ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-749/17 от 21.11.2017 Грозненского гарнизонного военного суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 г. г. Грозный

Грозненский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Терентьева О.Д., при секретаре судебного заседания Барискиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-749/2017 по административному исковому заявлению <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании бездействия командира войсковой части , связанного с порядком обеспечения денежным довольствием,

установил:

ФИО1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконным бездействие командира войсковой части ( МСП, <адрес>), связанное с порядком обеспечения его денежным довольствием за период с 26 декабря 2016 г. по 17 мая 2017 г., а также обязать названное воинское должностное лицо издать соответствующий приказ и внести в единую базу данных ПИРО «Алушта» сведения об установлении и выплате ему за указанный период ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности за военную службу в других особых условиях военной службы, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания административный истец ФИО1 и командир войсковой части в суд не явились и своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению дела без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 16 мая 2017 г. № 42 ФИО1 с 16 мая 2017 г. полагается сдавшим дели и должность, с 17 мая 2017 г. исключен из списков личного состава воинской части и полагается убывшим к новому месту службы.

Таким образом, с 17 мая 2017 г. правоотношения административного истца с войсковой частью прекращены и бездействие командира воинской части, связанное с порядком обеспечения истца денежным довольствием, для последнего перестало носить длящийся характер.

Следовательно, именно 17 мая 2017 г. является началом процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия командира войсковой части , порядком обеспечения истца денежным довольствием.

Вместе с тем, согласно штемпелю на административном исковом заявлении ФИО1 указанное заявление сдано в приемную суда 2 ноября 2017 г., то есть с пропуском установленного трехмесячного срока обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 95 и ч. 7 ст. 219 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Как усматривается из письменного ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, ранее за защитой своих прав он обращался в 203 военную прокуратуру гарнизона и ожидал итогов прокурорской проверки, рассчитывая на то, что командиром войсковой части его права будут восстановлены.

Согласно материалам прокурорской проверки, 12 июля 2017 г., то есть в течение установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения с заявлением, ФИО1 обжаловал в военную прокуратуру бездействие командира войсковой части связанное с порядком обеспечением его денежным довольствием и 2 августа 2017 г. по результатам проверки военным прокурором 203 военной прокуратуры гарнизона в адрес должностного лица внесено представление об устранении допущенных нарушений закона. Кроме того, 10 августа 2017 г. в адрес административного истца направлено сообщение о результатах прокурорской проверки.

Как усматривается из письменного ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, сообщение о результатах прокурорской проверки от 10 августа 2017 г. получено им лично лишь 3 сентября 2017 г. и до 3 октября 2017 г. он ожидал, что по итогам прокурорской проверки командиром войсковой части его права будут восстановлены.

По смыслу ч.ч. 6 и 7 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд, по которой он может быть восстановлен судом.

К числу таких должностных лиц в рассматриваемой ситуации необходимо отнести и прокурора, поскольку это должностное лицо государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, в силу предоставленных ему полномочий могло повлиять на разрешение спорного вопроса об обеспечении ФИО1 денежным довольствием и в случае выявления нарушения закона внести представление командованию, что подлежало обязательному рассмотрению и принятию соответствующих мер.

Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что с 12 июля до 3 октября 2017 г. истец обоснованно ожидал, что по итогам прокурорской проверки командиром войсковой части его права будут восстановлены, суд полагает возможным признать уважительной причиной пропуск указанного срока и восстановить административному истцу пропущенный им процессуальный срок, а потому фактические обстоятельства по делу подлежат исследованию.

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. № 1967 ФИО1 с 18 июля 2012 г. зачислен в списки личного состава войсковой части ( омсбр, <адрес>) и поставлен на все виды обеспечения.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части ( омсбр, <адрес>) от 1 июля 2015 г. № 150 ФИО1, назначенный приказом командира указанной воинской части на воинскую должность <данные изъяты>, с 4 июня 2015 г. полагается принявшим дела и должность.

Этим же приказом ФИО1 установлены ежемесячные надбавки к денежному довольствию, в том числе и ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности за военную службу в других особых условиях военной службы, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.

Согласно выписке из директивы командующего войсками Южного военного округа от 22 ноября 2016 г. № *17, войсковая часть ( омбср, <адрес>) до 25 декабря 2016 г. подлежит переформированию в войсковую часть ( МСП, <адрес>). При этом для исключения конфликтных ситуаций по обеспечению полного расчета военнослужащих и гражданского персонала, соблюдения норм социальной защиты и разрешению проблемных вопросов, возникших после проведения организационно-штатных мероприятий, правопреемником войсковой части ( омсбр, <адрес>) определена войсковая часть ( МСП, <адрес>).

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части ( омсбр, <адрес>) от 16 мая 2017 г. № 42 ФИО1, назначенный приказом командующего общевойсковой армией от 2 декабря 2016 г. № 88 на воинскую должность <данные изъяты>, полагается с 16 мая 2017 г. сдавшим дела и должность, с 17 мая 2017 г. исключен из списков личного состава воинской части и полагается убывшим к новому месту службы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий истцу за период с 26 декабря 2016 г. по 17 мая 2017 г. не выплачивалась ранее установленная ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности за военную службу в других особых условиях военной службы, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации, что также подтверждается представленными в суд из ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны Российской Федерации расчетными листами.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и п. 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих), денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

При этом ст. 1 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» прямо устанавливает зависимость денежного довольствия военнослужащих от занимаемых воинских должностей, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Следовательно, законодательство о денежном довольствии военнослужащих применяется в неразрывной взаимосвязи с законодательством, определяющим порядок прохождения ими военной службы.

Согласно п. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, либо зачисляется в распоряжение командира (начальника).

Исходя из системного анализа п. 1 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы в их взаимосвязи, военнослужащий считается проходящим военную службу на воинской должности до издания соответствующим должностным лицом приказа об освобождении его от должности, в том числе в связи с зачислением в распоряжение командира воинской части. Следовательно, до этого момента военнослужащий имеет право на получение денежного довольствия в установленном порядке и размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу на воинской должности.

Согласно п. 38 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).

В соответствии с п. 152 указанного Порядка за период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет.

Между тем, из сообщения Врио командира войсковой части ( МСП, <адрес>) от 3 ноября 2017 г. № 7777, сообщения Врио начальника штаба войсковой части от 9 ноября 2017 г. № 6597 и сообщения Врио начальника штаба общевойсковой армии от 3 ноября 2017 г. № 1403 следует, что административный истец с декабря 2016 г. по настоящее время в распоряжение командира (начальника) не зачислялся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на получение в оспариваемый период ежемесячных надбавок в объеме, установленном для военнослужащего, находящегося на воинской должности, так как окончание организационно-штатных мероприятий применительно к изменению порядка обеспечения денежным довольствием является юридически значимым обстоятельством лишь при условии издания в установленном действующим законодательством порядке приказа об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение.

Таким образом, суд признает незаконными бездействие командира войсковой части ( МСП, <адрес>), связанное с порядком обеспечения административного истца денежным довольствием за период с 26 декабря 2016 г. по 17 мая 2017 г. и для восстановления нарушенных прав ФИО1 полагает необходимым возложить на командира войсковой части ( МСП, <адрес>) обязанность в установленном порядке издать соответствующий приказ и внести в единую базу данных ПИРО «Алушта» сведения об установлении и выплате административному истцу за период с 26 декабря 2016 г. по 17 мая 2017 г. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности за военную службу в других особых условиях военной службы, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации, с учетом ранее выплаченных сумм.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие командира войсковой части ( МСП, <адрес>), связанное с порядком обеспечения ФИО1 денежным довольствием за период с 26 декабря 2016 г. по 17 мая 2017 г.

Обязать командира войсковой части ( МСП, <адрес>) в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда в установленном порядке издать соответствующий приказ и внести в единую базу данных ПИРО «Алушта» сведения об установлении и выплате ФИО1 за период с 26 декабря 2016 г. по 17 мая 2017 г. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности за военную службу в других особых условиях военной службы, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации, с учетом ранее выплаченных сумм, о чем в тот же срок сообщить в суд и ФИО1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Грозненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий О.Д. Терентьев