Дело № 2а-748/2021
УИД: 05RS0020-01-2021-001126-78
Резолютивная часть решения объявлена – 03 ноября 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено – 08 ноября 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2021 года Республика Дагестан,
с. Юбилейное, Кизлярского района
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Л.Н.Бычихиной,
при секретаре А.А.Маньшиной.
С участием - помощника прокурора г. Кизляра Р.Х.Магомедова,
административного истца ФИО1,
административного ответчика - председателя Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2,
представителей административного ответчика - Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан – ФИО3, ФИО4,
представителя административного ответчика - Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан – ФИО2, действующего на основании доверенности <адрес>1 от 27.10.2021г., <адрес>8 от 28.10.2021г., <адрес>9 от 28.10.2021г., <адрес>4 от 28.10.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО27 к председателю Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2 и Собранию депутатов сельского поселения МО СП «Новокохановский», заинтересованное лицо Глава МО СП «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО5 - о признании решения председателя Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2 и Собрания депутатов сельского поселения МО СП «Новокохановский», содержащегося в протоколе № сессии Новокохановского сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о снятии кандидатуры ФИО1 ФИО28 от участия в выборах главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан по причине его неявки на сессию Собрания, незаконным; отмене результатов выборов главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, содержащихся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФИО6 ФИО29 по результатам голосования признан избранным Главой муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан; определения способа и срока восстановления нарушенного избирательного права ФИО1 ФИО30 и устранения последствий допущенных нарушений закона,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным в обоснование указав, что согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан и проведения второго этапа конкурса, он и еще трое кандидатов - ФИО3, ФИО5 и ФИО7 были признаны прошедшими конкурсный отбор и представлены конкурсной комиссией на рассмотрение Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Новокохановский» по вопросу выбора главы муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан.
ДД.ММ.ГГГГ в сел. <адрес> Республики Дагестана, в здании сельской администрации состоялась 10-ая сессия Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский». Вторым вопросом повестки дня был «Выборы главы муниципального образования сельского поселения «сельсовет «Новокохановский».
Накануне и в день выборов главы администрации сельского поселения «сельсовет Новокохановский» он находился в селе <адрес> РД, куда ему пришлось срочно выехать по семейным обстоятельствам. Домой он вернулся поздно ночью ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о том, что выборы главы МО СП «сельсовет «Новокохановский» состоялись, главой избран ФИО5 При этом также стало известно о том, что его, то есть ФИО1, кандидатура депутатами Новокохановского сельского Собрания не рассматривалась, по той причине, что председателем Собрания депутатов МО СП «сельсовет Новокохановский» ФИО2, его кандидатура была незаконно снята с голосования по причине его неявки на сессию.
При этом, в протоколе № сессии Новокохановского сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что председателем Собрания ФИО2 до сведения депутатов доведено, что согласно протоколу конкурсной комиссии известны 4 кандидата в главы МО «сельсовет Новокохановский» - это ФИО7, ФИО3, ФИО1 и ФИО5 Так как ФИО1 не прибыл на Собрание депутатов соответствующе он снят с голосования. По данному факту, а именно незаконного снятия его, то есть ФИО1, кандидатуры председателем Новокохановского сельского Собрания депутатов ФИО2 с выборов главы администрации сельского поселения «сельсовет Новокохановский» <адрес> РД он обращался с письменным заявлением в прокуратуру <адрес> и <адрес>.
Имеется ответ прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за исх.номером 1216ж-2021, (копию которого он прикладывает к настоящему заявлению), из которого следует, что «представительным органом МО СП «сельсовет Новокохановский» он безосновательно был лишен конституционного права быть избранным выборным должностным лицом органа местного самоуправления и это было сделано в грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно требованиям части 2 ст.30 Устава муниципального образования ""сельсовет Новокохановский» <адрес> РД «глава сельского поселения избирается Собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет.
Кандидатом на должность главы сельского поселения может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления».
Собранию депутатов сельского поселения для проведения голосования по кандидатурам на должность главы сельского поселения представляются не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Аналогичные требования к кандидатам на должность главы сельского поселения закреплены в пункте 2.1 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В полном соответствии с указанными выше требованиями Закона, ДД.ММ.ГГГГ протоколом № заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельское поседение «сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан и проведении второго этапа конкурса, он, в числе других кандидатов, был признан прошедшим конкурсный отбор и представленным на рассмотрение Собранию депутатов сельского поселения «сельсовет Новокохановский» по вопросу выбора главы муниципального образования сельского поселения «сельсовет Новокохановский». Ни в Уставе МО СП «сельсовет Новокохановский», ни в Регламенте Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Новокохановский» нет сведений о том, что у председателя Новокохановского Собрания сельских депутатов имеются соответствующие полномочия по снятию с голосования кандидата в главы МО СП, допущенного к выборам по решению конкурсной комиссии, по причине не явки на сессию, где решается вопрос избрания главы администрации сельского поселения. Считает, что председатель собрания депутатов МО СП «сельсовет «Новокохановский» ФИО2 незаконно и безо всяких на то оснований лишил его конституционного права быть избранным выборным должностным лицом органа местного самоуправления.
Таким образом, из изложенного следует, что были нарушены его права, предусмотренные частями 2 и 3 ст.32 Конституции Российской Федерации, в которых указано, что «граждане Российской Федерации имею право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В статье 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ указано, что «ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В части 15 статьи 239 КАС РФ указано, что «с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных случаях прокурор.
Просит признать решение председателя Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский» <адрес> РД ФИО2 ФИО31, содержащееся в протоколе № сессии Новокохановского сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о снятии кандидатуры ФИО1 ФИО32 от участия в выборах главы муниципального образования сельское поселения «сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан по причине его неявки на сессию Собрания, незаконным; отменить результаты выборов главы муниципального образования сельского поселения «сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, содержащиеся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО6 ФИО33 по результатам голосования признан избранным Главой муниципального образования сельского поселения «сельсовет Новокохановский» <адрес>; определить способ и сроки восстановления нарушенного избирательного права ФИО1 ФИО34 и устранения последствий допущенных нарушений закона.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал, просил удовлетворить административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и пояснил, что какие-либо дополнительные ходатайства он не заявлял и на разрешение суда ни ранее, ни в данном судебном заседании не ставил.
В судебном заседании административный ответчик - Председатель Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2, требования ФИО1 признал, представив письменный отзыв, и пояснил, что часть представителей административного ответчика Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, являющихся депутатами, уполномочили его представлять интересы, а именно - ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 От своего имени и его доверителей поясняет, что они готовы собрать сессию и провести голосование согласно закону.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан – ФИО3 пояснил, что заявленные требования ФИО1 считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан – ФИО4 согласился с мнением административного ответчика ФИО2, не возражал против удовлетворения требований истца.
Помощник прокурора <адрес> Магомедов Р.Х. полагал необходимым удовлетворить административный иск в соответствии с представленными доказательствами. Определить способ и срок восстановления нарушенного избирательного права ФИО1 и устранить последствия допущенных нарушений закона.
Заинтересованное лицо Глава МО СП «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО5 и представители административного ответчика - Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан – ФИО12, ФИО13, ФИО14, будучи своевременно и надлежащим образом извещены о рассмотрении, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников, а также их представителей, с учетом мнения пом.прокурора <адрес> Магомедова Р.Х., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу частей 2, 3 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. После опубликования результатов; выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Так, по настоящему делу установлено, что право административного истца ФИО1 на обращение в суд предусмотрено частью 15 статьи 239 КАС РФ и административным ответчиком ФИО2 не оспаривается. Сроки подачи иска соблюдены (часть 3 статьи 240 КАС РФ), что подтверждается трек-номером 36883054058044 /т. 1 л.д.104/.
Согласно решения № от 03.12.2020г. председателем сельского Собрания депутатов седьмого созыва МО «сельское поселение «сельсовет Новокохановский» назначен Попов ФИО35 /т. 1 л.д. 121/.
Так, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан и проведения второго этапа конкурса, ФИО1, ФИО3, ФИО5 и ФИО7 были признаны прошедшими конкурсный отбор и представлены конкурсной комиссией на рассмотрение Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Новокохановский» по вопросу выбора главы муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан /т. 1 л.д. 145-146/.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.11.2020г. состоялся второй этап конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО СП "сельсовет "Новокохановский" <адрес> РД. По результатам конкурса были признаны прошедшими конкурсный отбор ФИО7, ФИО3, ФИО1 и ФИО5 на должность главы МО СП "сельсовет "Новокохановский" <адрес> Республики Дагестан и представлены на рассмотрение представительного органа МО СП "сельсовет "Новокохановский" <адрес> Республики Дагестан. 07.12.2020г. состоялась 10-ая сессия Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «сельсовет «Новокохановский», на которой рассматривался вопрос избрания Главы муниципального образования "сельсовет "Новокохановский" <адрес> Республики Дагестан. Кандидатура ФИО1 была снята с выборов в связи с его неявкой. По утверждению самого ФИО1 он не явился в день выборов Главы муниципального образования "сельсовет "Новокохановский" <адрес> Республики Дагестан по семейным обстоятельствам. В последующем ФИО1 стало известно, что выборы главы села состоялись. Избран один из представленных конкурсной комиссией кандидат. ФИО1 также стало известно, что его кандидатура Собранием депутатов вообще не рассматривалась. Как усматривается из протокола заседания Собрания депутатов, председатель Собрания депутатов единоличным решением ФИО2, в связи с отсутствием на сессии ФИО1, исключил его кандидатуру из состава кандидатов на должность главы села.
Из протокола № сессии Новокохановского сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что присутствовало 10 депутатов. Кандидатами на Главу сельской администрации «сельсовет Новокохановский» указаны 3 человека - ФИО7, ФИО3, ФИО5 Кандидат ФИО1 не явился и о причинах отсутствия не сообщил. Иных сведений в исследуемом протоколе о снятии кандидатуры ФИО1 с указанием причин его отсутствия не усматривается. Данный протокол недействительным не признавался /т. 1 л.д. 147-152/.
Из решения № от 07.12.2020г. усматривается, что ФИО6 ФИО36 избран Главой муниципального образования сельского поселения «сельсовет Новокохановский» <адрес> /т. 1 л.д. 120/.
Из ответа прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за исх.номером 1216ж-2021, усматривается, что «представительным органом МО СП «сельсовет Новокохановский» он безосновательно был лишен конституционного права быть избранным выборным должностным лицом органа местного самоуправления и это было сделано в грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства прокуратурой <адрес> путем реагирования направлено председателю собрания депутатов МО СП «сельсовет Новокохановский» представление в порядке статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» /т. 1 л.д. 94-95/.
Судом исследован Устав МО СП «сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан и Регламент Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, надлежащим образом скреплены, прошиты и удостоверены /т. 1 л.д. 156-207, 208-237/.
Исследована распечатка о направлении СМС-уведомления ФИО1 с мобильного телефона ФИО2 о направление СМС-уведомления /т.1 л.д. 140-143/.
Таким образом, исходя из доводов, приведенных административным истцом ФИО1, суд приходит к выводу о том, что нарушения выборного процесса главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, содержащихся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ имелись. Выявленные и установленные нарушения ведут к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации. Законных доводов о снятии кандидатуры ФИО1 в выборах главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан административным ответчиком и заинтересованным лицом суду не представлено.
При оценке копий документов и иных письменных доказательств суд проверил, что при копировании изменение содержания копий документов по сравнению с их оригиналами не произошло, тождественность копий документов и их оригиналов установлена.
Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, административный иск ФИО1 к председателю Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2, заинтересованное лицо глава МО СП «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО5 подлежит удовлетворению. Доказательств, опровергающих обратное, административным ответчиком суду не представлено.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ закреплено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 239, 244, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 ФИО37 к председателю Собрания депутатов МО сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2 и Собранию депутатов сельского поселения МО СП «Новокохановский», заинтересованное лицо Глава МО СП «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО5 - о признании решения председателя Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2 и Собрания депутатов сельского поселения МО СП «Новокохановский», содержащегося в протоколе № сессии Новокохановского сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о снятии кандидатуры ФИО1 ФИО38 от участия в выборах главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан по причине его неявки на сессию Собрания, незаконным; отмене результатов выборов главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, содержащихся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФИО6 ФИО39 по результатам голосования признан избранным Главой муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан; определения способа и срока восстановления нарушенного избирательного права ФИО1 ФИО40 и устранения последствий допущенных нарушений закона – удовлетворить.
Признать решение председателя Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан ФИО2, содержащегося в протоколе № сессии Новокохановского сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о снятии кандидатуры ФИО1 ФИО41 от участия в выборах главы муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан по причине его неявки на сессию Собрания – незаконным.
Отменить результаты выборов главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан, содержащихся в решении № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФИО6 ФИО42 по результатам голосования признан избранным Главой муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Новокохановский» <адрес> Республики Дагестан.
Определить способ и срок восстановления нарушенного избирательного права ФИО1 ФИО43 и устранить последствия допущенных нарушений закона, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Л.Н. Бычихина
Копия верна:
СУДЬЯ: Л.Н. Бычихина