Дело № 2а-7508/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2018 г. г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкого И.В., при секретаре Сагдеевой Г.Д., с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Сургута о признании незаконными действий,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г.Сургута, в котором, с учетом уточнения исковых требований попросил признать незаконными действия Администрации города, выразившиеся в направлении в адрес Сургутского городского отделения КПРФ предложения об изменении даты публичного мероприятия, заявленного на 22 сентября 2018 года; обязать Администрацию незамедлительно направить в адрес Сургутского городского отделения КПРФ обоснованное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, заявленного на 22 сентября 2018 года; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указал, что 07 сентября 2018 г. в 11.34 асов подал в Администрацию города уведомление о проведении 22 сентября 2018 года в период времени с 13.30 час. до 16.00 час. публичного мероприятия в форме митинга по адресу: <...>, с предполагаемым количеством участников 1 000 человек. 10 сентября 2018 года от административного ответчика поступил ответ, в котором сообщалось о проведении по указанному адресу в период времени с 09.00 час. до 22.00 час., уведомление о котором организатор подал раньше Сургутского городского отделения КПРФ. В связи с этим административным ответчиком предложено перенести дату публичного мероприятия, в то время как возможность предлагать изменить дату публичного мероприятия не предусмотрена законом.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что Сургутское городское отделение КПРФ решило провести 22 сентября 2018 года публичное мероприятие в рамках всероссийской акции протеста против повышения пенсионного возраста. Поэтому организатора мероприятия - Сургутское городское отделение КПРФ интересует только дата 22 сентября 2018 года. Другого конкретного времени или места проведения публичного мероприятия Администрация города организатору мероприятия не предложило, хотя это могло бы быть время с 07.00 часов до 09.00 часов. О том, что других специально отведенных для публичных мероприятий мест, кроме заявленного, в городе не имеется, Администрация города в своем ответе не сообщила.
Представители административного ответчика Администрации города Сургута ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали по доводам письменных возражений. Дополнительно пояснили, что площадь у главного корпуса ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» по адресу: <...>, определена в качестве единственного специально отведенного места для проведения публичных массовых мероприятий. Другие места для проведения публичных мероприятий с количеством участников 1 000 человек в городе отсутствуют. 07 сентября 2018 года Администрацией города было получено уведомление местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» города Сурута о проведении публичного мероприятия 22 сентября 2018 года в период времени с 09.00 час. до 22.00 час. Данное уведомление поступило раньше, чем уведомление от Сургутского городского отделения КПРФ, поэтому было согласовано в приоритетном порядке. Законом ХМАО-Югры от 08.06.2009 N 81-оз предусмотрено, что в специально отведенном месте в одно и то же время может быть проведено только одно публичное мероприятие. При этом по смыслу закона, время проведения публичного мероприятия отводится в первоочередном порядке тому организатору, который обратился раньше, и только после проведения этого мероприятия может быть отведено время для мероприятия, уведомление о котором поступило позднее. Администрация города не отказывала истцу в согласовании проведения публичного мероприятия, но с учетом сложившихся обстоятельств направила предложение о рассмотрении возможности переноса даты проведения публичного мероприятия. Представители ответчика считали, что изменение даты проведения мероприятия охватывается понятием изменения времени проведения мероприятия, предусмотренного федеральным законом. Время с 07.00 часов до 09.00 часов предлагать административному истцу не стали, поскольку с 07.00 часов до 08.00 часов в соответствии с действующими правовыми актами необходимо соблюдать режим тишины, чтобы не доставлять неудобства проживающим рядом гражданам, а с 08.00 часов до 09.00 часов могут быть созданы неудобства для студентов, обучающихся в ГОУ ВПО «СурГУ».
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на VII заседании Бюро Сургутского городского Комитета КПРФ от 05.09.2018 г. было постановлено в соответствии с Уставом КПРФ организовать и провести 22 сентября 2018 года с 13:30 до 16:00 митинг против повышения пенсионного возраста в рамках всероссийской акции протеста КПРФ, с количеством предполагаемых участников 1 000 человек; уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, обеспечение общественного порядка назначили ФИО1, ФИО6 и ФИО7
07 сентября 2018 года ФИО1, ФИО6 и ФИО7 обратились в Администрацию города Сургута с уведомлением о проведении 22 сентября 2018 года в период с 13 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга по адресу: <...>, на площади перед Театром «СурГУ», с предполагаемым количеством участников 1000 человек.
Письмом за подписью заместителя Главы города Жердева А.А. от 07.09.2018 г. № сообщено о том, что в указанные в уведомлении время и месте запланировано проведение публичного мероприятия другой организацией в период с 09.00 часов до 22.00 часов, которая направила уведомление о проведении мероприятия в более ранний срок.
Согласно представленным представителями административного ответчика документам, 07 сентября 2018 года в 09 час. 00 мин. 49 сек. В администрацию города поступило уведомление от уполномоченного организатором – Местным отделением ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» город Сургут о проведении 22 сентября 2018 года в период с 09 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме пикетов по адресу: <...>, на площади перед СурГУ», с предполагаемым количеством участников 70 человек.
Наличие полномочий у заместителя Главы города Жердева А.А. на подписание ответом на уведомления о проведении публичных мероприятий не оспаривалось административным истцом и подтверждается распоряжением Администрации города от 10.01.2017 г. № 01.
В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, установленное статьей 31 Конституции РФ, подлежит защите и восстановлению в судебном порядке в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Рассматривая уведомление о проведении публичного мероприятия, уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 указанного выше федерального закона обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.
В развитие положений Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят Закон ХМАО - Югры от 08.06.2009 № 81-оз "Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в ст.2.1 которого определены места, в которых запрещается проведение собраний, кроме определенных Федеральным законом.
Согласно пункту 1 ст.2.2 Закона ХМАО - Югры от 08.06.2009 № 81-оз, в одно и то же время специально отведенное место может быть использовано для проведения одного публичного мероприятия.
В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте в одно и то же время очередность использования специально отведенного места в соответствии с Федеральным законом определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления уполномоченным органом или администрацией муниципального образования (п.2).
Информационное сопровождение очередности использования специально отведенного места осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования по месту его нахождения (п.3). Информация об очередности использования специально отведенного места должна быть доступна для граждан в здании (помещении) администрации муниципального образования (п.4).
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 22.12.2012 № 515-п "О перечне единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" свободная от застройки территория площадью 5655 квадратных метров земельного участка по адресу: <...>, площадь у главного корпуса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (театр СурГУ) определена в качестве единственного специально отведенного для проведения массового публичного мероприятия места.
Письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города от 19.09.2018 г. подтверждается, что иные места на территории городского округа город Сургут, находящиеся в ведении муниципального образования, позволяющих обеспечить вместимость участников митинга в количестве 1000 человек, помимо места, определенного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 22.12.2012 № 515-п, отсутствуют.
Учитывая изложенные нормы законодательства, принимая во внимание, что уведомление Местного отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» город Сургут о проведении 22 сентября 2018 года в период с 09 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. публичного мероприятия поступило ранее уведомления уполномоченных Сургутского городского Комитета КПРФ, у Администрации города имелись основания для направления административному истцу предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия.
Как установлено, одновременное проведение публичных мероприятий в одном специально отведенном месте законом не предусмотрено.
Вместе с тем, Администрация города Сургута обязана была предложить организаторам публичного мероприятия место и время, позволяющее провести указанное публичное мероприятие, чего, в нарушение закона сделано не было. Какое-либо конкретное место или время, в том числе дату проведения публичного мероприятия организаторам публичного мероприятия Администрацией города в письме от 07 сентября 2018 года не предложено.
Довод представителей административного ответчика о том, что организатор мероприятия должен был занять более активную позицию и самостоятельно предложить администрации другую дату проведения публичного мероприятия не основан на законе и во всяком случае не исключает для Администрации города исполнить установленную законом обязанность обосновать предложение об изменении даты проведения мероприятия с указанием этой конкретной даты.
Доказательств того, что Администрацией города была своевременно доведена информация об очередности использования специально отведенного места 22 сентября 2018 года, административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного ответ Администрации города от 07.09.2018 г. № следует признать незаконным в той мере, в какой данный ответ не содержит предложения о конкретном времени проведения заявленного публичного мероприятия.
Требование административного истца о возложении на Администрацию обязанности незамедлительно направить в адрес Сургутского городского отделения КПРФ обоснованное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, заявленного на 22 сентября 2018 года, не может быть удовлетворено, поскольку противоречит положениям п.1.2 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ об очередности использования специально отведенного места.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 227 КАС РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к Администрации города Сургута о признании незаконными действий удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Администрации города от 07.09.2018 г. № в той мере, в какой данный ответ не содержит предложения о конкретном времени проведения заявленного публичного мероприятия.
В остальной части в удовлетворении требований ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Судья подпись И.В. Бурлуцкий