РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Мурзабеков Г.А.,
при секретаре Оздоеве Х.Ю.,
с участием представителя административного ответчика - Правительства Республики Ингушетия ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Председателя Общественного движения «Опора Ингушетии» ФИО2 к Правительству Республики Ингушетия о признании незаконным решения Правительства Республики Ингушетия об изменении времени и места проведения публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Общественное движение «Опора Ингушетии» ДД.ММ.ГГГГг. подало уведомление о согласовании проведения с 26 по 28 марта по месту: <адрес>, площадка перед НТРК «Ингушетия», митинга против принятия Народным Собранием Республики Ингушетия Конституционного закона Республики Ингушетия «О референдуме <адрес>» и Закона Республики Ингушетия «О местном референдуме».
На указанное уведомление Правительство РИ данное мероприятие согласовало, но с изменением места и времени его проведения. Правительством предложено провести митинг перед ДК <адрес> 26 марта с 10 часов до 15 часов.
Административный истец не согласен с указанным решением Правительства РИ, считает данные действия незаконными, как противоречащие законодательству Российской Федерации, а именно Федеральному закону от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которому порядок проведения публичных мероприятий является уведомительным. Из ответа правительства РИ следует, что проведение митинга в заявленном месте не отвечает требованиям безопасности, поскольку находится в непосредственной близости к центральной автодороге <адрес>. Однако данное обстоятельство по мнению административного истца не может являться основанием для изменения места и времени проведения митинга, поскольку не предусмотрено вышеприведенным Федеральным законом. Также в иске указано на необоснованное установление предельной численности участников митинга – не более 3 000 человек.
Административный истец просит признать незаконным решение Правительства РИ, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ЗЕ-511/р, об изменении времени и места проведения публичного мероприятия.
В судебное заседание ФИО2 не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Полномочия административного истца подтверждены протоколом № внеочередного собрания участников Регионального общественного движения «Опора Ингушетии» от 22.11.2017г. и Уставом общественного движения.
Представитель административного ответчика иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, представил в суд письменные возражения.
Выслушав доводы явившейся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с ч.5 ст.5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 705-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N1730-О, от ДД.ММ.ГГГГ N27-П).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может произвольно воспрепятствовать проведению публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения, соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу и являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1730-О).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П).
С учетом изложенного, решение Правительства РИ об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, о котором заявлено административным истцом, подлежит проверке судом на соответствие ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N54-ФЗ.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.
В Постановлениях Европейского Суда по правам человека указано, что существования риска по обеспечению безопасности недостаточно для запрета проведения мероприятий: при осуществлении оценки власти должны представить точные предположения относительно потенциального уровня беспорядков с целью выбора средств, необходимых для нейтрализации угрозы возникновения насильственных столкновений (Постановление Европейского Суда по делу "Баранкевич против Российской Федерации"; постановление от ДД.ММ.ГГГГ "Дело "Алексеев против Российской Федерации"). Только непреодолимая угроза безопасности участников митингов может послужить уважительной причиной принятие такой радикальной меры, как полный запрет мероприятия.
Таким образом, при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.
Согласно материалам административного дела, ДД.ММ.ГГГГ председателем ОД «Опора Ингушетии» ФИО2 в Правительство РИ было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с целью выражения протеста против принятия Народным Собранием Республики Ингушетия Конституционного закона Республики Ингушетия № «О референдуме <адрес>» и Закона Республики Ингушетия № «О местном референдуме Республики Ингушетия». В качестве места проведения мероприятия предложена площадка перед НТРК «Ингушетия» в <адрес>. Время проведения митинга – с 10 часов 00 минут до 19 часов 00 минут с 26.03.2019г. по 28.03.2019г. включительно. Заявленное количество участников – до 10 000 человек.
Из содержания оспариваемого письма Правительства РИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что поскольку указанное в уведомлении место проведения публичного мероприятия в форме митинга - площадка перед НТРК «Ингушетия» в <адрес> находится в непосредственной близости к центральной автодороге <адрес> и не отвечает требованиям безопасности, Правительство Республики Ингушетия согласовывает проведение указанного мероприятия с 10ч. 00 минут до 15 ч. 00 минут ДД.ММ.ГГГГг. на площади перед муниципальным домом культуры <адрес> при условии соблюдения федерального и республиканского законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях и недопущения превышения количества участников митинга более 3000 человек.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П разъяснено, что использование в ч.5 ст.5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определены места, в которых публичные мероприятия запрещаются.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 8 указанного Федерального закона в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Таким образом, федеральным законодательством предоставлены полномочия субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать ограничения относительно мест проведения публичных мероприятий.
Согласно ст. 3.1 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГг. №-РЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на территории Республики Ингушетия» установлено, что дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом запрещается проведение публичного мероприятия, в <адрес> проведение собраний, митингов, демонстраций и шествий запрещается в следующих местах:
1) мосты, тоннели, автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения, а также непосредственно прилегающие к ним подъездные пути;
2) железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты и территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от них;
3) здания, помещения, сооружения детских, образовательных, культовых, медицинских организаций, детские площадки и территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от них;
4) объекты связи, торговые и развлекательные комплексы (центры), рынки, остановки общественного транспорта и территории, располагающиеся ближе пятнадцати метров от них;
5) территории, непосредственно прилегающие к жилым домам;
6) проезжая часть, пешеходные и велосипедные дорожки, тротуары, непосредственно прилегающие к проезжей части, если отсутствует ограждение, препятствующее попаданию участников массовых мероприятий на проезжую часть, за исключением случаев проведения шествий и демонстраций.
Из представленной суду лицензии за № от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что государственному автономному учреждению Республики Ингушетия «Национальная телерадиокомпания «Ингушетия» выдана лицензия на оказание услуг связи для целей эфирного вещания.
Также из представленного суду договора размещения телекоммуникационного оборудования от 01.06.2018г. следует, что между ГАУ РИ «НТРК «Ингушетия» и ООО «Белитон» заключен договор на аренду Башни радиорелейной связи с целью размещения на ней шкафа с телекоммуникационным оборудованием базовой станции сотовой связи, антенно-фидерных устройств и соединительных кабелей.
Указанные документы свидетельствуют о том, что ГАУ РИ «НТРК «Ингушетия» является объектом связи, на территории которого, а также на прилегающей территории расположены технические объекты по обеспечению работы систем связи.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 4 ст. 3.1 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГг. №-РЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на территории Республики Ингушетия» проведение массового мероприятия в непосредственной близости от объекта связи, каковым является здание ГАУ РИ «НТРК «Ингушетия» и прилегающая к нему территория, запрещено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности отказа Правительством РИ в проведении публичного мероприятия в заявленном организаторами месте - на площадке перед НТРК «Ингушетия» в <адрес>. Тот факт, что непосредственным основанием отказа в письме Правительства РИ указано прохождение центральной автодороги <адрес>, а не нахождение объекта связи, не имеет значения по делу, поскольку не влияет на возможность разрешения проведения публичного мероприятия в заявленном месте.
Кроме того административный истец ставит вопрос о незаконности ограничения времени общественного мероприятия.
Так, организаторы заявили о сроках мероприятия с 26 по ДД.ММ.ГГГГг. включительно, тогда как из ответа Правительства РИ следует, что им предоставлено время с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГг.
Административным ответчиком представлено письмо исполняющего министра культуры и архивного дела РИ ФИО3 от 11.03.2019г. № согласно которому 27 и ДД.ММ.ГГГГг. в муниципальном Доме культуры <адрес> запланировано проведение республиканских праздничных концертов, посвященных Дню работника культуры Российской Федерации и Международному дню театра.
Таким образом, указанные мероприятия были запланированы ранее подачи заявки РОД «Опора Ингушетии».
Согласно п. 3 статьи 3.2. Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГг. №-РЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на территории Республики Ингушетия» в одном специально отведенном месте в одно и то же время не может быть проведено более одного публичного мероприятия, за исключением случаев осуществления пикетирований, проводимых одним участником.
Кроме того из письма исполняющего обязанности Председателя Правительства РИ ФИО4 от 21.03.2019г. на имя председателя ОД «Опора Ингушетии» ФИО2 следует, что законопроект о внесении изменений в Конституционный закон РИ «О референдуме в <адрес>» снят с рассмотрения Народного Собрания РИ и возвращен разработчику.
Указанное свидетельствует о том, что повод, по которому запланировано проведения митинга, в настоящее время устранен.
В административном исковом заявлении истец указывает на необоснованное установление Правительством РИ предельной численности участников митинга – 3000 человек, вместо заявленных 10000 человек.
Из письма заместителя главы администрации <адрес>ФИО5 от 22.03.19г. №-ИП на имя и.о.руководителя Аппарата Правительства РИ ФИО6 следует, что площадь открытой площадки Городского Дворца культуры <адрес> составляет 2911 кв.м.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия.
Согласно п. 8 ст. 3.2 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГг. №-РЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях на территории Республики Ингушетия» нормы предельной заполняемости специально отведенных мест составляют:
- для открытой территории, а также для помещения, не оборудованного стационарными зрительскими местами, - не более одного человека на 1 квадратный метр.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленная в письме Правительства РИ предельная численность участников митинга – не более 3000 человек продиктована объективными обстоятельствами, а именно возможностями размещения митингующих на территории, с учетом площади предполагаемого места проведения мероприятия - 2911 кв.м.
Таким образом суд не может признать обоснованными требования административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Председателя Общественного движения «Опора Ингушетии» ФИО2 к Правительству Республики Ингушетия о признании незаконным решения Правительства Республики Ингушетия об изменении времени и места проведения публичного мероприятия, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ЗЕ-511/р, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд<адрес> через Магасский районный суд Республики Ингушетия втечение одного месяца.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда РИ Г.А. Мурзабеков