ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7497/19 от 18.07.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело №2а – 7497/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2019 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе:

председательствующего Мордовиной С.Н.,

при секретаре Гребенюк А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС № 2 по г. Краснодару об оспаривании налогового уведомления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС № 2 по г. Краснодару об оспаривании налогового уведомления.

В обоснование требований указано, что административный истец получил налоговое уведомление от 19.08.2018г. с расчетом налога на недвижимое имущество физических лиц за 2017г. в сумме 191428 руб. за объекты расположенные в <адрес> с кадастровыми номерами в размере 42785 руб., в размере 148643 руб. со сроком оплаты до 03.12.2018г. Вместе с тем, указывает, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.02.2013г. его право собственности на данные объекты недвижимости было аннулировано, кроме того, согласно ответу управления Росреестра по КК объекты с кадастровым номером и являются одним и тем же объектом, что и литер П, П1 с кадастровым номером зарегистрированным на праве собственности за ООО «Тройка». В связи с изложенным, административный истец обратился к ответчику с заявлением об уточнении данных и корректировке начислений по налогообложению в отношении данных объектов недвижимости, однако получил отказ. 12.04.2019г. истцом в УФНС России по КК была направлена жалоба на действия ИФНС № 2 по г. Краснодару, ответ на которую он получил от самого органа, чьи действия им обжалуются об отказе в удовлетворении его требований. Истец считает отказ незаконным и противоречащим разъяснениям, данным Федеральной налоговой службой в письме от 20.10.2017г. согласно содержанию которого в случае если судебным решением была признана недействительным сделка, с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности, стороны были приведены в первоначальное положение, в том числе право собственности признано отсутствующим, то право собственности такой стороны, по мнению Минэкономразвития России, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного акта в законную силу, а не с момента внесения сведений соответствующей записи в ЕГРН. В связи с чем, по мнению ФНС России, с которым согласился истец, указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения физических лиц. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным налоговое уведомление от 19.08.2018г. за период 2017г. на объекты недвижимого имущества расположенные по адресу: <адрес> (кадастровые номера и ), отказ ИФНС России № 2 по г. Краснодару от корректировки

начисления налога на имущество за 2017 год и обязать ИФНС России №2 по г. Краснодару произвести возврат в полном объеме уплаченного налога на имущество за 2015 и 2016 годы за те же объекты недвижимого имущества.

В судебное заседание административный истец в лице представителя по доверенности ФИО2 настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, считает из законными и обоснованными.

Представитель истца ИФНС № 2 по г. Краснодару ФИО3 действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований возражал, по основаниям изложенным в отзыве.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу ч.ч. 8, 9, 10 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; при этом обязанность доказывания обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд, а также суд выясняет обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; и соответствия содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, бремя доказывания которых возложено на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Кроме того, при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объёме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 поставлен на учет в инспекции ФНС России №2 по г. Краснодару 21.07.2010г. как собственник недвижимого имущества, плательщик налога на имущество физических лиц в налоговом органе по месту нахождения имущества - автосалоны расположенные по адресу: <адрес> (кадастровые номера площадь 962,9 м2 и площадь 828 м2).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.02.2013г. право истца на указанные объекты недвижимости аннулировано, с погашением записи в ЕГРН. Право собственности на признано за ООО «Тройка» (л.д.16-27).

Из содержания искового заявления и пояснений представителя истца данных им в судебном заседании следует, что ФИО1 получил налоговое уведомление от 19.08.2018г. с расчетом налога на недвижимое имущество за 2018г. в общей сумме 191 428 руб., за объекты недвижимого имущества расположенные по адресу: <адрес> (кадастровые номера площадь 962,9 м2 и площадь 828 м2).

Поскольку указанные объекты ему не принадлежат с 05.02.2013г. 07.12.2018г.(л.д.14) он обратился к ответчику с заявлением об уточнении данных и корректировке начислений по налогообложению.

Письмом ИФНС России № 2 от 18.12.2018г. истцу было отказано в удовлетворении требований на том основании, что налоговые органы не являются первоисточником информации об объектах недвижимого имущества, а также их владельцах и эта информация поступает из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в электронном виде, снятие объектов собственности в компетенцию налогового органа не входит. Также разъяснено, что для решения данного вопроса истцу необходимо обратиться в регистрирующий орган с предоставлением апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края от 05.02.2013г.

Не согласившись с данным ответом, административный истец через личный кабинет налогоплательщика обратился с жалобой на бездействие должностных лиц налогового органа и отказ в корректировке начисления налога на имущество.

Данное обращение рассмотрено ответчиком в соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», 06.05.2019г. дан ответ на обращения от 12.04.2019г. и по вопросу правильности отражения сведений по имущественному налогу физических лиц.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу положений налогового законодательства, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Сведения, необходимые для исчисления земельного налога, представляются в налоговые органы на основании статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 4, которой органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая в силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством существования зарегистрированного права, признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.

По правилам части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Поэтому обязанность уплачивать налог на недвижимое имущество возникла у административного истца с момента регистрации за ним права собственности на конкретный объект, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее имущество.

Из перечисленных законоположений следует, что признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательством о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.

При таких обстоятельствах, вступивший в законную силу судебный акт о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в виде возврата имущества является основанием для внесения в реестр записей о погашении записи о праве собственности приобретателя и восстановлении записи о праве собственности прежнего собственника.

Признание недействительной сделки, на основании которой внесена запись в реестр, является основанием для последующего внесения изменений в реестр.

При этом суд учитывает, что, не смотря на вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края от 05.02.2013г., на котором основано административное исковое заявление, административный истец не подавал заявление о прекращении права собственности на указанные объекты недвижимого имущества в орган осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с 2013г. по 2019г.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, данные сведения поступили из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в АИС «Налог-3» подтвержденных PRINT SCRN с 04.02.2019г.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Кроме того, как следует из материалов дела, административным истцом добровольно оплачивался налог на имущество (объекты недвижимости с кадастровыми номерами площадь 962,9 м2 и площадь 828 м2 по адресу: <адрес>) начисленный за 2015, 2016 годы в полном объеме в установленный срок (за 2015 год- 12994,0 руб. оплачен 19.11.2016г. и за 2016 год-15055,0 оплачен 17.11.2017г.), из чего следует, что данные объекты находились у него в пользовании и не были переданы новому собственнику.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 обязанности уплатить исчисленный налоговым органом налог за 2017 года в размере 191428 рублей, поскольку в этот период административный истец являлся плательщиком налога в отношении спорных объектов недвижимости в связи с наличием зарегистрированного права собственности на них.

Ссылка административного ответчика на разъяснения, изложенные в письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 20 октября 2017 года N БС-4-21/21330@ "О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу", судом во внимание не принимается, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер.

При этом суд полагает, что в данном конкретном случае разъяснения, изложенные в указанном письме, применению не подлежат.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание то, что доводы иска не нашли своего подтверждения в материалах дела, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку находит их незаконными и необоснованными.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

Решение изготовлено 22.07.2019г.