14RS0023-01-2019-000870-42
Дело №2а-749/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олекминск 8 августа 2019 года
Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Чемпосовой У.Д.,
при секретаре судебного заседания Брагиной Т.М.,
с участием старшего помощника прокурора Олекминского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,
административного истца ФИО2, его представителя Готье А.И.,
представителя административного ответчика - председателя избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) об отмене постановления избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2019 года,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с административным иском об отмене постановления избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – ИКМР «Олекминский район») от 28 июля 2019 года об отказе в его регистрации, как кандидата на должность главы муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – МР «Олекминский район»).
В судебном заседании административный истец ФИО2 поддержал свой иск и пояснил, что по решению № районного Совета МР «Олекминский район» от 11 июня 2019 года на основании ст.12 Устава муниципального района назначены выборы на должность главы МР «Олекминский район» и депутатов в Совет депутатов МР «Олекминский район» на 8 сентября 2019 года. 6 июля 2019 года в ИКМР «Олекминский район» им были поданы документы о выдвижении в качестве кандидата на должность главы МР «Олекминский район». 28 июля 2019 года ИКМР «Олекминский район» приняла незаконное и неправомерное решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2». С данным оспариваемым решением не согласен по следующим основаниям: 1) не согласен с мнением избирательной комиссии об обязательном предоставлении для регистрации особого и не указанного в законе документа о смене фамилии административного истца. Он при выдвижении предоставил в избирательную комиссию копию трудовой книжки со специальным вкладышем и с указанием на запись о смене фамилии. Административный ответчик не отрицает наличия подобного документа, и предъявил не основанные на норме избирательного законодательства требования о предоставлении документа о смене фамилии, не основываясь на норме избирательного законодательства и выходя за нормы своей компетенции. При этом избирательная комиссия не отрицает подлинность и достоверность изложенных им документов для регистрации, имеет его уточнение о представлении документа о смене фамилии в виде специального вкладыша-записи в трудовой книжке. Административный ответчик имел все права и полномочия для проверки сведений о достоверности предоставленной им для регистрации информации путем направления соответствующих запросов. Этим правом административный ответчик односторонне воспользовался при подготовке оспариваемого решения - административный ответчик направил запросы только по его образованию и своевременно получил ответы. Однако по поводу подлинности и достоверности записи-вкладыша о смене фамилии, как документа, удостоверяющего смену его фамилии, у избирательной комиссии претензий не оказалось, и запрос по данному поводу не направлялся. Ему пояснили, что трудовая книжка не является документом о смене фамилии. Следовательно, административный ответчик удостоверился через представленный заранее документ о смене его фамилии и предъявил не основанные на норме избирательного законодательства требования излишние требования, отказавшись от обязательного в таком случае запроса на подлинность записи в трудовой книжке. В трудовой книжке на обложке слева имеется пометка, что он сменил фамилии с Попова на ФИО4 на основании свидетельства о заключении брака, имеется подпись представителя работодателя, скрепленная печатью организации. Пункт 1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ» (далее по тексту ФЗ об основных гарантиях избирательных прав) прямо указывает, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Таким образом, административный ответчик проигнорировал при вынесении оспариваемого решения тот факт, что он представил в избирательную комиссию на этапе выдвижения документ о смене своей фамилии записью в трудовой книжке и не опровергает данное обстоятельство путем направления запросов о подлинности и достоверности данного документа.
2) Административный истец не согласен с мнением избирательной комиссии, признавшей за исправление в заверительной надписи сборщика подписей избирателей исправление в дате рождения сборщика. У административного истца имеются нотариально заверенные копии сданных подписных листов. На них отчетливо видно, данное исправление не является таковым, а объясняется сменой ручки для заполнения данных в подписных листах. Перед тем как сдать ему подписные листы, сборщик подписей ФИО 2 обратила его внимание на то, что исправила в дате своего рождения одну цифру. Он посчитал и считает сейчас, что это незначительная помарка, и оно не должно отражаться на волеизъявление избирателей о поддержке его кандидатуры. Считает, что все ошибки должны трактоваться в пользу кандидата в целях создания равных условий при ведении избирательной кампании. Фактически, им были собраны 102 подписи избирателей, однако, по настоянию ИКМР он вычеркнул из списка фамилии 7 избирателей, чьи подписи оказались «слабыми», то есть ИКМР их могла забраковать по тем или иным основаниям. Потому сократил список до 95 подписей избирателей. Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37 и 38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав. Считает, что решение избирательной комиссии является незаконным, нарушающим нормы избирательного законодательства, нарушило его право, как кандидата на участие в гарантированных Конституцией Российской Федерации демократических, свободных выборах в органы местного самоуправления. Из принятого решения избирательной комиссии следует, что представленное им количество подписей было признано достоверным, достаточным для его регистрации. Недействительность нескольких подписей не оговаривается специальной и оговоренной законом причиной и не поясняется в оспариваемом решении. Согласно действующему законодательству все ошибки должны трактоваться в пользу кандидата. Это повлекло нарушение со стороны административного ответчика принципа обеспечения единообразного применение норм законодательства, его прав и законных интересов, как кандидата на должность главы МР «Олекминский район» и принципа равенства прав и обязанностей, закрепленных в п.1 ст.45 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (далее по тексту – Закон РС (Я) о муниципальных выборах) и п.1 ст.39 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав. 24 июля 2019 года ему было вручено решение ИКМР о выявлении недостатков, назначили его регистрацию на 28 июля 2019 года. к указанному времени он не смог предоставить документ о смене фамилии - справку о заключении брака, так как по вине ОПС города Олекминска «Почта России» своевременно письмо не было передано в «Мои документы». Считает, что представители ИКМР и прокурор предвзято относятся к нему. Просит отменить решение административного ответчика от 28 июля 2019 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) ФИО2».
Представитель административного истца Готье А. И. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя. При этом пояснил, что, действительно, его доверитель ФИО2, как при уведомлении, так и для регистрации, представил ИКМР все необходимые документы, в том числе документ о перемене фамилии, отраженном в трудовой книжке. Данный вкладыш трудовой книжки является достаточным документом, свидетельствующим о смене фамилии, поскольку в ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и в Законе РС (Я) не указано, какой именно необходимо представить в ИКМР документ о смене фамилии, форма его не оговорена. Следовательно, можно толковать расширительно и признавать трудовую книжку документом, удостоверяющим смену фамилии. Представление трудовой книжки – это есть уведомление о смене фамилии. По подписным листам нет заключения эксперта, которое однозначно бы указывало на то, что в сведениях о сборщике подписей имеется исправление. Доводы административного ответчика неубедительны по признанию 17 подписей недействительными, так как они не основаны на законе, об этом не указано в оспариваемом решении. Считает, что такое исправление в подписном листе появилось после того, как его доверитель сдал документы в ИКМР, при сдаче подписных листов ни исправлений, ни помарки не было. Кроме того, кандидат ФИО2 был приглашен лишь на одно заседание рабочей группы, на второе заседание, когда выявили исправление в подписном листе, не был приглашен. Поэтому просит удовлетворить административное исковое заявление его доверителя в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административный иск полностью не признала. При этом пояснила, что, действительно, 6 июля 2019 года в ИКМР «Олекминский район» ФИО2 подавал документы о самовыдвижении в качестве кандидата на должность главы МР «Олекминский район». 28 июля 2019 года решением ИКМР «Олекминский район» в регистрации ему было отказано, поскольку, проверив соблюдение требований ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, Закон РС (Я) о муниципальных выборах при выдвижении кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 было установлено, что кандидатом на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 в нарушение п.п.«в» п.2.2 ст.33. ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и п.п.3 п.3.1 ст.38 Закон РС (Я) о муниципальных выборах документы на выдвижение были представлены не в полном объеме: не предоставлен документ, подтверждающий смену фамилии, в том числе, документ о смене фамилии, так как кандидатом представлены копии документов об образовании на имя ФИО5 (<данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты>). 24 июля 2019 года кандидату на должность главы MP «Олекминскийрайон» ФИО2 было вручено извещение о выявленных недостатках вдокументах, представленных кандидатом. Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.43 РС (Я) о муниципальных выборах на регистрацию кандидат представил подписные листы в количестве 95 подписей избирателей, в ходе проверки рабочая группа по приему и проверке подписных листов выявила и признала 17 подписей избирателей недействительными. В результате количество действительных подписей составило 78, что является основанием для отказа в регистрации. Согласно решению ИКМР «Олекминский район» № «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы «Олекминский район» должно составлять не менее 86 подписей. Итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата был вручен лично ФИО2 24 июля 2019 года в 15.05 часов. Потому, на основании п.п.«д», «в» п.24 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и п.4, п.7 ч.9 ст.44 Закона РС (Я) о муниципальных выборах ИКМР «Олекминский район» решила отказать в регистрации ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему <адрес><данные изъяты> выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МР «Олекминский район». Решение было выдано ФИО2 в течение суток. Данное решение опубликовано в общественно-политической газете «<данные изъяты> Просит отказать в административном иске ФИО2
Выслушав пояснения административного истца ФИО2, его представителя, представителя административного ответчика ФИО3, показания свидетелей ФИО 7, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, заключение прокурора, полагавшего отказать в административном иске, изучив все представленные доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит установленным следующее:
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В силу ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В силу ст.14 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства, в обсуждении законов и решений общефедеративного и местного значения, в референдумах, а также избирать и быть избранными в органы народовластия.
В порядке ст.9, 10 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав выборы указанных в п.1 ст.8 указанного Федерального закона, в том числе органов местного самоуправления или депутатов указанных органов, назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Выборы указанных органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Согласно ст.12 Устава МР «Олекминский район» муниципальные выборы депутатов районного Совета, главы района назначаются районным Советом депутатов в установленные законом сроки.
11 июня 2019 года по решению районного Совета депутатов МР «Олекминский район» № на 8 сентября 2019 года назначены выборы на должность главы МР «Олекминский район» и депутатов Совета депутатов МР «Олекминский район».
6 июля 2019 года ФИО2 подал в ИКМР документы о самовыдвижении кандидатом на должность главы МР «Олекминский район», что сторонами не оспаривается.
Как видно из подтверждения, составленного 6 июля 2019 года в 17.00 часов, ИКМР для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы МР «Олекминский район» у ФИО2 принял следующие документы: 1) заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности на 2 листах в 1 экземпляре; 2) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации на 5 листах в 1 экземпляре; 3) копии документов, подтверждающих сведения о профессиональном образовании кандидата, заверенные кандидатом на 2 листах в 1 экземпляре; 4) копию трудовой книжки, выписки из трудовой книжки, справки с основного места работы или иного документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, документа, подтверждающего сведения о роде занятий кандидата на 13 листах в 1 экземпляре; 5) сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах на бумажном носителе на 2 листах в 1 экземпляре; 6) справку <данные изъяты> об открытии счета от 8 июля 2019 года 1 штуку на 1 листе в 1 экземпляре; 7) уведомление об открытии банковского счета 1 штуку на 1 листе в 1 экземпляре.
Кроме того, в указанном подтверждении от 6 июля 2019 года указано, что ФИО2 19 июля 2019 года представлены: 1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (представляется кандидатом на должность главы муниципального района (городского округа) на 6 листах в 1 экземпляре; 6) Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (представляется кандидатом на должность главы муниципального района (городского округа); 7) первый финансовый отчет на 2 листах в 1 экземпляре. Пунктом 24 имеется пометка: уточнение в сведениях о кандидате на 1 листе в 1 экземпляре 19 июля 2019 года. Имеются подписи кандидата ФИО2 и руководителя и (или) члена рабочей группы по приему и проверке избирательных документов ФИО 3
Согласно подтверждению о приеме документов, представленных 19 июля 2019 года в 17.15 часов для регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ИКМР принял у ФИО2 следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (представляют кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения и кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, на которых не распространяется действие частей 2-5 статьи 40.1 Закона РС (Я)) на 6 листах в 1 папке в 1 экземпляре. Заявленное количество подписей избирателей - 95; 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе (представляют кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения и кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, на которых не распространяется действие частей 2-5 статьи 40.1 Закона РС (Я)) на 1 листе в 1 экземпляре; 3) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенными за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (представляется кандидатом на должность главы муниципального района) на 1 листе в 1 экземпляре. Иные документы в избирательную комиссию не представлены. Имеются подписи кандидата ФИО2 и члена рабочей группы ФИО 5
Из письменного уточнения в сведениях о кандидате кандидат на должность главы МР «Олекминский район» от 19 июля 2019 года ФИО2, адресованного в ИКМР и датированного 19 июля 2019 года, видно, что ФИО2 указал, что при выдвижении в кандидаты им представлен документ об изменении его фамилии в виде записи в трудовой книжке. В связи с более продолжительными сроками ожидания копии документа смены фамилии, просит считать выписку в трудовой книжке действительным документом о смене его фамилии. Имеется подпись ФИО2
Согласно протоколу заседания ИКМР № от 24 июля 2019 года, выслушав информацию председателя ИКМР ФИО3, члена ИКМР ФИО 6, вынесено решение № о направлении кандидату на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 извещения о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и для регистрации. Назначена дата регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 на 28 июля 2019 года. Имеются подписи председателя и секретаря ИКМР.
В приложенном к решению извещении указано, что в соответствии с п.п.3 ч.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах ИКМР извещает кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 о том, что в результате проверки документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и для регистрации, выявлены недостатки (перечень прилагается): отсутствует документ, предусмотренный п.п.3 ч.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 пояснила, что ФИО2 было устно сообщено, что он не представил документ, подтверждающий о смене фамилии.
Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил и административный истец ФИО2
Из трудовой книжки №, выданного на имя Попова (вычеркнуто) ФИО2, видно, что имеется пометка о том, что фамилия изменена на ФИО4 на основании свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, имеется подпись специалиста отдела кадров <данные изъяты>ФИО 8.
Из представленных дипломов <данные изъяты> серии №, регистрационный №, и серии №, регистрационный №, видно, что они выданы ФИО5 о присуждении квалификации <данные изъяты> от 24 апреля 2003 года и 24 июля 2003 года соответственно.
В судебном заседании административный истец ФИО2 пояснил, что, действительно, когда обучался <данные изъяты>, фамилия у него была Попов. Он урожденный Попов, при заключении брака с ФИО6 8 августа 2008 года сменил свою фамилию на ФИО4. После перемены фамилии отдел кадров сделал пометку об этом в трудовой книжке. ДД.ММ.ГГГГ брак расторг в судебном порядке и в органах ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано расторжение брака, после фамилию не менял, получил свидетельство о расторжении брака, после расторжения брака ему присвоена фамилия ФИО4. Потому свидетельство о заключении брака в ИКМР не представлял, так как его сдали мировому судье. После сдачи документов в ИКМР, у него потребовали документ о смене фамилии, поэтому 9 июля 2019 года он обратился с запросом в ГАУ МФЦ по РС (Я) в Олекминском районе для выдачи копии свидетельства о заключении брака. Отдел Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) по <данные изъяты> 12 июля 2019 года выдал ему справку о заключении брака и смене фамилии. Это письмо было направлено в МФЦ в тот же день, но ему вручили эту справку по вине ОПС города Олекминска «Почта России» лишь 30 июля 2019 года, то есть после окончания приема документов в ИКМР.
Из справки о заключении брака №, выданного ДД.ММ.ГГГГ руководителем отдела Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) по <данные изъяты> Российской Федерации, видно, что в органе записи актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> После заключения брака присвоены фамилии: ФИО4 и ФИО4 соответственно. Имеется пометка о том, что вышеуказанный брак расторгнут и прекращен. Имеется подпись уполномоченного должностного лица.
Из отчета об отслеживании отправления почтовым идентификатором № видно, что отправитель «отдел Управления ЗАГС» направил из <адрес> 12 июля 2019 года получателю «ГАУ МФЦ по» заказное письмо, 25 июля 2019 года указанное отправление прибыло в место вручения в город Олекминск, 29 июля 2019 года отправление получено адресатом.
В судебном заседании свидетель ФИО 7, главный специалист ГАУ МФЦ по Республике Саха (Якутия) в Олекминском районе, показала, что 9 июля 2019 года ФИО2 обратился в «Мои документы» в городе Олекминске за предоставлением ему государственной услуги в виде выдачи повторного свидетельства о заключении брака. Поскольку, как они установили, брак расторгнут, ему подлежала выдаче справка о заключении брака. Кроме того, брак был заключен в <адрес>, услуга должна была быть предоставлена по экстерриториальному принципу, требующая значительных временных затрат. Поэтому планируемая дата окончания предоставления услуги была установлена до 7 августа 2019 года. Сразу по получению заявления ФИО2, запрос был сформирован и направлен по защищенному каналу в ГАУ МФЦ по Республике Саха (Якутия) в <адрес> и одновременно в орган ЗАГС <адрес>, следом по почте направлены подлинные документы. Около 11.00 часов 29 июля 2019 года с ОПС города Олекминска «Почта России» поступило смс уведомление о поступлении заказного письма с органа ЗАГС <адрес>. В 12.13 часов этого же дня получила код доступа на получение заказного письма и получила его. Поскольку по их регламенту им дается 2 дня для обработки ответов, заказное письмо зарегистрировала 30 июля 2019 года, в 16.35 часов направила смс-уведомление ФИО2 о поступлении ответа. ФИО2 явился, и в 17.24 часов получил услугу, о чем расписался.
28 июля 2019 года ИКМР вынес решение № об отказе в регистрации на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2, в котором указано, что проверив соблюдение требований ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и Закона РС (Я) о муниципальных выборах при выдвижении кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 установлено следующее: кандидатом на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 согласно п.п.«в» п.2.2 ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и п.п.3 п.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах были представлены документы на выдвижение не в полном объеме: не предоставлен документ, подтверждающий смену фамилии – свидетельство о заключении брака (смене фамилии), так как кандидатом представлены копии документов об образовании на имя ФИО5 (диплом <данные изъяты> серии № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № от ДД.ММ.ГГГГ). 24 июля 2019 года кандидату на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 было вручено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом. На основании п.п.«д» и «в» п.24 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и п.4, 7 ч.9 ст.44 Закона РС (Я) о муниципальных выборах, ИКМР решила отказать в регистрации ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МР «Олекминский район». Постановлено выдать решение ФИО2 в течение одних суток с момента принятия настоящего решения, опубликовать решение в газете «<данные изъяты>». Имеются подписи председателя и секретаря ИКМР.
В судебном заседании административный истец ФИО2 пояснил, что, действительно, данное решение ИКМР он получил 28 июля 2019 года.
В силу требований п.п.«в» п.2.2 ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав во взаимосвязи с требованиями п.п.3 п.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах, вместе с заявлением представляются, кроме всего: если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
При этом, в соответствии со ст.3, ст.6, ст.8 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Государственной регистрации в порядке, установленном указанным Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в том числе, заключение брака, перемена имени, посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе, свидетельство о заключении брака, о перемене имени, которые выдаются в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
При таких обстоятельствах, суд находит достоверно установленным, что административный истец ФИО2 при рождении, а также при получении им <данные изъяты> серии № и серии № соответственно, имел фамилию Попов. После заключения брака 8 ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена фамилия ФИО4. Имеет паспорт гражданина Российской Федерации с указанной фамилией. Данное обстоятельство сторонами не оспорено, доказательства обратного, иные сведения суду не представлены.
Следовательно, ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МР «Олекминский район» в соответствии с п.п.«в» п.2.2 ст.33. ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и п.п.3 п.3.1 ст.38 Закон РС (Я) о муниципальных выборах обязан был предоставить в ИКМР документ, подтверждающий смену фамилии.
Доводы ФИО2 и его представителя Готье А.И. о том, что в ИКМР ФИО2 передана копия трудовой книжки со специальным вкладышем и с указанием на запись о смене фамилии, суд не может принять, поскольку запись в трудовой книжке о смене фамилии не может подменять собой документ (свидетельство) о государственной регистрации акта гражданского состояния, который выполняется на гербовой бумаге, относится к документам строгой отчетности, имеет соответствующие серию и номер, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.
Также суд не может согласиться с доводами административного истца ФИО2, что административный ответчик ИКМР предъявил не основанные на норме избирательного законодательства требования о предоставлении документа о смене фамилии, не основываясь на норме избирательного законодательства и выходя за нормы своей компетенции, при этом избирательная комиссия не отрицает подлинность и достоверность изложенных им документов для регистрации, имеет его уточнение о представлении документа о смене фамилии в виде специального вкладыша-записи в трудовой книжке. Поскольку в силу императивных требований ч.2.2 ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав вместе с заявлением, предусмотренным п.2 ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, представляются, кроме всего, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, копии соответствующих документов, то есть свидетельства о заключении брака или перемене имени, в случае расторжения брака – справки о заключении брака, выданных уполномоченным на то органом. Помимо этого, доводы административного истца о том, что он передал ИКМР уточнение в сведениях о кандидате на должность главы МР «Олекминский район», в котором уведомил, что им представлен документ об изменении своей фамилии в виде записи в трудовой книжке, также не может быть принято во внимание по указанным выше основаниям.
В соответствии с п.п.«в» п.24 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав во взаимной связи с п.2 ч.10 ст.44 Закона РС (Я) о муниципальных выборах основаниями отказа в регистрации кандидата являются, кроме всего: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд приходит к твердому выводу, что ИКМР законно и обоснованно отказал в регистрации кандидата ФИО2, выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МР «Олекминский район», ввиду нарушения ФИО2 требований п.п.«в» п.2.2 ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и требований п.п.3 п.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах о том, что при уведомлении о выдвижении и (или) регистрации кандидата вместе с заявлением не представил копию документа о смене своей фамилии.
Доводы административного истца ФИО2 о вручении ему справки о заключении брака ГАУ МФЦ по РС (Я) в Олекминском районе в более поздние сроки (30 июля 2019 года), несмотря на поступление в ОПС города Олекминска «Почта России» 25 июля 2019 года, суд не может принять, поскольку ФИО2, как лицо, намеренное самовыдвинуть свою кандидатуру на пост главы МР «Олекминский район», при должной внимательности и осмотрительности, обязан был предусмотреть и подготовить для сдачи в ИКМР все необходимые документы, в том числе, документ о смене фамилии. Чего им не было сделано.
Кроме того,
В силу требований ст.37 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ст.41 Закона РС (Я) о муниципальных выборах в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования собираются подписи избирателей.
Согласно решению ИКМР «Олекминский район» № от 15 июня 2019 года «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы «Олекминский район» максимальное количество подписей избирателей, представляемых в ИКМР составляет 95, количество подписей избирателей, подлежащих проверке – 100% представленных подписей, количество подписей, необходимых для регистрации кандидатом, должно составлять 86 подписей, что составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории МР «Олекминский район».
В соответствии с п.п.«д» п.24 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав во взаимной связи с п.4.3. ч.10 ст.44 Закона РС (Я) о муниципальных выборах основаниями отказа в регистрации кандидата являются, кроме всего: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как видно из оспариваемого административным истцом ФИО2 решения ИКМР № от 28 июля 2019 года, на регистрацию кандидат ФИО2 представил подписные листы в количестве 95 подписей избирателей. В ходе проверки рабочая группа по приему и проверке подписных листов выявила и признала 17 подписей избирателей недействительными, в результате количество действительных подписей составило 78, что является основанием для отказа в регистрации. Согласно решению ИКМР № «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы МР «Олекминкий район» должно составлять не менее 86 подписей. Итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата был вручен лично ФИО2 24 июля 2019 года в 15.05 часов. В связи с чем ИКМР решила отказать в регистрации ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы МР «Олекминский район».
В соответствии с ч.7 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии, в том числе, об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с п.6 ст.76 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО2, составленного в 16.50 часов 23 июля 2019 года, видно, что рабочая группа ИКМР проверила все подписные листы и установила, что количество заявленных подписей 95, количество проставленных подписей 95, количество проверенных подписей 95, количество достоверных подписей – 78, количество недостоверных и (или) недействительных подписей – 17, что составило 17,9% от представленных для проверки подписей.
В судебном заседании изучены подлинные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата на выборы главы МР «Олекминский район» ФИО2, сброшюрованные и пронумерованные в папку № «Количество подписных листов - 6, количество подписей 95» с протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 на бумажном носителе в количестве 8 листов, с заявленным количеством подписей избирателей 95, без примечаний, с подписью кандидата.
Также изучены представленные административным истцом нотариально заверенные копии указанных подписных листов. Как пояснил административный истец, копию папки он заверил у нотариуса до сдачи ее в ИКМР, потому в них нет исправлений в виде вычеркивания фамилий избирателей: на подписном листе №: под номерами № на подписном листе № на подписном листе № В других листах вычеркиваний, исправлений не было. Эти фамилии избирателей он вычеркнул по требованию ИКМР, чтобы количество подписей составляло 95 согласно решению ИКМР № от 15 июня 2019 года «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы «Олекминский район».
Данное обстоятельство в суде подтвердил и представитель административного ответчика ФИО3
В ходе изучения представленных двух папок с подписными листами, установлено, что они идентичны, за исключением указанных вычеркиваний фамилий избирателей самим кандидатом ФИО2 При этом, на подписном листе № с семнадцатью подписями избирателей, поддержавших кандидатуру самовыдвиженца ФИО2 на должность главы МР «Олекминский район», как в подлинной папке с подписными листами, так и в ее нотариально заверенной копии, в указании даты рождения «ДД.ММ.ГГГГ» удостоверившей подписной лист сборщиком подписей ФИО 2 имеется явная помарка (виде исправления второй цифры). При этом суд обращает внимание, что он не подменяет собой экспертное учреждение, проводящее соответствующую судебную графологическую, иную экспертизу. Кроме того, чтобы увидеть данное исправление не требуется заключение эксперта, поскольку оно явное.
Участники процесса в ходе судебного разбирательства не заявили ходатайства о вызове в качестве свидетеля сборщика подписей ФИО 2 для выяснения вопроса в части внесения изменения в дате ее рождения.
Как пояснил в суде административный истец ФИО2, сборщик подписей ФИО 2 при сдаче ему подписных листов говорила ему, что на подписном листе 4 она исправила цифру в дне своего рождения на цифру № так как написала ее неправильно. Он посмотрел исправление, оно было незначительное, не препятствовало однозначному его восприятию, как дату рождения сборщика подписей: ДД.ММ.ГГГГ, поэтому сдал подписные листы в таком виде, так как времени было мало. ИКМР принял подписные листы, замечаний не было. Кроме того, считает, что эта помарка допущена в связи с излишним количеством чернил при написании. При отсутствии заключения эксперта, все выявленные нарушения должны трактоваться в пользу кандидата. Считает, что ИКМР относится к нему предвзято. Также, при обнаружении рабочей группой помарки, он отсутствовал, они находились в кабинете системного администратора ГАС «Выборы», поэтому не видел.
Представитель административного ответчика ФИО3 в суде пояснила, что 17 подписей избирателей на 4 подписном листе признаны недействительными ввиду того, что в сведениях о сборщике подписей внесено неоговоренное исправление, то есть в дате рождения указанного лица имеются явные исправления одной цифры в дне рождения. Пометки о том, что исправлено и «исправленному верить» сборщика подписей нет, то есть оно не оговорено. Данную оговорку может сделать лишь лицо, допустившее исправление. Считает, что помарка допущена не из-за излишнего количества чернил ручки, а конкретно имеет место быть исправление в цифре: вначале была написана, возможно, цифра «№» или другая, и исправлено на «№», для этого эксперт не нужен.
В судебном заседании свидетель ФИО 3, заместитель председателя ИКМР, член ИКМР с правом решающего голоса, руководитель рабочей группы ИКМР по приему и проверке избирательных документов, представляемых, в том числе, кандидатами, кроме другого, при проведении выборов главы МР «Олекминский район», показала, что в рабочей группе ИКМР их четверо. 22 июля 2019 года проводилась проверка на достоверность и действительность подписных листов, представленных кандидатом на главу МР «Олекминский» ФИО2 Им была предоставлена папка № на 8 листах с 95 подписями избирателей. На заседании рабочей группы, проверив с участием ФИО2 общее количество подписей, рабочая группа удалилась в кабинет системного администратора ГАС «Выборы» для проверки сведений об избирателях на достоверность. В ходе проверки было установлено, что сведения 18 избирателей из 95, указанные в подписных листах (паспортные данные, адреса проживания), не совпадают с данными, указанными в базе данных ГАС «Выборы». Было принято решение направить запрос в миграционную службу в отношении выявленных расхождений. Из миграционной службы поступил ответ, что расхождения произошли в связи с изменением гражданами места жительства и заменой паспорта. Потому, все 95 подписей избирателей были признаны достоверными. Кроме того, на 5 листе папки с подписями избирателей, на 4 подписном листе, в дате рождения сборщика подписей было обнаружено явное исправление во второй цифре, видное невооруженным взглядом, для этого не надо быть экспертом. Вторая цифра в дате рождения исправлена с цифры № на цифру № Данное исправление не было специально оговорено сборщиком подписей. Потому, весь подписной лист с 17 подписями избирателей был признан недействительным. В итоге, действительными были признаны лишь 78 подписей, чего не хватало для регистрации в качестве кандидата при минимальном количестве подписей в 86. Проверка сведений шла больше часа. Итоговый протокол проверки ФИО2 был вручен 24 июля 2019 года под роспись. Кроме того, ФИО2 не представил в ИКМР документ о смене фамилии, представил копию трудовой книжки о внесении в нее записи о смене фамилии при заключении брака. Само свидетельство о регистрации брака не представил, пояснив, что его у него нет, так как брак расторгнут. По двум основаниям ИКМР единогласно было решено отказать в регистрации данного кандидата на должность главы МР «Олекминский район».
Допрошенная в суде в качестве свидетеля ФИО 4 дала показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО 3 и, кроме всего, дополнила, что до 31 июля 2019 года она работала секретарем ИКМР, заместителем руководителя рабочей группы ИКМР, член ИКМР с правом решающего голоса. В настоящее время работает в ИКМР по гражданско-правовому договору делопроизводителем. 22 июля 2019 года рабочая группа в составе 4 человек в кабинете системного администратора ГАС «Выборы», куда имеют доступ только члены рабочей группы, установила, что все подписи достоверные, но на 4 подписном листе в сведениях сборщика подписей в дате его рождения имеется специально неоговоренное явное исправление. В 16.50 часов рабочей группой был составлен итоговый протокол проверки и передан в ИКМР для вынесения решения. При этом ФИО2 не присутствовал. Копия данного протокола была вручена ФИО2 24 июля 2019 года. 28 июля 2019 года в регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 было отказано по двум основаниям, в том числе и за непредоставление в ИКМР документа о смене фамилии и недостаточности подписей избирателей.
В судебном заседании свидетель ФИО 5, член ИКМР с правом решающего голоса, член рабочей группы, дал показания, аналогичные показаниям данным свидетелем ФИО 3 Кроме того, свидетель дополнил, что когда члены рабочей группы находились в кабинете системного администратора ГАС «Выборы» один член (ФИО 3) диктовал администратору сведения из подписного листа, он проверял его, чтобы правильно диктовал, администратор ФИО 6 вбивала данные в базу данных, четвертый член – ФИО 4, проверяла правильность внесения администратором сведений. 23 июля 2019 года звонили кандидату ФИО4, чтобы пришел и получил итоговый протокол. В дате рождения сборщика подписей все увидели явное неоговоренное исправление второй цифры - помарку. Когда вышли из кабинета администратора, ФИО4 уже не было. В итоговом протоколе указали, что признаны недействительными 17 подписей. Также, ФИО4 не был предоставлен документ о смене фамилии. Он представил трудовую книжку, где было указано, что он сменил фамилию при заключении брака. Но трудовая книжка является лишь доказательством трудового стажа работника, а не смены фамилии. Ему предоставлялось время для устранения недостатков, но своевременно недостатки кандидат не устранил. Поэтому в регистрации ФИО4 в качестве кандидата на должность главы МР «Олекминский район» было отказано.
Свидетель ФИО 6, системный администратор ГАС «Выборы» по Олекминскому ТИК ЦИК РС (Я), член ИКМР с правом решающего голоса, член рабочей группы ИКМР, в суде дала показания, аналогичные показаниям, данным свидетелем ФИО 3 При этом дополнила, что по оформлению подписных листов к кандидату ФИО2 замечаний не было. Когда вернулись из ее кабинета в кабинет ИКМР, ФИО2 находился там, ему сообщили, что имеются расхождения по сведениям 18 избирателей – по паспортным данным и их адресам. Сообщили, что по ним будет направлен запрос в миграционную службу. Видела специально неоговоренное исправление в дате рождения сборщика подписей на 4 подписном листе. Это исправление обнаружила руководитель рабочей группы ФИО 3 В случае допущения ошибки, то лицо, которое ее допустило, должен вычеркнуть неправильную запись, написать новую и указать: «исправленному верить» и расписаться. Потому все подписи в 4 подписном листе были признаны недействительными.
Показания свидетелей ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 суд признает допустимыми доказательствами по делу, достоверными, логичными, последовательными, реально отображающими произошедшие события, поскольку показания свидетелей не вступают в существенные противоречия изученным доказательствам по делу, напротив согласуются с ними, взаимно дополняя их.
В силу ч.6.3, ч.6.4 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ч.4.3, ч.4.4 ст.43 Закона РС (Я) о муниципальных выборах недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с п.3 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ч.2 ст.43 Закона РС (Я) о муниципальных выборах. Кроме того, недействительными признаются, кроме других: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Сведениями о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, являются, кроме других, дата рождения указанного лица.
Исправление в подписном листе № в папке «О количестве подписных листов, количество подписей» на выборы главы МР «Олекминский район» о поддержке самовыдвиженца ФИО2 кандидата на должность главы МР «Олекминский район» в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, (в дате рождения) указанным лицом специально не оговорено. Административный истец в суде указал, что сборщик подписей сообщал ему о допуске исправления, однако, он посчитал данное исправление несущественным. Позже административный истец, противореча себе, в суде указал, что в дате рождения сборщика подписей помарка допущена в связи с излишним количеством чернил при написании.
Однако, суд доводы административного истца ФИО2 о допущении помарки в сведениях сборщика подписей в связи с излишним количеством чернил при написании, не может принять, поскольку они опровергаются его же показаниями, данными в ходе судебного заседания, подтвержденные изученными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку кандидата ФИО2 в части признания недействительными 17 подписей избирателей и оспариваемое решение ИКМР в отказе в регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2 в связи со специальным неговоренным исправлением сборщиком подписей, суд признает законным и обоснованным.
Потому, в удовлетворении административного искового требования ФИО2 об отмене решения ИКМР от 28 июля 2019 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район» ФИО2» должно быть отказано ввиду непредставления кандидатом ФИО2 в нарушение требований п.п.«в» п.2.2 ст.33 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и требований п.п.3 п.3.1 ст.38 Закона РС (Я) о муниципальных выборах при уведомлении о выдвижении и (или) регистрации кандидата вместе с заявлением копии документа о смене своей фамилии; а также в нарушение ч.6.4 ст.38 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, ч.2 ст.43 Закона РС (Я) о муниципальных выборах наличие неоговоренных исправлений в сведениях сборщица подписей, явившихся основанием для признания недействительными 17 подписей избирателей в подписном листе № и недостаточностью необходимых голосов (78 подписей избирателей вместо 86 подписей) для регистрации кандидата на должность главы МР «Олекминский район».
На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ», Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность главы муниципального района «Олёкминский район» ФИО2 к избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) об отмене постановления избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2019 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 5 (Пяти) дней со дня его вынесения.
Судья: п./п.
Копия верна:
Судья Олекминского районного
суда Республики Саха (Якутия): У.Д. Чемпосова
Мотивированное решение суда в соответствии с ч.3 ст.244 КАС РФ изготовлено 10 августа 2019 года.