расчета: 1400,00 х 54 дня х 100/300 = 25 руб.20 коп.
В соответствии с положениями ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлен положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Исходя из требований ст.333.19 Налогового кодекса РФ и ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,290,293,298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №14 по Новосибирской области удовлетворить частично.
Взыскать с Комарова Александра Юрьевича, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу МИФНС России №14 по Новосибирской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц: пени за 2015 год в размере 25 (двадцать пять) рублей 20 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Комарова Александра Юрьевича в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято 12 декабря 2020 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Карасукского районного суда
Новосибирской области В.Г. Косолапова