ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-748/2022 от 25.10.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-748/2022

УИД 44RS0003-01-2022-001118-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Злобиной Н.С.., при секретаре Долгодворовой Т.А., с участием административного ответчика Чупиной Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к Чупиной Л.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Костромской области обратилось в Шарьинский районный суд Костромской области с иском к Чупиной Л.Б. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии и пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС. Требования мотивируются тем, что административный ответчик Чупина Л.Б. состояла на налоговом учете в УФНС России по Костромской области в качестве налогоплательщика, ИНН №000 По данным ЕГРИП плательщик страховых взносов зарегистрирован в Межрайонной ИФНС № 66 по Костромской области 23.08.2016 года за ОГРНИП №000. Прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 13.09.2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Административный ответчик был зарегистрирован Управлением Пенсионного фонда РФ по г.Шарье и Шарьинскому району Костромской области 25.08.2016 года в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. Расчет взносов указан в ст.430 НК РФ (в ред. действующей до 2018 года) и составляет 16 445 рублей сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год; 3 225,75 рублей сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год. Одновременно, по данным налогового учета за налогоплательщиком числится задолженность пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 5 194,15 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС в сумме 1 018,87 рублей. Всего с административного ответчика Чупиной Л.Б. подлежит к уплате 25 883,77 рублей. Налоговым органом в отношении Чупиной Л.Б. выставлено требование от 09.10.2021 года № 87566, в котором сообщалось о наличии задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени. Ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности в МССУ № 25 Шарьинского судебного района Костромской области, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ 04.03.2022 года № 2а-343/2022. В связи с поступившими возражениями от административного ответчика судебный приказ был отменен, о чем свидетельствует приложенное к материалам дела определение 16.03.2022 года об отмене судебного приказа. Просили взыскать с Чупиной Л.Б. задолженность в общей сумме 25 883,77 рублей, в том числе: 16 445 рублей сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год, пени - 5194, 15 рублей ; 3 225,75 рублей сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год и пени в сумме 1018,87 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца УФНС России по Костромской области не участвовал, согласно имеющегося в материалах дела уведомления, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без участия представителя. Представили ходатайство, в котором указали, что в ходе рассмотрения выяснилось, что ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности к мировому судье судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области, был вынесен судебный приказ № 2а-213/2018. В связи с поступившими возражениями от административного ответчика судебный приказ был отменен определением от 06.03.2018 года. Сроки, установленные п.3 ст. 48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности истекли 06.09.2018 года. Пропуск срока на взыскание связан с техническими причинами, вызванными сбоем компьютерных программ. Представили ходатайство о восстановлении пропущенного срока, просили взыскать с Чупиной Л.Б. задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 25 883,77 рублей. Также указали, что в случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание просят задолженность по страховым взносам и пени признать безнадежными к взысканию.

В судебном заседании административный ответчик Чупина Л.Б. административные исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что налоговый орган первоначально обратился в суд с нарушением норм НК РФ, т.е. по истечении 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Уведомление о налоговой задолженности получено ответчиком 30.07.2017 года. 24.08.2017 года ответчиком в МФЦ г.Шарья предоставлено заявление о закрытии статуса ИП, в связи с чем последний был прекращен, о чем имеется расписка № 64/14/16/17. 21.02.2018 года истец обратился к мировому судье судебного участка № 25 по г.Шарье с заявлением о вынесении судебного приказа, делу присвоен № 2а-213/2018, определением от 06.03.2018 года судебный приказ отменен. Истец, обратившись в суд с заявление о вынесении судебного приказа реализовал свое право на обращение в суд с нарушением срока, установленного нормами НК РФ. А также истцом нарушен срок исковой давности при подаче искового заявления в Шарьинский районный суд. Истец 04.03.2022 года повторно обратился к мировому судье с заявление о вынесения судебного приказа, делу присвоен № 2а-343/2022, определением от 04.03.2022 года судебный приказ отменен. С момента обращения истца к мировому судье судебного участка № 25 21.02.2018 года до момента повторного обращения (04.03.2022 года) прошло более 4 лет, за этот период каких-либо претензий и иных документов об оплате от истца в адрес ответчика по настоящему требованию не поступало, что является нарушением срока и исковой давности. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Административный ответчик Чупина Л.Б. также возражала против восстановления пропущенного срока на обращение в суд.

Выслушав ответчика Чупину Л.Б., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование 01.01.2017 года переданы налоговым органам. Соответствующие изменения в НК РФ и отдельные законодательные акты внесены Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-Ф3 и № 250-Ф3. В связи с этим на плательщиков взносов распространяются общие правила НК РФ о взыскании задолженности в судебном порядке. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п.2 ст.48 НК РФ.

В соответствии со ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (п. 1).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию (п. 2).

Согласно ст. 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1).

Согласно ст. 421 НК РФ, база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса (п. 1).

Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено настоящей главой (п. 3).

Согласно ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год (п. 1). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2).

Согласно ст. 425 НК РФ, тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).

Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: 1) на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента (п. 2).

Согласно ст. 430 НК РФ (в редакции действующей до 2018 года), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Согласно ст.425 НК РФ ( в редакции действовавшей до 2018 года) тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 6).

В соответствии со ст. 431 НК РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1).

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3).

Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 4).

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 5).

В соответствии со ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2).

В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пп. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, если общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, установлен специальный порядок исчисления срока для обращения в суд.

Согласно ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно абз.2 п.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из представленных материалов Чупина Л.Б. в период с 23.08.2016 года по 12.09.2017 года являлась индивидуальным предпринимателем, состояла на учете в налоговых органах в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

В судебном заседании установлено, что Чупина Л.Б. имеет задолженность в размере 25 883,77 рублей, в том числе задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 16 445 рублей и пени в сумме 5 194,15 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ в сумме 3 225,75 рублей и пени в сумме 1 018,87 рублей.

Изначально Межрайонная ИФНС № 6 по Костромской области обратилась к мировому судье судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в том числе за 2017 год в сумме 16 445 рублей и пени в сумме 249,89 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год в сумме 3 225,75 рублей и пени в сумме 45,21 рублей, заявление датировано налоговым органом 25.01.2018 года исх.номер 2.2-23/12, зарегистрировано на судебном участке 21.02.2018 года входящий номер 434. К заявлению приложено требование № 15537 об уплате страховых взносов по состоянию на 17.11.2017 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 16 445 рублей и пени в сумме 249,89 рублей и 230,51 рублей; а также об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ в сумме 3 225,75 рублей и пени в сумме 49,02 рублей и 45,21 рублей, срок уплаты до 07.12.2017 года. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области от 26.02.2018 года № 2а-213/2018 с Чупиной Л.Б. взыскана задолженность по страховым взносам и пени за период с 2016 по 2017 года на общую сумму 29 062,98 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области от 06.03.2018 года судебный приказ от 26.02.2018 года № 2а-213/2018 отменен в связи с поступившими возражениями должника Чупиной Л.Б.

В последующем УФНС России по Костромской области также обратилась к мировому судье судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 16 445 рублей и пени в сумме 5 194,15 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год в сумме 3 225,75 рублей и пени в сумме 1 018,87 рублей, зарегистрировано на судебном участке 04.03.2022 года входящий номер 649. К заявлению приложено требование № 87566 об уплате страховых взносов по состоянию на 09.10.2021 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 16 445 рублей и пени в сумме 5 194,15 рублей; а также об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ в сумме 3 225,75 рублей и пени в сумме 1 018,87 рублей, срок уплаты до 26.11.2021 года. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области от 04.03.2022 года № 2а-343/2022 с Чупиной Л.Б. взыскана задолженность по страховым взносам и пени за 2017 год на общую сумму 25 883, 77 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 25 Шарьинского судебного района Костромской области от 16.03.2022 года судебный приказ от 16.03.2022 года № 2а-343/2022 отменен в связи с поступившими возражениями должника Чупиной Л.Б.

УФНС России по Костромской области обратилось в Шарьинский районный суд Костромской области с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что требование налогового органа - Межрайонной ИФНС России по Костромской области в адрес ответчика об уплате страховых взносов и пени № 15537 по состоянию на 17.11.2017 года имели срок исполнения до 07.12.2017 года.

Из материалов административного дела следует, что 04.03.2022 года налоговый орган - УФНС России по Костромской области вновь обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за тот же 2017 год, в той же сумме - 16 445 рублей, и размер пени увеличился до суммы 5 194,15 рублей; а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ то же за 2017 год в той же сумме 3 225,75 рублей, и размер пени увеличился до суммы 1 018,87 рублей.

Однако, налоговом органу следовало обратиться в суд с исковым заявлением не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. не позднее 06.09.2018 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано УФНС России по Костромской области в суд с пропуском срока, установленного для подачи административного искового заявления.

От административного истца поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд. В обоснование указано, что пропуск срока на взыскание задолженности связан с техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной техники. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности просили признать безнадежной к взысканию задолженность, а также пени на нее.

При разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока суд учитывает следующее.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления от 30.07.2013 года № 57, внутренние организационные причины налогового органа, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин для восстановления указанного срока.

Доводы административного истца о технических причинах пропуска срока не являются основанием для восстановления пропущенного срока для обращения в суд либо его продления.

Каких-либо других доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налога и штрафа, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, административный истец не предоставил.

При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований для восстановления срока подачи рассматриваемого административного иска.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, требования Управления ФНС по Костромской области удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по налоговым платежам и отсутствием уважительных причин его пропуска.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Однако по смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Порядка он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика.

Управление ФНС может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Вместе с тем, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство УФНС России по Костромской области о восстановлении пропущенного процессуального срока оставить без удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области к Чупиной Л.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 16 445 рублей и пени в сумме 5 194,15 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год в сумме 3 225,75 рублей и пени в сумме 1 018,87 рублей- отказать в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд Костромской области.

Судья: Н.С.Злобина

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года