ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-74/20 от 09.07.2020 Пермского гарнизонного военного суда (Пермский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Малмыгина Д.В., при секретаре Смольниковой М.В., с участием административного истца Чермных С.П., представителя административного истца по доверенности Глухих Н.М., представителя административных ответчиков – отделения (территориального, <адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центррегионжилье») и начальника указанного территориального отделения по доверенности Булдаковой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело № 2а-74/2020 по административному иску военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Чермных А. В. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы, -

УСТАНОВИЛ:

Чермных обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением от ДД.ММ.ГГГГ начальника отделения (территориального, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) ему с членами его семьи было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

С принятым решением начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ административный истец не согласен, просит признать его незаконным и отменить, обязав указанное должностное лицо принять его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании административный истец требования поддержал, при этом пояснил, что проживает совместно с супругой – ФИО7 и двумя несовершеннолетними детьми –2009 и 2019 годов рождения в служебном жилом помещении. В настоящее время он и члены его семьи жилых помещений в собственности не имеют. Полученная им во время прохождения военной службы 2002 году квартира от Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес>, была им приватизирована и подарена своей матери.

Представитель административного истца требования доверителя в суде поддержала.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании требования административного истца не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, при этом в обоснование законности оспариваемого решения пояснила, что действующие правовые нормы не предполагают повторного обеспечения жильем военнослужащих, которые уже были обеспечены жилым помещением от государства по установленным нормам. Поскольку Чермных в 2002 году от Министерства обороны Российской Федерации была предоставлена квартира по ордеру, которую он впоследствии приватизировал и передал по договору дарения своей матери, оснований для признания Чермных нуждающимся в получении жилых помещений повторно не имеется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из исследованных в судебном заседании материалов жилищного дела административного истца, в том числе выписок из приказов и послужного списка, контрактов о прохождении военной службы видно, что Чермных проходит военную службу в войсковой части по контракту (последний контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, то есть по ДД.ММ.ГГГГ) и его выслуга составляет более 20 лет. Первый контракт о прохождении военной службы был с ним заключен в 1997 году.

Решением начальника отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГЧермных с составом семьи 3 человека (жена ФИО7, дочь ФИО8 2009 г.р. и сын ФИО9, 2019 г.р.) было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГЧермных А.В. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> общей площадью 31,9 кв.м.

В соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение административному истцу выдан ордер.

Согласно копии договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира администрацией <адрес> была передана административному истцу в собственность безвозмездно.

Из копии договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная квартира, принадлежащая административному истцу на праве собственности, подарена им ФИО10 (его матери).

Согласно копии договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № ЦРУЖО-13/21-2019 административному истцу совместно с членами его семьи предоставлено в пользование жилое помещение общей площадью 47,5 кв.м. по адресу <адрес>.

В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.

По смыслу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» из которых следует, что в случае если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Анализ приведённых выше правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что обеспечение военнослужащих-граждан жилыми помещениями, предоставляемыми от государства (как по договору социального найма, так и в собственность) по установленным нормам, возможно лишь один раз в порядке и на условиях, определённых жилищным законодательством. Данное ограничение относится и к членам семьи военнослужащего, поскольку их право является производным от права военнослужащего.

При этом, если военнослужащий по своему усмотрению распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с прохождением военной службы, произвел его отчуждение, в том числе и путем дарения членам своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то, по общему правилу, он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны Российской Федерации в связи с чем, у него отсутствует основание требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма, в порядке, определяемом ст. 15 Закона, даже по истечении сроков, предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в 2002 году Чермных А.В., относящийся к категории военнослужащих, указанных в абзаце 3 пункта 1 статьи 15 Закона, в связи с прохождением военной службы, получил от Министерства обороны Российской Федерации в собственность по месту прохождения военной службы жилое помещение площадью 31,9 кв.м., которым в 2009 году распорядился по своему усмотрению, в настоящее время возможность его сдать жилищным органам в указанном порядке у него отсутствует, в связи с чем указанные в обжалуемом решении жилищного органа МО РФ основания отказа в постановке на жилищный учет Чермных с членами его семьи являются правомерными.

Таким образом, военный суд приходит к выводу, что начальник отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, принимая решение об отказе административному истцу в постановке его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, действовал в пределах предоставленных ему полномочий и каких-либо прав административного истца не нарушал, в связи с чем требование Чермных о признании незаконным оспариваемого решения, а также обязании указанного должностного лица принять Чермных и членов его семьи на жилищный учет не могут быть признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 174-180 и 227, 298 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска об оспаривании решения начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы Чермных А. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу Д.В. Малмыгин